Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемunicef.ru
1 СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РЕБЕНКА: Институционализация как крайняя мера Передовая практика в области планирования преобразований Весна Босняк, Консультант ЮНИСЕФ
2 Основная проблема Как сократить число случаев разлучения детей со своими семьями в результате решений, принятых государственными органами (решений о лишении родительских прав и/или институционализации ребенка). Основное предположение Решения, касающиеся лишения родительских прав и/или деинституционализации, могут только тогда стать крайней мерой со стороны государства, если будет ликвидирован дефицит других видов услуг.
3 Совокупность услуг – фактор, способствующий сокращению числа случаев разлучения детей со своими семьями Профилактика отказа от детей, насилия над детьми и социального сиротства способствует уменьшению необходимости в применении принудительных мер в отношении родителей и/или мер по их реабилитации Услуги по оказанию поддержки семьям (и другие меры по реабилитации родителей) способствуют сокращению числа родителей, лишенных родительских прав Возвращение в семью становится возможным для значительного числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, как только услуги (и/или другие меры по реабилитации родителей) становятся доступными для родителей Альтернативное семейное устройство детей заменяет воспитание детей в родных семьях и способствует уменьшению чрезмерной зависимости от интернатных учреждений.
4 Приведение в соответствие предлагаемых государством мер по оказанию помощи с потенциальным спросом на новые услуги > Уменьшение принудительного обращения с семьями группы риска должно сопровождаться мерами по расширению ранней регистрации этих семей, их индивидуальному сопровождению и направлению (передаче дел) в другие службы > Сокращение числа случаев и длительности разлучения детей со своими семьями (посредством воссоединения семей) должно быть результатом увеличения числа различных видов услуг по оказанию поддержки семьям и других причитающихся им прав, таких как: Финансовая поддержка профессионального обучения или приносящих доход возможностей Раннее вмешательство в принатальный и постнатальный периоды (в основном оказание медицинской помощи в рамках учреждений системы здравоохранения, но также и оказание психо-социальной поддержки, профессиональное ориентирование, временная оплата расходов на проживание и т.д.) Психо-социальная поддержка и/или реабилитация и/или юридическая помощь родителям Присмотр за детьми в дневное время, оказание помощи семьям по месту жительства Временный уход за детьми или другие формы временного воспитания детей вне родной семьи Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья > Сокращение числа детей, воспитывающихся в институциональных учреждениях, (уменьшение числа детей, поступающих в эти учреждения, и увеличение числа детей, их покидающих) должно сопровождаться расширением предлагаемых услуг по воспитанию детей в альтернативных семьях и повышением их качества (опека, попечительство, приемные семьи, усыновление, небольшие семейные дома)
5 Принципы работы с детьми, которым грозит разлучение со своими родителями: Восстановление и развитие потенциала и получение их согласия на сотрудничество – ключевые меры реагирования с целью преодоления трудностей, с которыми сталкиваются родители (группа 1) Меры принуждения, уголовное преследование и назначение наказания - ключевые меры реагированияя по отношению к родителям, которые жестоко обращаются со своими детьми или их эксплуатируют (группа 2) Изучение полномочий и практик государственных учреждений, работающих с родителями, которые не обеспечивают надлежащий уход за своими детьми Четкое различие между государственными учреждениями, типом персонала и ожидаемыми результатами в интересах детей и семей в «группах 1 & 2» Что должно измениться в структуре и работе служб по защите детей?
6 Передовые практические методы перестройки социальных служб по оказанию социальной поддержки детям Государственные учреждения (например, органы опеки и попечительства, отделы соцзащиты, суды) перестают дублировать друг друга в своей работе, переходят к практике индивидуального сопровождения и «контроля на входе» (Словения, другие республики бывшей Югославии) В тех системах, где органы опеки и попечительства являются частью службы соцзащиты, отсутствует практика чрезмерного применения мер по лишению родительских прав Например, в республиках бывшей Югославии практикуется найм на работу социальных работников, общественных воспитателей и/или психологов, а также привлечение их со стороны За некоторыми исключениями, лица, принимающие решения, должны разработать программу сотрудничества с родителями Например, в Словении оказывается помощь родителям в определении необходимого объема помощи и/или получении психологической помощи или любых других услуг по реабилитации, прежде чем к ним будут применяться принудительные меры (например, лишение родительских прав)
7 Передовые практические методы перестройки социальных служб по оказанию социальной поддержки детям (продолжение) Государственные должностные лица, отвечающие за принятие решений, могут передавать оказание услуг по поддержке семей на исполнение внешним организациям Например, в Словении эти услуги передаются неправительственным организациям или другим службам по месту жительства семей При принятии решений об ограничении или лишении родительских прав суд должен потребовать представления свидетельств, подтверждающих, что предлагаемые меры является «крайней мерой»
8 Почему необходимо планирование? Не существует никаких других методов работы с количественными целями, преднамеренными действиями и перераспределением ресурсов в определенных временных рамках. Не претендуя на чей-либо мандат, планирование может придать больше значимости и веса некоторым заинтересованным сторонам по сравнению с другими (включая НПО и частный сектор). Планирование способно преодолеть последствия разрозненных мер реагирования и решить вопрос, связанный с личными интересами заинтересованных сторон внутри самой системы. В качестве регулятивного метода планирование имеет преимущество над другими регулятивными мерами, потому что оно может: > Способствовать постепенным изменениям, согласующимся с долгосрочными целями, а также > Адаптировать задачи и действия к появлению неожиданных или непредсказуемых сдерживающих факторов
9 Региональный план развития услуг, включая преобразование институциональных учреждений, расположенных в регионе (3-5 лет) Ключевой фактор – анализ спроса на услуги в регионе посредством оценки численности следующих целевых групп: > Основная целевая группа Дети в регионах, которые должны быть деинституционализированы (возвращение в родную семью или устройство ребенка на воспитание в замещающую семью) > Вторичная целевая группа Дети в регионах, которые должны поступить в интернатные учреждения, исходя из годового предполагаемого коэффициента институционализации (за последние 3-5 лет) > Третичная целевая группа Дети и семьи, которые уже известны органам социальной защиты как входящие в так называемые группы риска и либо не получающие помощь в рамках услуг по поддержке семьи либо получающие помощь, которая не отвечает полностью их нуждам.
