Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmetodisty.ru
2 Задача современной школы не в том, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения. Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им». Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель-ученик». При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация. Задача современной школы не в том, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения. Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им». Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель-ученик». При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.
3 Цель исследования: определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках математики. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках математики. Предмет исследования: основные организационные и содержательные элементы модульной технологии. Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, школьной документации, моделирование, тестирование, анкетирование, наблюдение, сравнительный анализ.
4 Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. На каждом повороте истории возникают различные школьные реформы, дискуссии о стандартах, попытки создать различные модели «человека будущего». Однако провозглашение целевых установок на «повышение качества знаний», на «развитие мышления учащихся» и т.д. чаще всего остаются на уровне деклараций, существенно не меняя реального положения дел.
5 Модульная технология известна с 1972 года. Теория модульного обучения подробно изложена в работах И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене и др. Наиболее глубоко и системно дидактическую специфику модульного обучения удалось исследовать и описать П.А. Юцявичене. Согласно взглядам данного автора, модульная система организации учебно- воспитательного процесса имеет некоторые отличия принципиального характера от традиционной системы.
6 ~ мобильность; ~ структуризацию содержания обучения; ~ динамичность; ~ действенность и оперативность знаний; ~ гибкость; ~ осознанную перспективу; ~ разносторонность методического консультирования; ~ паритетность.
7 1) план действий с указанием конкретных целей; 2) банк информации; 3) методическое руководство по достижению указанных целей.
8 1) выделить основные научные идеи предмета на данном этапе его изучения ; 2) объединить учебное содержание в определенные блоки ; 3) сформулировать комплексную дидактическую цель ( общую цель обучения ); 4) выделить из комплексной дидактической цели интегрирующие дидактические цели и сформировать модуль ; 5) разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы.
9 1) В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения. 2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их. 3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
11 Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемый самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть: ~ гарантированность достижения результатов обучения; ~ паритетные отношения учителя и учеников; ~ возможность работы обучаемых в парах, в группах; ~ возможность общения с товарищами; ~ возможность выбора уровня обучения; ~ возможность работы в индивидуальном темпе; ~ раннее предъявление конечных результатов обучения; ~ "мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.
12 1. Формулировка темы урока. 2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения. 3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них 4. Подбор необходимого фактического материала. 5. Определение способов учебной деятельности учеников. 6. Выбор форм и методов преподавания и контроля. 7. Составление модуля данного урока, его распечатка. При составлении плана модульного урока, учитель, на наш взгляд, может придерживаться следующего алгоритма:
13 Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. - УЭ-0 - направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения; - УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.; - УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала; Завершающий УЭ - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным - с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
14 Чем же отличаются модульные занятия ? Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности описание, объяснение, проектирование ( обычные же уроки строятся в такой логике : проверка домашнего задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом ).
15 На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора : один он будет работать или с кем - либо из товарищей. Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
16 Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.
17 1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика. 2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. 3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности. 4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения. 5. Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя. 6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке. 7. Первоочередное формирование навыков самообразования. Дидактические условия, при которых достигается высокая эффективность модульного обучения:
18 1. Большая трудоемкость при конструировании модулей. 2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий. 3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных. 4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь. 5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.
19 Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия: 1) достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения; 2) готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированности у учеников минимума знаний и общих учебных умений; 3) возможность тиражирования модулей, так как каждый ученик должен быть обеспечен программой действий.
20 Эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда. Но она приносит хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности. От ученика требуется напряженный труд…
21 Автор проекта Замалиева Асия Габбазовна учитель математики 1 категории Ачасырской средней общеобразовательной школы Зеленодольского муниципального района РТ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.