Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlicey-inter5.ru
1 Беседа о речевом этикете «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ
2 2 Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, Пока ты слова не сказал. Саади (ок )
3 При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви.
4 Посредством языка можно огорчать и разочаровывать друг друга, лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться, сделать людей врагами, вызвать войну, разрушать города и даже целые государства, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
5 Можно обучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному Можно обучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному Правила речевого этикета
6 Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми Страница 1
7 Слово с скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает... человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или от небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане. К.С. Станиславский
8 Рассказ школьного портфеля Знакомьтесь : Петя. Мой сосед. Ему уже 12 лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор» «Дилектор входит в кабинет…» «Закрой магазин на обед…» «Хозяйка моет стаканы…» «Секёт свеклу…», «пекёт блины» И до меня дошёл черёд: Портфель он «портфелем» зовёт Но мне не зря «родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал не шутя:
9 Рассказ школьного портфеля Пусть и его зовут Петя. - Петя!- несётся со двора,- Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, Петя, Ведь ты большой, а он дитя! Петя обижен на ребят: - Скажите в чем я виноват! Я не ругался, не грубил И ни кого не оскорбил, За что же среди бела дня Отняли имя у меня? (Ю. Тимянский)
10 Н еобходимым признаком грамотной устной речи является не только правильное произношение звуков и сочетаний звуков в слове, но и правильное выделение голосом ударного слога.
11 Интонация Страница 2
12 Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. В. Г. Белинский
13 Давайте прислушаемся к одному разговору. - Ванечка! Иди обедать!- слышится голос мамы. - Иду! – отвечает сын, не в силах оторваться от компьютерной игры. - Ну ты идёшь? - Иду! – повторяет Ваня, продолжая интересную игру - почему не идёшь? Всё остынет! - Иду! Иду! -Как ты разговариваешь? Не груби! -А что я такого сказал?! Я же сказал «иду!»
14 Что же грубого сказал Ваня маме? Помните, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания.
15 15 Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.
16 лексика Страница 3 Да!
17 Мы любуемся речью, когда нам не надо угадывать ее смысла; когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она течет, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно.
18 Испуганный и взъерошенный Димка выскочил из класса. Его окружили, засыпая вопросами: - Тебя отпустили? Ты завалил! Что там? Рассказывай. Он облегченно вздохнул и сказал: «Заметано!» Но ребята не унимались. Что делает Сам? Режет всех подряд... А Русалка? Топит. Ну, а этот, их ассистент? Этот? Засыпает! А как же ты? Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару. А Васька? Плавает на шпорах... Но всегда ли мы любуемся речью?
19 Если бы эти разговоры услышал иностранец, изучавший русский язык по институтским учебникам, он решил бы, что собрались жертвы какой-то расправы, или вообще не понял бы, о чём идёт речь. А наши школьники всего-навсего употребляли жаргонизмы, далеко не украшающие нашу речь, а наоборот, коверкавшие её. Жаргонизмы непонятны людям непосвящённым. В них искажаются и значения, и облик многих слов.
20 Жаргон – в переводе с французского означает испорченный язык Сценка 1: – Привет! – Привет! – Всё отстрелялся? – Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху. – А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клёво получить "4". Она говорит: иди отвечать, а у меня глаза на лоб. – Ну, похиляли. Кранты. 20
21 Сценка 2: – Здравствуй, Коля! – Здравствуй, Антон! – Экзамен сдал? – Да, всё хорошо. Химия – мой любимый предмет. Я получил "5". А как ты сдал? – Я получил "4", но это потому, что недоучил. А куда ты сейчас идёшь? – Домой. – Нам по пути. Пошли вместе. Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим, так и говорим 21
22 Обратимся к его формулам речевого этикета. А начнём со слов поэта М. Червинского. « КАК ЕГО ЗОВУТ? » Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут... А впрочем, лучше Мы здесь его не назовем. «Спасибо», «Здравствуйте», «Простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык... Ему бывает часто лень Сказать при встрече «добрый день». Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуйте» бубнит. А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел. Пока! Всего!» Не скажет он друзьям по школе: Алеша, Петя, Ваня, Толя. Своих друзей зовет он только: Алешка, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но имя что? Ведь суть не в нем Вам этот школьник не знаком?
23 Не знает человек Войдет ли этикет К нам в XXI век? Попробую сказать, Зачем нам этикет. Ведь в нем краса, культура, И даже есть секрет. Без этикета жить вообще никто не может. Приветствие сему пример: Не поздоровавшись Поговорить не сможешь, И встанет пред тобой барьер. 23
25 Страница 4 Этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений
26 Жест – движение рукой или другое движение, что-то обозначающее или сопровождающее речь. Жест – движение рукой или другое движение, что-то обозначающее или сопровождающее речь. Мимика – это движение лицевых мышц (улыбка, взгляд, смех). Мимика – это движение лицевых мышц (улыбка, взгляд, смех).
