Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемu4eba.net
2 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ выполнила Байденко Инна Валентиновна, инструктор физической культуры д/с 161 «Лесовичок», АНО ДО «Планета детства «Лада»
3 Цель: углубить и систематизировать знания педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач» Всякая хорошо решенная задача оставляет умственное наслаждение. Г. Гессе Трудность решения в какой - то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. (Д. Пойа) 2
4 План Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками. Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками. Этапы обучения решению арифметических задач. Этапы обучения решению арифметических задач. Структура арифметической задачи. Модели записи арифметического действия. Алгоритм решения арифметических задач. Роль умения решать арифметические задачи детьми Роль умения решать арифметические задачи детьми 3
5 Виды арифметических задач, используемые в обучении детей старшего дошкольного возраста I группа - простые задачи: дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий (сложение или вычитание) - это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка. В меню Составьте свой вариант задачи на нахождении суммы двух чисел с опорой на наглядность Пример: На столе лежало 3 красных яблока и 2 желтых. Сколько всего яблок лежало на столе? 4
6 Виды арифметических задач, используемые в обучении детей старшего дошкольного возраста II группа - простые задачи: надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий - это задачи на нахождение неизвестных компонентов. В меню Пример. Даша и Катя надували шарики. Сколько Катя надула шариков, если Даша надула 2 шарика, а вместе девочки надули 5. 5
7 Виды арифметических задач, используемые в обучении детей старшего дошкольного возраста III группа - простые задачи на разностное сравнение задачи с вопросом «На сколько больше?» Пример. Леша вылепил 6 морковок, а Костя 1 морковку. На сколько больше вылепил Леша морковок? Задачи с вопросом «На сколько меньше?» Пример. Маша вымыла 4 чашки, а Таня одну чашку. На сколько чашек меньше вымыла Таня? В меню 6
8 Виды арифметических задач в зависимости от используемого наглядного материала: Задачи – драматизации: отражают жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают; дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям. Задачи – иллюстрации (по картинкам, по игрушкам) служат развитию самостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношений в различных жизненных ситуациях Основные требования к картинкам: -Простота сюжета: -Динамизм содержания; -Ярко выраженные количественные отношения между объектами Устные задачи (без опоры на наглядный материал) В меню 7
9 Определите вид арифметической задачи Задача составляется на основе действий, выполняемых детьми: «Нина в одну вазу поставила пять флажков, а в другую один флажок. Сколько флажков поставила Нина в обе вазы?» Задача - драматизация Задача - иллюстрация Устная задача В меню 8
10 Определите вид арифметической задачи Задача - иллюстрация Устная задача Задача - драматизация В меню 9
11 Определите вид арифметической задачи Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду? Устная задача Задача - иллюстрация Задача - драматизация В меню 10
12 Этапы обучения решению арифметических задач Первый этап подготовительный. Основная цель этого этапа организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Второй этап. Цель: научиться составлять задачи; понимать их отличие от рассказа и загадки; понимать структуру задачи; уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомым. Третий этап. Цель: учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания В меню 11
13 Этапы обучения решению арифметических задач Подготовительный этап (операции над множествами) Положите 2 красных кружка, а ниже положите 4 синих. Сколько всего кружков вы положили? Положите 4 красных кружка, а ниже положите синих на 1 меньше. Сколько всего кружков вы положили? Отсчитайте 6 грибов, отними два. Сколько грибов осталось? А – 6 грибов, В – 2 гриба Круги Эйлера – Венна В меню 12
14 Второй этап. (упражнения, задания, способствующие формированию у детей представления об арифметической задаче и ее структуре) Задачи – драматизации Двое детей выполняют действия, воспитатель комментирует: У Кости было 7 флажков, Миша дал ему еще 1 флажок. Сколько стало флажков у Кости? д/у «Определи где рассказ, а где задача» д/у «Задай вопрос к задаче» д/у «Выбери верный вопрос к задаче» д/у «Задай вопрос к задаче» Этапы обучения решению арифметических задач В меню 13
15 Структура арифметической задачи: Условие Вопрос Решение Ответ На аэродроме стояло 5 самолетов. Затем вернулся ещё один самолёт. Сколько самолётов стоит на аэродроме? = 6 На аэродроме стоит 6 самолётов. В меню 14
16 Определите, являются ли предложенные варианты задачей, аргументируйте свой ответ Ехал грузовик, вез мешки с я блоками. Один мешок упал. Сколько мешков осталось в грузовике? Решите задачу. Сколько птиц на дереве? Решите задачу. На столе стояло 5 стаканов с молоком. Гриша выпил один стакан. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Что это? В задаче должно быть не менее двух чисел. В задаче нет вопроса В задаче нет условия Это не задача. В задаче всегда требуется посчитать. В меню 15
17 Третий этап. Формулировка арифметического действия Арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно. Упражнять детей в записи и чтении записи арифметического действия (Читая запись, дети скорее обнаруживают свою ошибку.) При формулировке арифметического действия можно считать правильным, когда дети говорят отнять, прибавить, вычесть, сложить. Слова сложить, вычесть, получится, равняется являются специальными математическими терминами. Воспитатель в своей речи должен пользоваться математической терминологией, постепенно приучая и детей к употреблению этих слов. (Например, ребенок говорит: «Нужно отнять из пяти яблок одно», а воспитатель должен уточнить: «Нужно из пяти яблок вычесть одно яблоко».) В меню 16
18 Модели записи арифметического действия Модель записи действия вычитания: Модель записи действия сложения: В менюВперёд 17
19 Алгоритм решения арифметической задачи: У У ? ? >< >< Р Р О О В менюВперёд 18
20 Роль умения решать детьми арифметические задачи Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд, и т. п. Решая задачи, ребенок убеждается, что многие математические понятия (число, арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике людей. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. 19
21 Литература Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с: ил. Материалы сайта: meticheskikh_zadach_doshkolnikov_s_narusheniem_intellekta/ Фатихова Л.Ф. Обучение решению арифметических задач дошкольников с нарушением интеллекта 20
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.