Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемelibrary.udsu.ru
1 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА. Список рекомендуемой литературы: 1. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л., Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. / Пер. А. А. Грузберга Екатеринбург: ЛИТУР, Брудный А.А. «Психологическая герменевтика».М., Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 2000, с Зубкова Л.Г. Функции языка в отношении к миру и к человеку (В работе «Общая теория языка в развитии». – М, С ). 6. Кронгауз М.А. Семантика. М.,2001. С Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М., 1969; 8. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996, с Пазухин Р.В. Язык, функция, коммуникация // ВЯ Слюсарева Н.А. Методологический аспект понятия функции языка // Известия АН СССР Т Слюсарева Н.А. Функции языка. ЛЭС. М., 1990, с Степанов Ю. С., Семиотическая структура языка (три функции и три формаль- ных аппарата языка), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1973, т. 32, Сыроваткин С. Н., Значение высказывания и функции языка в семиотической трактовке, «Вопросы языкознания», 1973, Функциональная характеристика языка. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, С Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». Сб. статей. М., С © Милютина М.Г.
2 I. ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ВОПРОСА Термин «функция» пришёл в языкознание, с одной стороны, из физиологии и социологии, а с другой стороны – из математики. В первом случае под функцией понимается роль, употребление, назначение языка в человеческом обществе, во втором – язык, как строгая система, есть функция, т.е. детерминированное соответствие (зависимость) единиц одного множества единицам другого множества. От того, как понимается язык и его сущность, зависит и то, какие функции ему приписываются.
3 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В ЭВОЛЮЦИИ ПОНИМАНИЯ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА (В ЕГО ОТНОШЕНИИ К МИРУ И ЧЕЛОВЕКУ) МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНА КАК «ПРОГРЕССИРУЮЩЕЕ ИХ «ЧЕЛОВЕЧЕНИЕ» ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ САМОСО- ЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПО МЕРЕ РОСТА ЕГО АВТОНОМИИ ВО ВСЕЛЕННОЙ» (ЗУБКОВА Л.Г.) В «Тезисах Пражского лингвистического кружка» (1929) было обосновано определение языка как функциональной системы и описаны две функции речевой деятельности: общения и поэтическая. Одним из первых поставил проблему функциональной дифференциации языка (и речи) Лев Петрович Якубинский в статье «О диалогической речи» (1923). Понятие «функциональности речи» встречается в те же годы и в работах членов Московского лингвистического кружка, в особенности у Григория Осиповича Винокура.
4 II. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА. РАЗЛИЧИЕ ПОДХОДОВ И КЛАССИФИКАЦИЙ. Функции языка первоначально стали систематизировать в соответствии со структурой коммуникативного (речевого) акта, простейшая схема которого выглядит так. говорящий сообщение слушающий
5 К.БЮЛЕР В РАБОТЕ «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА. РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА» (1934), ОПИРАЯСЬ НА МОДЕЛЬ КАНОНИЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ, НЕОБХОДИМЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ГОВОРЯЩИЙ, СЛУШАЮЩИЙ И ПОЛОЖЕНИЯ ВЕЩЕЙ, О КОТОРЫХ ИДЁТ РЕЧЬ, ВЫДЕЛИЛ ТРИ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА: 1) функцию выражения, или экспрессивную, которую соотнёс с говорящим, 2) функцию обращения, или апеллятивную, которую соотнёс со слушающим, и 3) функцию сообщения, представления, или репрезентативную, которую соотнёс с предметом, о котором идёт речь. Карл Людвиг Бюлер (нем. Karl Ludwig Bühler, 27 мая 1879, Мекесхайм, Баден 24 октября 1963, Лос-Анджелес) немецкий психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему языкознанию.
6 Р.О.ЯКОБСОН «ЛИНГВИСТИКА И ПОЭТИКА». Сообщение (референция) – коммуникативная Ф. + когнитивная Ф. Адресант + адресат – регулятивная Ф. + экспрессивная Ф. Контакт – контактоустанавливающая Ф. (фатическая) Код – метаязыковая Ф. Контекст – поэтическая (эстетическая) адресант адресат контекст сообщение (референция) контакт код
7 Якобсон, Роман Осипович Рома́н О́сипович Якобсо́н (англ. Roman Jakobson, 11 (23) октября 1896, Москва 18 июля 1982, Бостон, США) российский и американский лингвист и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской деятельностью. Участник Первого русского авангарда. Труды по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, русскому языку, русской литературе, поэтике, славистике, психолингвистике, семиотике и многим другим областям гуманитарного знания.
8 АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОЛОГ Э.БЕРН « ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ». Речевое взаимодействие является частным случаем взаимодействия вообще. Четыре основных типа взаимодействия: времяпрепровождение, ритуал, игра, процедура.