27 высунуть язык – жест-дразнилка; стукнуть себя по лбу – жест-воспоминание; грозить кулаком – жест-угроза;
28 Оказывается, существует даже этикет жеста. Русский писатель А. Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере. Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие; подать руку «лодочкой» - человек смущен; долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе. Но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.
29 Произнесите фразу «Это вы» про себя, а с помощью жестов и мимики сделайте это наглядно. Покачайте головой, разведите руками, поднимите брови, сморщите нос, широко откройте рот, прижмите палец к губам, прижмите руку к груди. Раскройте объятья, мило улыбнитесь, поднимите руку в знак приветствия. Движения всего тела помогают оратору.
30 Хочу напомнить вам прекрасные слова В. Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет»
31 С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (показать всей рукой, а не пальцем) На рыбалке. Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит друг. Как вы предупредите его, чтобы не шумел? (не угрозы) За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы отказываетесь. Как сказать словами, какие жесты и мимику вы будете использовать? (не обидеть) Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку? Мальчик встречает знакомую девочку. Кто первым протягивает руку? Позвонили и попросили позвать к телефону вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (хорошо, сейчас, одну минуту, подождите, пожалуйста; попробую) Брата нет дома (Извините, но он будет позже. Что передать? Позвоните позже, его нет дома)
32 Нежелательными принято считать следующие жесты тереть кулаком глаза, трогать лицо руками, бесцельно вертеть в руках какой-либо предмет (карандаш, очки, ложку, браслет и т.д.), барабанить пальцем по столу, притопывать в такт музыке, почесываться, дергать себя за ухо, вертеть пуговицу собеседника, снимать пушинки с его плеча, дергать кого-либо за рукав во время разговора, хлопать по плечу, виснуть, болтать ногами, долго охорашиваться перед зеркалом, чихать в пространство.
33 Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса
34 Формулы речевого этикета Страница 5
35 Устойчивые этикетные формулы используются для того, чтобы поддержать общение в доброжелательной тональности. В каких же ситуациях обязательны специальные этикетные выражения? Перечислим их:
36 Приветствие Приветствие Прощание Прощание Извинение Извинение Благодарность Благодарность Поздравление Поздравление Пожелание Пожелание Обращение (к знакомому, незнакомому) Обращение (к знакомому, незнакомому) Знакомство Знакомство Сочувствие, утешение Сочувствие, утешение Соболезнование Соболезнование Просьба Просьба Приглашение Приглашение Совет Совет Комплимент, одобрение Комплимент, одобрение Формулы речевого этикета
37 Помните! «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» А.Сент-Экзюпери А.Сент-Экзюпери «Чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все должны говорить одним языком». «Чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все должны говорить одним языком». А.М.Горький А.М.Горький
38 Народная мудрость 1) За худые слова слетит и голова. 1) За худые слова слетит и голова. 2) Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. 2) Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. 3) В умной беседе ума набраться, в тупой свой потерять. 3) В умной беседе ума набраться, в тупой свой потерять. 4) Много говорить голова заболит. 4) Много говорить голова заболит. 5) Сердечное слово до сердца доходит. 5) Сердечное слово до сердца доходит. 6) Красную речь красно и слушать. 6) Красную речь красно и слушать. 7) Слово не воробей: вылетит не поймаешь. 7) Слово не воробей: вылетит не поймаешь. 8) Коня в вожжах не удержишь, а слово с языка не воротишь. 8) Коня в вожжах не удержишь, а слово с языка не воротишь. 9) Малое слово большую обиду творит. 9) Малое слово большую обиду творит. 10) Хорошее слово половина счастья. 10) Хорошее слово половина счастья. 11) Не груби малому не вспомянет старый. 11) Не груби малому не вспомянет старый. 12) Сперва подумай потом говори 12) Сперва подумай потом говори
39 Не знает человек Войдет ли этикет К нам в XXI век? Попробую сказать, Зачем нам этикет. Ведь в нем краса, культура, И даже есть секрет. Без этикета жить вообще никто не может. Приветствие сему пример: Не поздоровавшись Поговорить не сможешь, И встанет пред тобой барьер. Говорит один чудак Двоечник - мальчишка - Изучать хороший тон Глупо нам парнишкам. Ты не хочешь уважать правила, глупышка? Лучше ты любезным будь, ты же не мартышка. Милым, добрым будь, И люби людей. Счастье встретится когда, Сердце не жалей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.