Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmetodisty.ru
2 Методическая разработка выполнена педагогом-психологом МБОУСОШ 4 г. Советский Тиминой Юлией Вячеславовной
3 Жизнь – это вечный экзамен, Да жаль, расписания нет. И в жизни мы часто тянем Невыученный билет. И вспоминаем старательно, Задумчиво в пол глядим, Но некому подсказать нам: Мы с жизнью один на один.
4 Экзамены – это ответственный период в жизни любого человека и от их результатов во многом зависит будущее. Давайте поговорим о проблемах и трудностях экзаменационного периода, попытаемся найти возможные пути их преодоления. Продумаем своё поведение и состояние перед экзаменом, ведь на экзамене происходит не только проверка знаний, но и проверка сил личности, мобилизация умственных и душевных сил. Экзамен – сложная стрессовая ситуация и очень важно не теряться в экстремальной ситуации.
5 Факторы, влияющие на успех Уровень знаний Психологическая готовность к ГИА Умение преодолевать трудности
6 Психологическая готовность к государственной итоговой аттестации Уровень тревожности Энергетический баланс организма Эмоциональный фон (преобладающее настроение)
7 Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Результаты исследования уровня психологической готовности учащихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации
8 Уровень тревожности, соответствующий возрастной норме наблюдается у 71% учащихся Данные девятиклассники вполне комфортно чувствуют себя, общее эмоциональное состояние учащихся может рассматриваться как благоприятное. Высокие показатели тревожности отмечаются у 29 % учащихся: Это свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому учащиеся вынуждены противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия выпускников. Но все чаще им приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше они себя хорошо чувствовали.
9 Энергетический баланс организма – способность к энергозатратам или установка на сбережение энергии, уровень работоспособности.
10 Норма (оптимальный уровень) энергетической мобилизации организма наблюдается у 70% учащихся. У данной категории преобладает ориентация на энергозатраты, активность, высокая вероятность успешной деятельности в стрессовых условиях. Низкий уровень активности наблюдается у 16% обучающихся. У них преобладает повышенная ориентация на покой, отдых и восстановление сил. Переутомление свидетельствует о непосильности нагрузок. Требуется их снижение и нормализация режима дня. Повышенный уровень активности наблюдается у 14% учащихся. Это является результатом работы учащихся на пределе своих возможностей.
11 Эмоциональный фон – преобладающее настроение
12 Хорошее настроение наблюдается у 78% учащихся. Это свидетельствует об энергичности, уверенности, эмоциональной уравновешенности, оптимизме. Плохое настроение преобладает у 22% девятиклассников. Это свидетельствует о наличии проблем, неуверенности в успехе, чувстве одиночества, напряженности, настороженности, обидчивости.
14 Оптимальный уровень психологической готовности к экзаменам отмечается у 56% учащихся. Данные учащиеся готовы работать в стрессовых условиях, могут контролировать свое эмоциональное состояние, не имеют негативного отношения к экзаменам, могут эффективно работать в стрессовых условиях. Низкий уровень психологической готовности к экзаменам отмечается у 39% учащихся. Данные учащиеся испытывают негативное отношение к экзаменам, напряжение, не готовы к эффективной работе в стрессовых ситуациях. Они имеют высокий уровень тревоги, что отрицательно сказывается на активности мышления. Очень низкий уровень психологической готовности к экзаменам наблюдается у 5% учащихся. У них наблюдается высокий уровень тревожности, низкая работоспособность, доминирует плохое настроение и неприятные переживания.
15 Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
16 Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа. Начинайте готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составив план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
17 Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
18 Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.
19 Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте делать перерывы. Хорошо отдыхайте – сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом! Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления. Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам
20 Рекомендации для успешной сдачи экзаменов Перед экзаменом обязательно хорошо выспись. Перед дверью класса, где проходит экзамен, успокойся, скажи себе несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования.
21 Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. Посмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
22 Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции! Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
23 Профилактические мероприятия во время подготовки к экзаменам Профилактика утомления организма: выполнение гимнастики во время утомительных занятий; прогулки на свежем воздухе; соблюдение круглосуточного гигиенического режима дня; следить за правильной позой за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги).
24 Профилактика потери аппетита: употребляйте в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, курагу, т.к. они стимулируют работу головного мозга; не стоит злоупотреблять энергетическими напитками (кофе, газированные напитки), так как они приведут к истощению нервной системы, лучше соки или чай сладкий с лимоном; обязательно питаться не менее 3 раз в день, иначе это может привести к утомлению и истощению организма, так как желудок без пищи будет перерабатывать сам себя.
25 Скорая помощь для паникеров Легкий стресс перед экзаменом даже полезен. А для того, чтобы он не превратился в панику, можно сделать несколько расслабляющих упражнений (дыхательная и (или) мышечная релаксация) Дыхательная релаксация Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное дыхание), наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.
26 Упражнение «4+4+4» Постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании. На счет сделайте медленный глубокий вдох. На следующие четыре счета задержите дыхание. Затем плавный выдох на счет Уже через 3-5 минут такого дыхания Вы заметите, что Ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней. Упражнение «Пушинка» Представьте, что перед Вашим носом на расстоянии сантиметров висит пушинка. Дышите носом так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. Упражнение «Вверх по радуге» Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом Вы взбираетесь вверх по радуге, а теперь сделайте выдох и представьте, что Вы съезжаете с радуги, как с горки. Повторите упражнение 3-4 раза.
27 Мышечная релаксация Для чего нам необходимо умение расслабляться? Как известно, мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства разной силы. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Поэтому для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса, нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение Упражнение «Лимон» Это упражнение поможет вам быстро снять напряжение во время экзамена. Представьте себе, что в руке у вас находится лимон, который следует сжать как можно сильнее, выдавив сок до последней капли. В момент наибольшего напряжения в руках «бросьте лимон», встряхните руками и расслабьте их. Примите удобную для вас позу, сделайте несколько глубоких вдохов, постепенно расслабляя все тело. Если нет напряжения, то нет и стресса. А теперь попробуйте испытать стресс (напряжение), если ваше тело расслаблено!
28 Упражнение «Муха» Представьте себе, что Вам на лицо пытается сесть муха. Попробуйте согнать ее без помощи рук, используя только мимику. Итак, муха садится Вам на нос, наморщите его, чтобы согнать муху, на лоб, на подбородок, на правую щеку, на левую щеку, опять на нос. Молодцы, Вы прогнали назойливое насекомое! Расслабьте мышцы лица. Упражнение «Сосулька» Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте. Что Вы – сосулька. Напрягите все мышцы Вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под воздействием солнечных лучей Вы начинаете медленно таять. Расслабьте постепенно мышцы рук, затем плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.