Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvvsu.ru
1 Театр французского классицизма. Тема 6.
2 План. Общая характеристика эпохи классицизма. Теория классицизма. Творчество Пьера Корнеля. Творчество Жана Расина. Творчество Жана Батиста Мольера. Заключение.
3 Общая характеристика эпохи классицизма После кризиса эпохи Возрождения наступила эпоха надежд и иллюзий. Одним из направлений, в котором выразилась эта идея, стал Классицизм. Классицизм – (образцовый), способность служить эталонам совершенства. За эталоны берутся произведения античных авторов. В эпоху надежд развитие классицизма как художественного направления определялось монархическим государством. Центр заинтересованного внимания смещается на театр, а основными формами воздействия на художественную культуру становятся нормативная эстетика и монаршее покровительство.
4 Эстетические идеалы классицизма Подчинение человека государственным интересам. Смирение чувств разумом. Принесение счастья и даже жизни личности в жертву долгу. Следование абстрактным нормам добродетели.
5 Теория классицизма Первым основные принципы нового стиля сформулировал Франсуа д'Обиньяк ( ) в книге "Практика театра". Опираясь на воззрения Аристотеля и Горация на драматургию, д'Обиньяк изложил требования к образцовому театральному спектаклю. Произведение должно следовать закону трёх единств - иначе публика не воспримет сценическое представление, не "насытит" свой разум и не получит никакого урока.
6 Закон трех единств. Первое требование - единство места: события пьесы должны происходить в одном пространстве, никакой перемены декораций не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната. Второе требование - единство времени, т. е. примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в который разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток. Последнее требование - единство действия. В пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке.
7 Деление театральных жанров. Высокое искусство – трагедия, эпопея, ода. Воплощали исторические события и рассказывали о великих личностях и их подвигах. Низкое искусство – басни, комедии, сатира. Рассказывали о жизни простолюдинов. Все театральные произведения состояли из пяти актов и были написаны в стихотворной форме.
8 К теории классицизма во Франции XVII в. относились со всей серьёзностью. Позже новые драматургические правила разрабатывались Французской Академией (учреждена в 1635 г.). Театральному искусству придавалось особое значение. Актёры и драматурги призваны были служить созданию единого сильного государства, показывать зрителю пример идеального гражданина. Одна из основных идей классицизма - идея "облагороженной природы" на театральной сцене могла быть про иллюстрирована и представлена с необходимой наглядностью. Театральные идеи классицизма подытожил поэт, критик и теоретик искусства Никола Буало ( ) в стихотворном трактате "Поэтическое искусство" (1674 г.), своеобразной священной книге французского театра XVII в. Некоторые положения поэтики по стилю близки к эпиграммам и афоризмам, поэтому лег ко запоминаются. Основной принцип - преклонение перед разумом
9 Творчество Пьера Корнеля Корнель (Corneille) Пьер ( , Руан, , Париж), французский драматург. Член Французской академии с Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии «Мелита, или Подложные письма» (постановка 1629, издание 1633) и др., трагикомедия «Клитандр, или Освобожденная невинность» (постановка , издание 1632), трагедия «Медея» (постановка 1635, издание 1639). Эти произведения были поисками жанровой формы.
10 Трагикомедия «Сид» (постановка и издание 1637), конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает центральное противоречие времени отношение личности к складывающемуся в форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра французского классицизма. И хотя в «Сиде» ещё сильна атмосфера вольности, что и было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нём уже звучит тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в трагедиях «Гораций» (постановка 1640, издание 1641), «Цинна, или Милосердие Августа» (постановка , издание 1643) и др.
11 Начиная с трагедии «Родогуна... » (постановка , издание 1647), в театре К. намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском государстве, которые определили характер его пьес конца 40-х гг., получивших впоследствии название трагедий «второй манеры» Корнеля. Не судьбы нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений составляют содержание этих пьес. Корнель делает попытки отойти от канонов классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные между трагедией и комедией («Дон Санчо Арагонский» постановка 1649, издание 1650). Демократическая тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском общественного подъёма, вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее развитие трагедии позднего Корнеля « Никомед».
12 Трагедии Корнеля. 60-х гг. «Серторий» (постановка и издание 1662), «Отон» (постановка 1664, издание 1665) и др. свидетельствуют о творческом упадке драматурга. К. оказался в стороне от новых проблем времени. С театром он простился пьесой «Сурена» (постановка 1674, издание 1675). Последние годы почти ничего не писал; умер в нищете, всеми забытый.
13 Творчество Жана Расина. Второй трагический драматург эпохи классицизма - Жан Расин ( ). Он пришёл в театр спустя три десятилетия после премьеры "Сида". В галантно-придворную форму своих трагедий Расин вложил глубокое идей-политическое содержание, сделав их созвучными настроениям передовых кругов французского общества 17 века.
14 Жан Расин ( )
15 Славу Расину создала трагедия «Андромаха» (постановка 1667), написанная на античный сюжет эпохи Троянской войны. Образ Андромахи явился воплощением человеческого достоинства и героического противодействия произволу коронованного деспота. Произведения Расина требовали иной исполнительской манеры, чем. пьесы Корнеля, - более тонкой, психологически выверенной, лиричной. В центре расиновских трагедий чаще всего стоит женщина. Именно ей, хрупкой и ранимой, предназначено сделать последний выбор перед лицом жестоких обстоятельств - как Федре (трагедия «Федра») и Беренике (трагедия «Береника»).
16 Также Расин написал трагедии «Британик» (1669), «Баязет» (1672), «Митридат» (1673), и др. Расин сам работал с артистами, учил их правильно, продуманно и в то же время эмоционально про износить текст, понимать мелодику стиха. Сильные чувства следовало облекать в прекрасную форму - уметь сочетать ритм действия со звучанием александрийского, «двойною рифмой оперённого» стиха. Постепенно для передачи на сцене различных чувств в театре французского классицизма выработалась система интонаций и жестов. Бытовые и некрасивые позы были запрещены - облик и пластика трагического героя или героини должны были всегда оставаться величественными и благородными.
17 Творчество Жана Батиста Мольера. Создателем комедии классицизма стал Жан Батист Мольер ( ). Мольер - это псевдоним, настоящая фамилия - Поклен. Актёр и драматург сменил имя, что бы не позорить отца - почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной. Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех.
18 Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию - "Тартюф, или Обманщик". Главный персонаж - пройдоха и обманщик, лице мер и сладострастник - носил сутану, и власть имущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию "Общество Святых даров". Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре.
19 Представление в Версале. Пьеса Ж. Б. Мольера «Мнимый больной».
20 В пьесе "Дон Жуан, или Каменный гость" (1665 г.) драматург обработал известный сюжет о бурной жизни повесы аристократа и о справедливом возмездии, настигающем его за грехи и богохульство. Герой Мольера - вольнодумец и скептик, человек XVII столетия. По-иному, чем в "Дон Жуане", мотив вольнодумства и свободной воли трактовался в "Мизантропе" (1666 г.). Здесь уже звучали драматические, даже трагические мотивы. Мольеровский смех стал "смехом сквозь слезы" - ведь главная мысль пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.
21 Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила. Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера похоронили за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни.
22 Заключение. История классицизма не заканчивается в XVII столетии. В следующем веке некоторые его принципы стремились возродить драматург и философ Вольтер, актёры Лекен и Клерон, поэты и музыканты. Однако в XVIII в. классицизм уже воспринимался как стиль устаревший - и в преодолении классицистических норм родилось искусство века Просвещения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.