Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwiki.vladimir.i-edu.ru
1 Антон Павлович Чехов ( 1860 – 1904) Рассказ «Человек в футляре»
2 Цели урока: Познакомить с личностью А.П.Чехова, обзорно представить географические места, связанные с именем писателя; раскрыть смысл понятия «футлярная жизнь» через анализ рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре». Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл; совершенствовать коммуникативные навыки: высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения. Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию, осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей. Методическая цель: Использование интерактивных методов и приёмов педтехники с целью повышения познавательной активности учащихся.
3 Жизнь дается человеку один раз, и нужно прожить её бодро, осмысленно, красиво.
4 «Заочная экскурсия». Таганрог Дом на Полицейской улице, где родился А.П.Чехов
5 Дом и бакалейная лавка отца А.П.Чехова «Заочная экскурсия». Таганрог
6 «Заочная экскурсия». Таганрог Гимназия, в которой учился А.П.Чехов Инспектор Таганрогской гимназии Дьяконов был «худой, тонкий, он ходил всегда в узких «коленкоровых брючках» и плоском картузе, похожем на сковородку, он напоминал Чехову «гадючку».
7 «Заочная экскурсия». Москва Дом – комод на Садово-Кудринской улице (ныне дом-музей А.П.Чехова)
8 «Заочная экскурсия». Москва А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета ( ) Печатается в журналах «Стрекоза» «Осколки» «Будильник» «Зритель» Псевдонимы: Антоша Чехонте, Врач без пациентов, Гайка 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.
9 «Заочная экскурсия». Сахалин Очерк «Остров Сахалин» ( ) А. П. Чехов по собственной инициативе предпринял попытку переписать население Сахалина
10 В гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты «Заочная экскурсия». Мелихово
11 В Мелихово было написано более 40 произведений
12 Знаменитый флигель Мелихово Здесь были написаны: «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), пьеса «Чайка»
13 Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» («Маленькая трилогия»)
14 Приём «Узел удивления» «футлярная жизнь» -?
15 Контроль домашнего чтения Приём «Узнай героя»
16 2. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. 1.Михаил Саввич Коваленко 1.Кабы чего не вышло! 3.Беликов 3. А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг,… говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр? 2.Иван Иванович Чимша-Гималайский 4. Ха-ха-ха! 5.Варенька 5. Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало. 4.Буркин
17 Особенности композиции Мавра – внесюжетный персонаж Вид композиции – «рассказ в рассказе» (рамочная), кольцевая -?
18 Образ Беликова Способы создания образа: -Портрет -Интерьер -Характер -Речь -Отношение окружающих -Авторская позиция ! Индивидуальные «маршруты»
19 Смысл заглавия ЧЕХОЛ (зонт, часы, нож ) - прямое значение ОБОЛОЧКА (воротник, очки) – ? значение МЫСЛЬ (несвобода мысли) - ? значение Заглавие очень точно отражает человеческую сущность героя. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя. футляр
20 Художественная деталь - средство раскрытия образа в рассказе «Человек в футляре». Черные очки, зонтик, плащ, резиновые сапоги. Значение: Человек замкнут, закрыт от всего мира и создает этими вещами себе футляр. Детали:
21 Образ Беликова Способы создания образа: -Портрет (очки, зонт, поднятый воротник) -Интерьер (спальня точно … -Речь ( ? ) -Характер -Отношение окружающих
22 Учебная дискуссия Приём «Лицом к лицу» Кто Беликов - безвредный жалкий герой или опасный человек? Комичен или страшен он? Надо ли опасаться таких людей?
23 «Беликов едва не женился…»
24 "- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?
25 – Доложить? Ступай, докладывай! Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Здесь «спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, Высоты его положения.
26 Анализ эпизода «Похороны Беликова» Приём «Мыслительный лист» Творческая работа
27 Приём «Записки» –Актуален или нет рассказ? Встречаются ли в нашей жизни люди, подобные Беликову?
28 В год 150-летнего юбилея А.П.Чехова на родине писателя состоялось торжественное открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Композицию, созданную известным ростовским скульптором Давидом Бегаловым, установили возле гимназии Чехова. Скульптура стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как, собственно, и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни.
29 Типизация Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины». Тип «маленького человека»
30 Авторская позиция «- А разве то, что мы живём в городе в духоте, …пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?...Видеть и слышать, как лгут… и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!»
31 Домашнее задание 1.Учебник, стр (о Чехове); 2.*Стр. 70 задание 12 3.Чтение: «Крыжовник», «О любви». Задание «не для всех» **Синквейн Написать сочинение-размышление «Как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему надо быть».
32 Итог урока Никто не понимал так ясно и тонко, как А.П.Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности. М. Горький
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.