Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtempus.novsu.ru
1 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ Основные положения
2 ИСД и КС – изучение индивидуальных (темпераментальных) особенностей на современном этапе Индивидуальный стиль деятельности – складывающаяся в процессе онтогенеза, характерная для личности совокупность взаимосвязанных приемов и способов осуществления деятельности, определяющаяся своеобразием как внешних требований, так и индивидуальных предпосылок реализации этой деятельности. Выделяется два предельно обобщенных стиля: 1) мыслительный план действий детализирован, создается до исполнительной фазы и незначительно изменяется в процессе своего осуществления (доминирует ориентировка); 2) мыслительный план действий имеет схематический характер, протекает одновременно и в связи с исполнительной фазой, значительно детализируется и изменяется в процессе собственной реализации (доминирует исполнение).
3 Когнитивный стиль Когнитивный стиль (англ. cognitive style – познавательный стиль) – совокупность взаимосвязанных приемов, способов, стратегий осуществления познавательной деятельности, определяющаяся своеобразием как внешних требований, так и индивидуальных предпосылок реализации познавательной активности. К.С. преимущественно отражает индивидуальные особенности познавательной сферы личности. Термин был предложен и разработан американским психологом Г. Уиткиным (H. Witkin). В его теории К.С. – это комплексное образование, которое синтезирует в себе личностные характеристики (доминирующую мотивацию, направленность, виды психологических защит и др.) с определенными особенностями восприятия и мышления (расчлененность, степень аналитичности-синтетичности и проч.).
4 Виды когнитивных стилей (В.А. Колга) ПОДСТИЛЬ МЕТАСТИЛЬ СИНТЕТИЧНОСТЬАНАЛИТИЧНОСТЬ 1. Поленезависимость - зависимость ПолезависимостьПоленезависимость 2. Импульсивность - рефлексивность ИмпульсивностьРефлексивность 3. Широта категоризации ШирокаяУзкая 4. Стиль образования понятий На основе цвета, формы, величины На основе связей, отношений 5. Дифферен - сть тела и моторики МаленькаяБольшая 6. Гибкость-ригидностьГибкостьРигидность 7. Когнитивная простота- сложность ПростотаСложность 8. Широта сканированияШирокоеУзкое
5 Полезависимость - поленезависимость Поленезависимость характеризуется способностью хорошо различать «Я» и «не-Я», структурированностью личностной организации; завышенной самооценкой; опорой на собственный внутренний мир и опыт, преобладанием анализа в мышлении, независимостью от окружения, склонностью к точным наукам. Полезависимость отражает недостаточное различение «Я» от «не-Я», размытость представления о самом себе, заниженную самооценку, зависимость от окружения, преобладание синтеза в мышлении; неэффективные виды психологической защиты (уход, болезнь и др.), склонность к гуманитарным наукам.
6 Диагностика когнитивных стилей ЕFТ (тест включенных фигур). Тест состоит из 24 карточек с изображением сложных цветных фигур и из 8 карточек о изображением простых стимулов. Учитывается среднее время решения теста. Испытуемому предлагалось отыскать простую фигуру в более сложной. нв
7 Диагностика когнитивных стилей Тест «стержень в рамке» Тест включает вращающиеся стержень и ражу, которые покрыты специальной светящейся краской, а также поворачивающееся на 28 градусов влево- вправо относительно вертикальной оси кресло. Испытуемому, сидящему в кресле, предлагается в абсолютно темной комнате установить стержень из наклонного положения внутри рамки в вертикальную позицию.
8 Мобильность когнитивных стилей Изменение когнитивного стиля в сторону поленезависимости (ситуация успеха)
9 Мобильность когнитивных стилей Изменение когнитивного стиля в сторону полезависимости (ситуация неуспеха)
10 Мобильность когнитивных стилей Изменение когнитивного стиля в сторону полезависимости (ситуация неуспеха)
11 Тест – «божья коровка» (Kagan J.). Ребенку предлагается на вырезанную из картона божью коровку наклеить или наложить пятнышки. Если он использует мало больших по размеру пятен, то его относят к полезависимым, к «синтетикам», поскольку он употребляет глобальные, широкие категории и схемы для познания реальности. Если же малыш манипулирует меньшими по размеру пятнышками (которых, очевидно, нужно больше по количеству), то он считается «аналитиком», поленезависимым. Диагностика когнитивных стилей в дошкольном возрасте
12 Стратегии обучения для студентов с различным когнитивным стилем 1. Стратегия для обучения полезависимых в большей мере должна включать глобальные, нерасчлененные психологические категории, построение содержания образования от общего к частному, ориентацию на педагогические, этические, философские аспекты психологического знания, предоставление возможности участвовать в тренингах, групповых дискуссиях, медитативных сеансах. 2. Стратегия для обучения поленезависимых в большей мере включает в себя точные, строгие определения, построение содержания образования от частного к общему, ориентацию на естественно-научные аспекты психологического знания, на использование математических процедур в описании психологических явлений, предоставление возможности в организации и проведении эмпирических, экспериментальных исследований, выступления с научными докладами на конференциях.
13 3. Стратегия для обучения мобильных студентов (способных использовать и один и второй когнитивный стиль), вероятно, должна быть доминирующей целью вузовского образования, особенно по психологическим специальностям. Такая стратегия сочетает в себе элементы первой и второй Стратегии обучения для студентов с различным когнитивным стилем
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.