Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpsihfak.files.wordpress.com
1 Типы рациональности в науке Классический: возможность объективного знания вне познающего субъекта и средств познания Неклассический: зависимость знаний от средств (инструментов) познавательной деятельности Постнеклассический: участие в процессе порождения знаний, целей и ценностей познающего субъекта
2 Были ли революции в психологии? З. Фрейд сравнивал свой подход с коперникианским переворотом во взглядах Гештальтисты (устами К. Левина) призывали к переходу к галилеевскому стилю мышления Американские психологи объявили вначале о бихевиориальной революции А потом и о совершившейся когнитивной революции
3 Сведение сознания к физиологии Г. Лейбниц : если представить, что мозг увеличился до размеров целого здания так, чтобы по нему можно было прогуливаться, то и при этом никто не смог бы увидеть в этом здании мыслей. Р. Вирхов ( открывший клеточное строение организмов ): « Я анатомировал уже тысячи мозгов, но ещё ни разу не обнаружил душу ». Генетик Н. П. Дубинин : « Сколько бы мы ни изучали процессы, идущие в нейронах, мы, даже получив важнейшие данные по нейрофизиологии, не поймем, что такое мысль »
4 Сведение сознания к физиологии Нельзя узнать без признания испытуемого, сопровождаются ли те или иные физиологические процессы осознанием. Наличие психической реакции может быть определено только путем опроса испытуемых. Другой возможности непосредственного исследования психических проявлений нет.
5 Поиск в самом сознании: структурализм В. Вундт сделал попытку разложить сознание на элементы и построить «химию души». Он считал, что все другие способы изучения сознания вне границ самого сознания являются и ненаучными, и непродуктивными Однако содержание сознания непрерывно изменяется, порождая все новые и новые смыслы. А потому не существует способа единообразно вычленять элементы.
6 Объяснение сознания сознанием Э. Титченер утверждал, что сознание состоит из известных ему 44 тысяч сенсорных элементов (из них зрительных и слуховых), которые «без пропусков и излишков» порождают в разных комбинациях все восприятия, мысли и эмоции.
7 Поиск биологических оснований сознания: функционализм Сознание полезно. Оно способствует выживанию. Однако ни термин «выживание», ни термин «приспособление» не являются определенными. Как говорят биологи, все существующие организмы и все свойства этих организмов, по определению, одинаково приспособлены к среде: они существуют, а значит, выжили.
8 Объяснение сознания с помощью бессознательного: психоанализ З. Фрейд: В области психического нет и не может быть ничего произвольного, недетерминированного. Следовательно, если содержание сознания обманывает нас, то оно обманывает не случайно. В психике должен существовать контрольно-пропускной пункт, принимающий решения, какую информацию допускать в сознание, а какую нет. Фрейд называет этот пункт цензурой.
9 Объяснение сознания с помощью бессознательного З. Фрейд: «Все считают, что я отстаиваю научный характер своей работы и что сфера моей деятельности ограничивается лечением психических заболеваний. Это ужасное заблуждение превалировало в течение ряда лет, и мне так и не удалось внести ясность в этот вопрос. Я учёный по необходимости, а не по призванию. В действительности я прирожденный художник... Мне удалось обходным путём прийти к своей цели и осуществить мечту остаться писателем, сохраняя видимость, что я являюсь врачом»
10 Революция от гештальта Что видит новорожденный ребенок, впервые в жизни открыв глаза: хаос световых пятен, постепенно складывающийся в образы предметного мира, или, наоборот, одно большое гомогенное пятно, из которого постепенно выступают предметы? Иначе: что первичнее – ощущение или восприятие?
11 Интеллектуальное очарование позитивизма: бихевиоризм Дж. Уотсон ( ) : « Пришло время, когда психологи должны отбросить всякие ссылки на сознание, когда больше не нужно вводить себя в заблуждение, думая, что психическое состояние можно сделать объектом наблюдения. Мы так запутались в спекулятивных вопросах об элементах ума, о природе содержаний сознания, что я как ученый-экспериментатор чувствую, что есть что-то ложное в самих предпосылках»
12 Бихевиористская контрреволюция Уотсон: Именно практическая психология сейчас является подлинно научной, именно она, в результате широких обобщений, приведёт к управлению поведением человека. Ведь главное для бихевиориста действовать.
13 Сознание – инструмент познания: когнитивная психология В 1960 г. психологи Дж. Миллер и Дж. Брунер создают в Гарварде Центр когнитивных исследований. Дж. Миллер заявил: когнитивная революция – это контрреволюция. Центр создавался не для чего-то конкретного, а против – против бихевиоризма. В книге У Найссера «Когнитивная психология» (1967), давшей название всему направлению, бихевиоризм объявлялся побежденным.