9 Берн, Эрик Леннард Э́рик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910 г., Монреаль, Канада 15 июля 1970 г.) американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. transaction сделка, соглашение), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
10 Витгенштейн, Людвиг Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена 29 апреля 1951, Кембридж) австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века. Общепризнанно, что Витгенштейн осуществил целых две революции в западной философии. Первая произошла, когда его «Логико- философский трактат» вдохновил Венский кружок на создание программы логического позитивизма. Вторая случилась, когда его идеи о природе и устройстве языка, изложенные в «Философских исследованиях», породили британскую лингвистическую философию, или философию обыденного языка.
11 К лингвистическим играм, по мнению Л.Витгенштейна, можно отнести самые разнообразные формы обращения к языку: выражение приказов и подчинение им, описание внешнего облика объекта или его физических параметров, конструирование объекта в соответствии с описанием, отчет о событии, размышление о событии, составление и проверка гипотез, представление результатов эксперимента в таблицах и диаграммах, составление рассказа и его чтение, актерское мастерство, пение, отгадывание загадок, придумывание шутки и ее пересказ, решение проблемы с помощью арифметических действий, перевод с одного языка на другой, постановку вопроса, выражение благодарности, проклятия, приветствия, молитвы и многое другое.
12 Две основные потребности человека: 1. потребность познания окружающей действительности 2. потребность общения и взаимного урегулирования поведения членов человеческого сообщества «человек – человек» - коммуникативная Ф «человек - мир» - когнитивная Ф
13 БРУДНЫЙ АРОН АБРАМОВИЧ (Р ) СПЕЦИАЛИСТ ПО ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ, ОБЩЕЙ СЕМАНТИКЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ; ДОКТОР ФИЛОС. НАУК, ПРОФ. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА». М., 1998 В сфере общения ведущей функцией языка является коммуникативная. В речевой деятельности она выступает в одном из трех возможных вариантов: а) индивидуально-регулятивная функция; б) коллективно-регулятивная функция; в) саморегулятивная функция
14 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКА В настоящее время в лингвистике принят полифункциональный подход к языку. В лингвистической литературе выделяют тесно связанные с коммуникативной ещё две взаимосвязанных функции языка (их выделение в качестве самостоятельных отнюдь не бесспорно): функцию выражения мысли и функцию конструирования мысли (конструирующую). А. Мартине постулирует наличие трёх Ф. я.: главной коммуникативной, выразительной (экспрессивной) и эстетической, тесно связанной с первыми двумя.
15 АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Предлагает выделять следующие функции: коммуникативную, орудия мышления, овладения общественно-историческим опытом, национально-культурную, орудия познания.
16 В. А. АВРОРИН ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТОРОНЫ ЯЗЫКА В числе функций языка назвал четыре: коммуникативную, экспрессивную (выражения мысли), конструктивную (формирования мысли) и аккумулятивную (накопления обществ, опыта и знаний). В числе функций речи шесть: номинативную, эмотивно-волюнтативную, сигнальную, поэтическую, магическую и этническую.
17 ВОЛЬФГАНГ ДРЕССЛЕР ПРИВОДИТ ФУНКЦИИ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УРОВНЯМ ЯЗЫКА. Он выделяет: функции фонологические, функции морфосемантической и морфотактической мотивации (главные функции морфологии), лексическую функцию обогащения лексикона (словообразовательный уровень), функцию предикации (синтаксический уровень)
18 Базовые функции взаимно обусловливают друг друга, но в отдельных актах речи и в текстах выявляются в разной степени. Вторичные, сопутствующие основным функции сопровождают их, являются по своей сути частными проявлениями основных, базовых функций языка. Схематически такую функциональную иерархию можно представить приблизительно следующим образом: ___________________________________________________________________ БАЗОВЫЕ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ || ЧАСТНЫЕ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ___________________________________________________________________ Коммуникативная функция Когнитивная функция Эмотивная функция Фатическая, или контактоустанавливающая функция. Регулятивная, или апеллятивная, или волюнтативная, или конативная функция. Метаязыковая функция. Сигнальная функция. Мыслеобразующая функция Магическая функция Функция орудия познания и овладения общественно- историч. опытом. Функция хранения информации, или аккумулятивная. Функция номинации (денотации). Функция референции (соотнесения) Функция предикации Модальная функция Поэтическая, эстетическая функция
19 ДРУГИЕ ТИПЫ КЛАССИФИКАЦИЙ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА В современной лингвистике принято также разграничивать функции на внутриструктурные, общественные и частные. 1. Внутриструктурные функции (выражение языковой формой определенного смысла, содержания): а) мыслеформирующая (язык – средство формирования и выражения мысли). б) номинативная (слово – средство наименования предметов и явлений). 2.Общественные функции (роль в человеческом обществе): а )коммуникативная: язык – универсальное средство общения. б)когнитивная: язык – средство познания, (накопления общественного опыта, знаний, средство формирования и развития материальной и духовной культуры). 3. Частные функции: а) экспрессивная – функция выражения настроений и эмоции говорящего б) контактоустанавливающая (фатическая) в) эстетическая – литература, кино, театр г) апеллятивная – функция призыва, побуждения. д) метаязыковая (терминологическая. аппарат, язык для описания общения). е) оценочная ж) аккумулятивная, накопительная, накопления и передачи опыта.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.