Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkoipkro.kostroma.ru
1 Подходы к независимой внешней оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации
2 Нормативно-правовая база в сфере общественно- профессиональной аккредитации Отдел методологии Проектный офис. Закон Российской Федерации от г «Об образовании» (ред. от ) Постановление Правительства Российской Федерации от N 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» Постановление Правительства Российской Федерации от г «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»; Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП АФ-317/02 от ) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от р; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от р;
3 Закон Российской Федерации от г «Об образовании» (ред. от ) (ред. от ) Отдел методологии Проектный офис. Закон РФ «Об образовании» (в редакции 1992 г.) Статья 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения. П.25. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, зарубежных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет дополнительных финансовых обязательств со стороны государства. Закон РФ «Об образовании» (в редакции 2011 г.) Статья Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций. П.41. Образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Сведения о результатах общественной (общественно- профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.
4 Постановление Правительства Российской Федерации от N 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» образовательных учреждений и научных организаций» Отдел методологии Проектный офис. П. 27. Организация вправе представить в качестве приложения к заявлению о проведении государственной аккредитации сведения о результатах общественной (общественно- профессиональной) аккредитации организации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Указанные сведения рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.
5 Проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» Отдел методологии Проектный офис. Статья 99. Независимая оценка качества образования В частности «п.1. Независимая оценка качества образования проводится в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях удостоверения соответствия предоставляемого образования потребностям заказчика и (или) потребителя этого образования, содействия им в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.»
6 Проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» Отдел методологии Проектный офис. Статья 100. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. П.1. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются проводящей ее общественной организацией. П. 3. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
7 Кратко об АККОРК Отдел методологии Проектный офис Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК): Работает в области независимой оценки качества образования, независимой аккредитации образовательных программ и внедрения систем менеджмента качества в образовании (СМКО) с 2005 года. Миссия агентства: «Формирование и развитие в России независимой системы оценки качества и гарантий качества образования, соответствующей принципам Болонской декларации и лучшей мировой практике»
8 Кратко об АККОРК Отдел методологии Проектный офис АККОРК сегодня: Международный статус профессиональной экспертной организации в сфере образования: член CHEA, ENQA, CEENQA, APQN, INQAHEE, EFQUEL, EQANIE. Аккредитация Рособрнадзора в качестве экспертной организации для участия в контрольно-надзорных процедурах. Свыше 300 сертифицированных экспертов: УГС, институциональная оценка. Свыше 2000 образовательных программ в 102 вузах и 39 колледжах прошли независимую оценку качества образования и гарантий качества образования в АККОРК, Свыше 300 образовательных программ успешно прошли профессионально- общественную аккредитацию в АККОРК; свыше 30 образовательных программ успешно прошли профессионально-общественную аккредитацию в объединениях работодателей (ФРиО, Опора России) на основе результатов независимой оценки качества АККОРК.
9 АККОРК сегодня Отдел методологии Проектный офис Мультистандартная методология (ESG, ФГОС, Проф. стандарты, UNIQUe, ISO, EFMD, EFQM, бенчмаркинг): экспертизы качества образования (на уровне ОП), экспертизы гарантий качества образования (на уровне ОП, на институциональном уровне), экспертизы эффективности СМКО, экспертизы эффективности применения ИКТ в образовании (на уровне ОП, на институциональном уровне), независимой аккредитации и сертификации. Международный статус профессиональной экспертной организации в сфере образования: член CHEA, ENQA, CEENQA, APQN, INQAHEE, EFQUEL, EQANIE. Аккредитация Рособрнадзора в качестве экспертной организации для участия в контрольно-надзорных процедурах. Свыше 300 сертифицированных экспертов: УГС, институциональная оценка. Свыше 2000 образовательных программ в 102 вузах и 39 колледжах прошли независимую оценку качества образования и гарантий качества образования в АККОРК, Свыше 300 образовательных программ успешно прошли профессионально- общественную аккредитацию в АККОРК; свыше 30 образовательных программ успешно прошли профессионально-общественную аккредитацию в объединениях работодателей (ФРиО, Опора России) на основе результатов независимой оценки качества АККОРК.
10 Структура АККОРК В структуру АККОРК входят: Наблюдательный совет, Аккредитационный совет, Высший экспертный совет – в настоящее время формируются экспертные направления по УГС. Исполнительная дирекция, Региональные отделения.