10 Оценка требуемых мер реагирования в отношении целевых групп Оценка возможностей служб по оказанию поддержки семьям и эффективности мер по финансовой поддержке семей, необходимых для содействия возможному возвращению детей в родные семьи и оказания помощи детям из третьей целевой группы (в некоторых из этих служб текучка кадров выше, чем в службах альтернативного устройства детей). Оценка возможностей механизмов альтернативного семейного устройства, необходимых для помещения на воспитание в замещающие семьи большинства детей из первой и второй целевых групп Определение требуемых задач и приоритетов с точки зрения кратко-, средне- и долгосрочных преобразований в отношении выявленных целевых групп
11 Конкретные задачи для выполнения * Консультировать и мобилизовывать различные заинтересованные стороны и заручиться их обязательствами > Об участии в процессе стратегического планирования, а также > об участии в разработке координационных механизмов по оказанию услуг и поддержанию партнерских отношений с клиентами и их организациями * Определить: > Количественные цели > Количественные цели в рамках многолетней работы *Подготовить: > Протоколы о взаимопонимании между социальными службами и государственными учреждениями здравоохранения, образования, юстиции и др. по вопросам, касающимся общей ответственности. *Обеспечить: > дополнительное финансирование посредством проектной подготовки к финансированию в переходный период, проведению информационных кампаний (например, с участием частного сектора) > осуществление информационно-просветительской работы на центральном и местном уровнях (чтобы добиться соответствующей нормативной и финансовой поддержки на национальном уровне)
12 ... Конкретные задачи для выполнения : * Внести предложения, касающиеся: > Законодательных изменений относительно статуса неправительственных организаций и частных обслуживающих организаций в сфере социального обеспечения и защиты > создания переходной структуры на местах с целью осуществления дополнительных действий совместно с неправительственными партнерами * Продолжать: > Обеспечивать широкое общественное признание достижений наиболее выдающихся участников > информировать общественное мнение, а также > способствовать всеми возможными способами разрешению конфликтов, возникающих между различными сторонами!
13 Передовая практика в области регулирования процесса преобразований Привлечение аккредитованных неправительственных организаций для оказания услуг по социальной защите детей (например, в Болгарии) В действующих законах и подзаконных актах определяются полномочия различных служб, нормы и стандарты их функционирования Например, стандарты работы вновь созданных служб, кодекс профессионального поведения обслуживающих организаций – в Болгарии, Сербии, Грузии В планах, разработанных на национальном, региональном и институциональном уровнях, устанавливаются кратко-, средне- и долгосрочные количественные целевые показатели, определяющие выделение (перераспределение) ресурсов, сроки исполнения и ответственность исполнителей. В Грузии, Сербии – изменение соотношения между институциональными формами устройства детей и воспитанием в приемных семьях; применение родственной опеки как одной из форм воспитания детей в приемных семьях В Азербайджане - началась реализация Генерального плана В Армении – прогнозирование стоимости новых услуг по сравнению со старыми
14 Передовая практика в области регулирования процесса преобразований (продолжение) Выявление и работа с детьми, подлежащими институционализации, и детьми, находящимися в институциональных учреждениях, как приоритетное направление деятельности местных служб Например, в Сербии разработаны на региональном и местном уровнях планы действий по перестройке всех служб, работающих с детьми группы риска Разработка протоколов и других директивных документов по вопросу участия различных секторов в предоставлении комплексных услуг Например, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в конфликте с законом, жестокое обращение с детьми, торговля детьми и т.д.
15 Регулирование процесса преобразований в области деинституционализации Правовые детерминанты устройства и функционирования институциональных учреждений (позволяющие предоставлять детям новые услуги в рамках институциональных учреждений) Финансовый регламент, источники и движение средств (по принципу «деньги идут за клиентом») Административные и технические директивы в отношении вновь созданных служб и/или процесса по сокращению размеров институциональных учреждений, моратория на поступление в учреждения детей и т.д. Регламентирование процесса по расстановке кадров, (пере)обучении и т.д.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.