14 Сознание – инструмент познания Все психические явления должны объясняться причинами, обусловленными логикой познания. Это значит, что цель, стоящая перед человеком, наделенным психикой и сознанием, – познание.
15 Неклассический подход в психологии Все способы построения психологического знания и психологические практики, отличающиеся от классического (строящегося по образцу естественных наук, как субъект-объектное познание, основанное на методологии эмпирического исследования). Дорфман Л.Я., 2003
16 Неклассическая психология: «Гуманитарность» подхода: Активное включение в рассмотрение социально-исторического и культурного контекста Личность – не природный, а культурный, «искусственный» объект Личность – творец этого объекта, активный самосозидающий субъект
17 Неклассическая психология (по Д.А.Леонтьеву) От монологизма к диалогизму (Бахтин, Выготский, Дж.Мид). Диалог – смыслопорождающая реальность От изолированного индивида к жизненному миру (Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев, Шоттер) Здесь начинается постнеклассика: От детерминизма к самодетерминации (Р.Мэй) От потенциализма к экзистенциализму (Франкл, Роджерс, Маслоу, Гольдштейн) От количественного подхода к качественному От констатирующей стратегии к действенной (Левин, Выготский)
18 Курт Левин (1890 – 1947) «Описание ситуации должно быть скорее субъективным, чем объективным, т.е. ситуация должна описываться скорее с позиций индивида, поведение которого исследуется, нежели с позиции наблюдателя».
19 Курт Левин «Переход от Аристолевского мышления к Галилеевскому» (1927)
20 Основные понятия К.Левина Жизненное пространство B = F (P,E) = F (Lsp). Жизненное пространство
21 Основные понятия К.Левина Регионы и границы
22 Основные понятия К.Левина Локомоции (действия)
23 Основные понятия К.Левина Валентность Левин он выделяет три основных разновидности внутреннего конфликта. 1.Человек находится между двумя положительными валентностями. Ему необходимо выбрать между двумя привлекательными объектами. 2. Столкновение с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности («и хочется и страшно»). Поведение человека в данной ситуации носит характер «челнока»: приближение-удаление от объекта. 3. Конфликт между двумя отрицательными валентностями (например, между необходимостью выполнения неприятной работы и угрозой наказания). Энергетические затраты в таком случае значительно повышаются, даже если работа достаточно легкая.
24 Ситуационный подход 1. Принцип ситуационизма – сильное детерминирующее влияние непосредственной социальной ситуации. Социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение. 2. Принцип субъективной интерпретации – конструирование реальности: взаимодействие человека и ситуации. 3. Положение о напряженных системах. К.Левин: «Поведение должно выводиться из всего количества одновременно сосуществующих фактов», которые «имеют характер силового поля»: состояние каждой части поля зависит от любой другой его части. Следствия: - анализ сдерживающих факторов так же важен, как и стимулирующих; - состояние неустойчивого равновесия; - менее масштабные воздействия могут быть более эффективны
25 Теория поля
26 Ситуация характеризуется как многослойное явление: ситуация в широком смысле понимается как общая ситуация жизни человека. ситуация в узком смысле связывается с конкретными событиями жизни или экспериментальными моделями ситуаций. Ситуация – это естественный фрагмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в него людьми, местом действия, типом деятельности и др. (Argyle M., Furnham A., Graham J.)
27 От социума к сознанию Л.С. Выготский: Мы можем сформулировать обший генетический закон культурного развития: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Интериоризация – это процесс перевода внешнего (социального) во внутренний план. Но ведь для этого независимо от существования внешнего плана должен уже существовать внутренний план (сознание), иначе внешний план не во что будет переводить.
28 «Третья сила»: гуманистический подход Гуманисты: Бихевиоризм удалил из психологии сознание, а вместе с ним удалил осознание человеком себя и необходимую для принятия решения свободу выбора. Человек в бихевиоризме развивается только под воздействием среды, он не имеет никакой возможности самоизменения, саморазвития. Бихевиорист уверяет, что он, мол, по заказу способен сделать из любого ребенка музыканта, ученого или бандита. Это неправда.
29 «Третья сила»: гуманистический подход В.Франкл: Опасное заблуждение считать, что человек стремится достичь приспособления, равновесия со средой. К. Гольдштейн: Люди, жаждущие лишь достижения равновесия, явно патологичны. Г. Оллпорт: В интересах таких людей нет ничего созидательного, они не способны переносить страдание».
30 «Третья сила»: гуманистический подход А. Маслоу: «самоактуализация это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Э. Фромм: «человека делает человеком его способность создавать самого себя». К. Роджерс: «человек всем организмом выбирает направление движения при психологической свободе двигаться куда угодно». Человек не должен плыть по течению внешних обстоятельств или глубинных неосознанных внутренних желаний. Только он сам сознательно может найти свой личный смысл бытия и осознать свое предназначение в жизни. Никто за него это сделать не сможет.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.