11 Цели независимой оценки качества образования согласно проекту «Закона об образовании» 1.Удостоверение соответствия предоставляемого образования потребностям заказчика и (или) потребителя этого образования, 2.Содействие потребителям образования в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы [поскольку независимая оценка качества образования предшествует процедуре профессионально-общественной аккредитации – решение о профессионально-общественной аккредитации основывается на результатах независимой оценки качества] 3.Повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
12 Основные результаты независимой оценки качества образования оценка актуальности образовательной программы на рынке труда, оценка востребованности выпускников образовательной программы текущим потребностям рынка труда, оценка значимости, актуальности и достижимости целей программы, оценка актуальности планируемых результатов обучения по программе запросам рынка труда и их соответствия целям программы, оценка соответствия фактических результатов обучения целям программы и планируемым результатам обучения, оценка гарантий качества образования: процессов и условий реализации программы, выработка практических рекомендаций по развитию программы.
13 Информирование вуза о правилах заполнения отчета о самообследовании и подготовки документов по внутренней оценке, которые вузу необходимо предоставить экспертам Самообследование программы Камеральный анализ документов вуза. Начало работы над предварительным отчетом. Эксперт сообщает менеджеру проекта, достаточно ли полученных документов для проведения экспертизы в вузе или следует запросить дополнительные материалы. Составление экспертом программы визита и ее утверждение менеджером проекта. Посещение вуза экспертом: проведение интервью с преподавателями, заведующими кафедрами, деканом, студентами, выпускниками и работодателями; оценка качества УММ, образовательных ресурсов и МТБ; анализ уже оцененных письменных работ студентов и выпускников; посещение занятий и аттестационных мероприятий; завершение предварительного отчета. Итоговый отчет, включающий результаты экспертизы и рекомендации относительно присуждения программе аккредитации АККОРК Вынесение решения Аккредитационным советом АККОРК Аккредитация АККОРК Отказ в аккредитации АККОРК Отчет о принятых мерах по повышению качества и гарантий качества образования через 0,5 - 1,5 года Отчет не является исчерпывающим или смысл рекомендаций эксперта неясен Запрос дополнительных материалов Отрицательное решение Принятие вузом обязательств по выполнению рекомендаций и проведению последующих действий. Корректировка фактических неточностей в отчете эксперта. 21 день 2-3 дня дней Вынесение решения Высшего экспертного совета АККОРК Процедура независимой оценки качества образования
14 КРИТЕРИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ/ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ АККОРК Объект Что оценивается 1. Качество образования 1. Результаты обучения Степень соответствия фактических результатов обучения предполагаемым результатам обучения, утвержденным ОУ. 2. Гарантии качества образования 1. Образовательные цели Оцениваются: ясность и четкость формулировки целей; соответствие миссии ОУ; соответствие запросам основных потребителей программы; наличие механизма, позволяющего: оценивать достижение целей; постоянно отслеживать изменение требований основных потребителей; периодически переоценивать и корректировать цели. 2 Структура и содержание программы Оцениваются с точки зрения: соответствия структуры и содержания программы заявленным целям; возможности достижения предполагаемых результатов обучения (ПРО). 3 Учебно-методические материалы Оцениваются: качество учебно-методических материалов – по тому, в какой мере они способствуют достижению студентами ПРО; достаточность учебно-методических материалов для поддержания учебного процесса по каждому из учебных курсов и по программе в целом.
15 КРИТЕРИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ/ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ АККОРК Объект Что оценивается 4 Технологии и методики образовательной деятельности Оцениваются: возможность достижения ПРО при использовании данных образовательных методик и технологий; в какой мере образовательные методики и технологии способствуют достижению ПРО. 5 Профессорско-преподавательский состав Оцениваются: обеспеченность учебного процесса преподавателями, уровень компетентности и квалификации которых достаточны для достижения студентами ПРО; наличие процедур и критериев, применяемых при приеме преподавателей на работу и при оценке качества преподавания; позволяющих ОУ гарантировать, что уровень компетентности и квалификации штатных преподавателей достаточен для обучения студентов. 6. Научно-исследовательская деятельность (НИД) и реализация ее результатов в учебном процессе Оцениваются: влияние научных исследований на улучшение: o результатов обучения; o предметной компетентности преподавателей в области читаемых ими учебных курсов; использование результатов НИД в учебном процессе; наличие образовательной среды, поддерживающей и интеллектуально стимулирующей учебу студентов; соответствие заявленной ОУ результативности НИД: o уровню публикационной активности и индексу цитируемости, измеренному международными и российскими службами; o доле научно-исследовательских работ, перешедших в стадию опытно- конструкторских разработок.
