Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwiki.vladimir.i-edu.ru
1 Цветовое и звуковое оформление пейзажей в повести А.П.Чехова «Степь» учащаяся МОУ СОШ 14 г. Александрова Холодова Елена
2 План 1. Введение История создания «Степи» А.П.Чехова 2. Язык повести «Степь» Изобразительно-выразительные средства языка Цвета чеховской степи Звукопись в изображении степи 3. Заключение Функция пейзажа в изображении степи
3 Обоснование Антон Павлович Чехов любил и глубоко чувствовал природу: и весеннее таяние снега, когда «в душу уже просится весна», и «нежное прикосновение цветка, коснувшегося щеки, как ребёнок, который хочет дать понять, что не спит», и томительную духоту знойного июльского полудня, и жалобный плач метели в зимнюю ночь, «в котором звучал не призыв на помощь, а тоска, сознание, что уже поздно». Ощущения писателя, связанные с посещением родных для него мест, поэтические воспоминания детства и юности легли в основу «Степи».
4 Изучение, исследование языка повести с точки зрения звукописи и цветописи легло в основу моей работы.
6 Цель работы Исследовать роль цветовых эпитетов, частотность повторов определённых цветов, специфику звуковых образов, роль музыкальности (песен) в создании образа степи.
7 Задачи Определить, какие языковые приёмы, позволяющие передать состояние и настроение степи, используются в произведении. Изучить и выявить особенности звукописи и цветописи в произведении. Обозначить роль цветовых и звуковых образов в создании поэтического настроения в повести А.П.Чехова «Степь».
8 Я люблю вот эту воду, деревья, небо, я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать… А.П.Чехов
9 А.П. Чехов говорил, что «энергия художника должна быть обращена на две силы: ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА». +
10 «Необозримая степь с курганами», «синяя даль», балки, «старые друзья-коршуны», гроза в степи – всё это, по словам Чехова, также картины, которые «вовеки не забудешь».
11 Приближая природу к человеку, Чехов изображает её в соответствии с особенностями психики воспринимающего его героя, с его душевным состоянием. Через восприятие природы раскрывается внутренний мир героя.
12 Природа в повести очеловечена: у тополя «стройная фигура», птицы «плачут и жалуются на судьбу», степь сознаёт, что она одинока, лучи солнца «играют и улыбаются».
13 Природа у Чехова дана не как неподвижная декорация, а в динамике, игре красок; она живёт, дышит, меняется – она издаёт звуки.
14 Цветовые характеристики становятся главным способом обрисовки облика степной природы: «загорелые холмы; буро- зелёные; вдали лиловые», «ярко- жёлтый ковёр», «полосы пшеницы», «зелёная одежда тополя», «розовая подкладка» крыльев кузнечика…
16 Мир ребёнка цветист и разнообразен. Описание, взятое из I главы, включающее десять цветовых пятен, завораживает своей красотой: «За острогом промелькнули чёрные закопчённые кузницы, за ними зелёное кладбище…из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишнёвых деревьев и издали кажутся белыми вишнёвыми пятнами. Егорушка вспомнил, что когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками».
17 Глазами автора мы видим другую степь: «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали… Сначала далеко впереди, где небо сходится с землёю, … поползла по земле широкая ярко- жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы…».
18 Чехов воспроизвёл средствами языка «голос» степи. Основными средствами «звукописи» являются звукоподражательные междометия, приёмы аллитерации и ассонанса.
19 Средства звукописи в повести Звукоподражательные междометия Трах! тах! Тах! тах! – явственно отчеканивал гром; …а косы весело сверкают и в такт, все вместе, издают звук «вжжи, вжжи!». Аллитерация «Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку…неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять…». Ассонанс «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта…».
21 Пейзаж в повести Чехова «Степь» - наблюдатель и «свидетель истории» 1. Он наводит на философские размышления о вечности природы. 2. Заставляет героев и читателей задуматься над смыслом и быстротечностью человеческой жизни, над проблемами бытия. 3. Раскрывает гармонию человека с природой. 4. Пейзаж помогает раскрыть внутренний мир героя. 5. Через пейзаж выражается авторская позиция, оценка героев.
22 В описании пейзажа чеховской степи важную роль играют приёмы звукописи и цветописи. Благодаря им Чехов достиг в своём произведении масштабности содержания и гармоничность его воплощения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.