Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtpprf.ru
1 Инновационные подходы к разработке профессиональных стандартов А.А. Муравьева к.ф.н. Эксперт Центра изучения проблем профессионального образования
2 2 Основные принципы и распределение ролей (международные тенденции) Признание необходимости профессиональных стандартов государством как фактора обеспечения конкурентоспособности экономики и поддержка их разработки (нормативно- правовая и финансовая) Признание необходимости профессиональных стандартов государством как фактора обеспечения конкурентоспособности экономики и поддержка их разработки (нормативно- правовая и финансовая) Центральная роль работодателей Центральная роль работодателей
3 3 Профессиональный стандарт Устанавливает требования к тому, что человек должен знать и уметь делать в определенной области трудовой деятельности. Отражается в присуждаемых свидетельствах, выходных квалификациях. Ориентирован на оценку деятельности или практического опыта.
4 4 Профессиональный стандарт Многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию трудовой деятельности, условиям ее осуществления, и уровню квалификации работника Многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию трудовой деятельности, условиям ее осуществления, и уровню квалификации работника
5 5 Что обеспечивают профессиональные стандарты Согласованные требования к качеству труда в интересах: Согласованные требования к качеству труда в интересах: повышения качества и производительности труда повышения качества и производительности труда повышения качества подготовки работников в системе ПО повышения качества подготовки работников в системе ПО развития обучения на производстве развития обучения на производстве оценки потребности в повышении квалификации действующих работников оценки потребности в повышении квалификации действующих работников обоснованной оценки кандидатов на рабочие места при найме персонала обоснованной оценки кандидатов на рабочие места при найме персонала проведения аттестации персонала проведения аттестации персонала сертификации компетенций и квалификаций сертификации компетенций и квалификаций
6 6 Разработка профессиональных стандартов На основе: На основе: данных мониторинга и анализа развития отрасли данных мониторинга и анализа развития отрасли опросов предприятий опросов предприятий консенсуса относительно предъявляемых требований консенсуса относительно предъявляемых требований Профессиональные стандарты могут: Профессиональные стандарты могут: утверждаться государством (Великобритания), как отдельный документ утверждаться государством (Великобритания), как отдельный документ утверждаться структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании ОС и программ обучения (Германия, Франция, Нидерланды). утверждаться структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании ОС и программ обучения (Германия, Франция, Нидерланды).
7 7 Процесс разработки и обновления профессиональных стандартов Исследование потребности Утверждение Доработка стандартов Консультации в отрасли Разработка стандартов Разработка функциональной карты Формирование группы экспертов Принятие решения о разработке и финансировании
8 8 Методика разработки ПС Основной принцип: От анализа области трудовой деятельности к формированию требований к работникам От анализа области трудовой деятельности к формированию требований к работникам
9 9 Что нужно Классификация областей профессиональной деятельности, отличная от МСКО и существующих классификаторов Классификация областей профессиональной деятельности, отличная от МСКО и существующих классификаторов Область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, основанных на однородных компетенциях, направленных на единый общий результат и объединенных схожими или общими средствами и предметами труда. Область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, основанных на однородных компетенциях, направленных на единый общий результат и объединенных схожими или общими средствами и предметами труда.
10 10 Классификация профессиональной деятельности Общие положения: - Необходимость согласования различных систем классификаций профессиональной деятельности Пример: Пример: Великобритания – разработка ПС по областям профессиональной деятельности, определенных работодателями. Затем – формальная привязка к международным и национальным классификаторам. Великобритания – разработка ПС по областям профессиональной деятельности, определенных работодателями. Затем – формальная привязка к международным и национальным классификаторам.
11 11 Примеры Великобритания: Сельское хозяйство, огородничество, садоводство и животноводство Сельское хозяйство, огородничество, садоводство и животноводство Бизнес, администрирование и право Бизнес, администрирование и право ИКТ ИКТ Искусство, СМИ и издательская деятельности Искусство, СМИ и издательская деятельности Здравоохранение, коммунальные услуги Здравоохранение, коммунальные услугикоммунальные услугикоммунальные услуги Науки и математика Науки и математика Инженерное дело/машиностроение и промышленные технологии Инженерное дело/машиностроение и промышленные технологии Строительство, планирование Строительство, планирование Розничная торговля и коммерческие предприятия Розничная торговля и коммерческие предприятия Досуг, путешествия и туризм Досуг, путешествия и туризм История, философия, теология История, философия, теология Социальные науки Социальные науки Языки, литература и культура Языки, литература и культура Образование и обучение Образование и обучение Подготовка к жизни и трудовой деятельности Подготовка к жизни и трудовой деятельности
12 12 Примеры Досуг, путешествия и туризм - Обслуживание клиентов - Менеджмент и лидерство - Азартные игры - Лицензированная розничная торговля спиртными напитками - Услуги в области путешествий и туризма - Организация мероприятий - Подготовка к и приготовление продукции питания - Обслуживание (подача еды и напитков) - Домашнее хозяйство - Услуги фронт офиса - Охрана труда и здоровья - Безопасность продукции питании
13 13 Методика разработки ПС Функциональный анализ Функциональный анализ Последовательное описание профессиональной деятельности с точки зрения функций, необходимых для ее осуществления и обеспечения ее экономической эффективности. Разработан в Великобритании. Используется в: Испании, Ирландии, Германии, Швеции, Португалии, Австралии, странах Ближнего Востока, Южной Африке и др. Разработан в Великобритании. Используется в: Испании, Ирландии, Германии, Швеции, Португалии, Австралии, странах Ближнего Востока, Южной Африке и др.
14 14 Методика разработки ПС Функциональный анализ Описывает функции с точки зрения результатов, что делает его особо пригодным для использования при проектировании образовательных стандартов и программ. ФА признан наиболее надежным методом из-за ориентации на результат ФА признан наиболее надежным методом из-за ориентации на результат
15 15 Функциональный анализ Цель: Цель: Установить требования работодателей к стандартам деятельности в рамках определенной области профессиональной деятельности Установить требования работодателей к стандартам деятельности в рамках определенной области профессиональной деятельности
16 16 Основные принципы разработки ПС на основе ФА Что нужно СЕЙЧАС? Что в БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ? Что понадобится в БУДУЩЕМ? Рост количества возможностей и вариантов Возрастание риска
17 17 Функциональный анализ Позволяет обоснованно и прозрачно связать: - Спецификацию сферы труда - Спецификацию образования - Спецификацию оценки Потому что описания спецификации сферы труда, отраженные в единицах стандарта, могут проецироваться на модули обучения и критерии оценки
18 18 Другие методики разработки ПС DACUM – (1997 г.) - выявление профессиональных задач, решаемых в трудовой деятельности, и определение требований к знаниям и умениям, поведению работников, необходимых средств труда. DACUM – (1997 г.) - выявление профессиональных задач, решаемых в трудовой деятельности, и определение требований к знаниям и умениям, поведению работников, необходимых средств труда. Способ – мнения группы экспертов. Способ – мнения группы экспертов. Используется как основа для проектирования программ обучения. Используется как основа для проектирования программ обучения. Задачи – более узкие, чем при разработке ПС на основе ФА Задачи – более узкие, чем при разработке ПС на основе ФА
19 19 Спасибо за внимание! Центр изучения проблем профессионального образования г. Москва Ул. Гончарная, д.27/6 Тел.: (495)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.