16 КРИТЕРИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ/ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ АККОРК Объект Что оценивается 7 Образовательные и материально- технические ресурсы Оцениваются: наличие образовательных и материально-технических ресурсов, достаточных для реализации программы; доступность образовательных и материально-технических ресурсов студентам в ходе обучения, самостоятельной и научно-исследовательской работы; развитие и совершенствование образовательных и материально-технических ресурсов. 8 Организация и управление процессом реализации программ Оцениваются: конкретизация политики качества на уровне программы; работа системы менеджмента качества образования (СМКО) на уровне программы и учебных курсов, включая: o оценку качества учебного процесса; o оценку учебных достижений студентов; o оценку качества преподавания; o учет мнения студентов и выпускников, преподавателей и работодателей; способствуют ли организационная структура и структура управления реализации программы; способствуют ли документы, регламентирующие реализацию программы, достижению студентами ПРО. 9 Участие работодателей в реализации программы Оцениваются: механизмы привлечения работодателей к участию в реализации программы; степень влияния работодателей на повышение результатов обучения выпускников за счет: o участия работодателей в экспертизе и разработке учебных курсов, o чтения лекций, проведения семинаров и мастер-классов; o руководства курсовыми и дипломными работами; o участия в оценке фактических результатов обучения; o материально-технической и финансовой поддержки программы; o приглашения выпускников на работу; o предоставления сведений о качестве подготовки выпускников, принятых на работу, и развитию их карьеры.
17 КРИТЕРИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ/ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ АККОРК Объект Что оценивается 10. Участие студентов в определении содержания и организации учебного процесса Оцениваются: механизмы привлечения студентов к участию в определении содержания и организации учебного процесса по программе; степень влияния студентов на повышение качества обучения за счет: o учета и реализации предложений студентов по организации учебного процесса; o участия студентов в управлении деятельностью кафедр и факультета; o участия студентов в мероприятиях по обеспечению качества образования; o механизмов обратной связи со студентами на уровне кафедр и факультета; o учета мнений студентов о качестве образовательных ресурсов; o учета мнений студентов о содержании учебных курсов; o учета мнений студентов о качестве преподавания и критериях оценивания учебной деятельности студентов. 11 Студенческие сервисы Оценивается, в какой мере студенческие сервисы: поддерживают студентов во время обучения; помогают студентам реализовать свои способности и успешно окончить программу. 12 Оценка качества подготовки абитуриентов Оценивается, в какой степени ОУ стремится обеспечить качество образования не только за счет обеспечения высокого уровня гарантий качества образования, но и за счет набора на обучение подготовленных абитуриентов.
18 Формирование программы визита в ОУ 1.Вопросы по результатам самообследования. 2.Формирование списка дополнительных документов, которые необходимо посмотреть эксперту при очном визите. 3.Подготовка интервью с различными контрагентами. 4.Работа с матрицей компетенций. 5.Подготовка инструментария для исследования компетенций.
19 ПРОГРАММА ВИЗИТА ЭКСПЕРТА В ОУ Планируемые мероприятия (эксперты) Тип мероприятияМероприятия Экспертиза качества и гарантий качества по специальности … Изучение документации (нормативные и уставные документы,учебный план, учебные программы, методическая, материально-техническая база) по специальности: … ИнтервьюБеседа с ректором, проректором по УМР, НИР…, деканом, зав. кафедрой и другими руководителями программы ИнтервьюПосещение подразделений факультета (специальность...) Интервью Беседа с ППС, ведущими профильные дисциплины по специальности (специализация, блоки ОПД и СД - по 2 представителя от каждой ЦК) ИнтервьюБеседа со студентами 1-3 курсов (по 5 человек) специальности; ИнтервьюВстреча с обучающимися выпускных курсов (Определение качества подготовки (интерью, анкетированиеи т.д.) ИнтервьюВстреча с выпускниками программы (работающими) ИнтервьюБеседа с партнерами (работодателями) Изучение материальной базыУчебные корпуса, библиотека, лаборатории, аудитории, мастерские… ИнтервьюИнтервью с директором и сотрудником библиотеки
20 Благодарим за внимание! Т/ф +7 (495)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.