Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемspo.karelia.ru
1 Создание системы независимой оценки и сертификации квалификаций Ефимова Светлана, директор ЦПО Самарской области, эксперт Национального агентства развития квалификаций
2 АНО Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) Создано в 2006 г. Учредитель: Российский союз промышленников и предпринимателей Цель: содействие формированию механизмов взаимодействия сферы труда и сферы профессионального образования, позволяющих обеспечивать экономику страны кадрами нужной квалификации и в нужном количестве
3 Вопросы Что такое сертификация? Кому нужна сертификация и какие задачи она решает? Как сертификация «вписывается» в систему кадрового обеспечения экономики? Нормативное поле сертификации Каким принципам подчиняется сертификация? Система независимой оценки и сертификации квалификаций: органы, участники, полномочия
4 Понятия Сертификации квалификаций - подтверждение независимым компетентным органом соответствия квалификации заявителя требованиям, установленным профессиональным стандартом Квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома/сертификата и др.)
5 ? Для чего нужна сертификация квалификаций? РаботодателиПодтверждение квалификации соискателей и работников, формирование программ адаптации, повышения квалификации, исходя из реальной квалификации работников Работники, выпускники системы проф. образования Подтверждение своей квалификации, повышение уровня конкурентоспособности, трудовой мобильности Выпускники школ и их родители Обоснованно выбирать образовательное учреждение Образовательные организации Подтверждение качества подготовки по своим программам Органы управления образованием Формирование программы развития образования, опираясь на реальные результаты и полученные квалификации Федеральные и региональные органы гос. власти Формирование программ развития отраслей и регионов, опираясь на реальные данные о квалификации работников
6 Нормативная основа сертификации квалификаций в РФ Постановление «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» (утв. Минтрудом России и Госстандартом в 1997 г.) ГОСТ Р «Гос. система стандартизации РФ. Система аккредитации в РФ. Общие критерии для органов, руководящих сертификацией персонала» ФЗ «О техническом регулировании» ( 184 от 27 декабря 2002г. ) «Положение о Системе добровольной сертификации экспертов по сертификации персонала и ее знака соответствия» (утв. постановлением Госкомстата, г.) «Положение о Системе добровольной сертификации персонала в РФ» (утв. Госкомстатом 2004 г.)
7 Документы, определяющие сертификацию квалификаций ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от ФЗ Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» Соглашение о взаимодействии Министерства образовании и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г.
9 Документы, определяющие сертификацию квалификаций Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы, задача 3, мероприятие 8 «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов»
10 10 Разработка и апробация моделей экспертно-методического сопровождения оценки и сертификации квалификаций для высокотехнологичных отраслей в рамках ФЦПРО Мероприятие 8.1 Создание сети экспертно-методических центров системы независимой оценки и сертификации квалификаций в высокотехнологичных отраслях экономики на основе типовой модели 1.ПРОЕКТ: Разработка методологичес- ких подходов к формированию и функционированию сети экспертно- методических центров и центров оценки и сертификации квалификации, координация их деятельности Дополнительные проекты по «сквозным» проблемам: IT – поддержка, мониторинг и т.п. 2. Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра (по направлениям) Лот 1 Атомная отрасль Лот 2 Железнодорожный транспорт Лот 3 Металлургия Лот 4 Медико-биологическая и фармацевтическая отрасль Лот 5 Наноиндустрия Лот 6 Машиностроение Лот 7 Туризм и сервис Лот 8 Юриспруденция Лот 9 Педагогическая область Лот 10 Авиастроение Лот 11Информатика и выч.техника Лот 12 Нефтегазоперераб.отрасль Лот 13 Ракетно-космич.отрасль Лот 14 Энергетика Лот 15 Автомобилестроение Лот 16 MBA, MPA документы, инфраструктура, обученный персонал, профессиональные стандарты (доработка или новая разработка), методики, оценочные средства, реестр экспертов Инструментарий и процедуры отладки и функционирования СИСТЕМЫ в целом
11 ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ от 7 мая 2012 г. N 597 О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю Правительству Российской Федерации: подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов; утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов; разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов
12 Основные задачи системы Объективная, признаваемая работодателями, оценка соответствия квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами; Подтверждение права работника выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации
13 Обеспечение эффективности сертификации квалификаций Сертификация квалификаций должна быть системной: Органы сертификации Единые правила и требования к процедурам сертификации Методическое обеспечение Квалифицированные эксперты Обеспечена возможность апелляции Периодический аудит центров сертификации квалификаций
14 Принципы сертификации квалификаций Добровольность прохождения сертификации квалификаций; Доступность процедур сертификации квалификаций; Независимость и объективность сертификации квалификаций; Обеспечение необходимой конфиденциальности (результатов оценки и персональных данных); Открытость информации о процедурах сертификации квалификаций Единые правила сертификации квалификаций для различных отраслей
15 Соискатели Структура Системы Базовая организация Регистр Центры оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) Экспертно- методические центры (ЭМЦ) Организации реального сектора, образовательные организации -партнеры Общественно-государственный совет
16 Экспертно-методический центр Центр оценки и сертификации квалификаций Разработка организационно- методического обеспечения деятельности ЦОСК Оценка квалификаций Экспертное сопровождение деятельности ЦОСК Сертификация квалификаций Мониторинг и консультационно- методическая поддержка ЦОСК Участие в разработке организационно-методического обеспечения процедур оценки и сертификации квалификаций Создание и развитие информационной инфраструктуры Системы Функции центров Системы
17 Регион Модель регионально-отраслевого сегмента Системы 17 Область деятельности ЭМЦ 2 ЦОСК2 Область деятельности ЭМЦ 1 ЦОСК1 ЦОСК2 ЦОСК3 ЦОСК1 Отрасль Отрасль
18 - определение стратегии развития системы; использование результатов деятельности системы при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм; участие в отборе и аудите деятельности центров - использование результатов деятельности системы при оценке качества проф. образования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам; в государственных процедурах, при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм - определение стратегии развития системы; - формирование общих требований к функционированию центров; - организация конкурсного отбора ЭМЦ, отбора ЦОСК; - определение стратегии развития системы в отраслях; - участие в отборе и аудите центров по отраслям; - разработка проф. стандартов; - участие в разработке и проведение экспертиз процедур, методов и оценочных средств; - обратная связь о качестве используемых процедур - реализация процедур оценки и сертификации квалификаций; - выдача сертификатов - консультационно-методическая поддержка ЦОСК; - разработка процедур, методов и оценочных средств; - обучение экспертов по оценке и сертификации квалификаций; - экспертное участие в отборе и аудите ЦОСК Государственные органы исполнительной власти РФ РОСОБРНАДЗОР Общероссийские объединения работодателей Профессиональные сообщества Общественно-государственный совет (ОГС) Экспертно-методический центр (ЭМЦ) по направлению (отрасли) Центры оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) Ведущие компании отрасли (Работодатели) Схема 1 организационно-функциональная схема (модель) ЭМЦ - аудит центров; - организация обеспечения едиными формами документов; - ведение регистра Системы (реестров выданных сертификатов и баз данных) базовая организация
19 19 определение стратегии развития системы; использование результатов деятельности системы при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм; участие в отборе и аудите деятельности центров - определение стратегии развития системы; - формирование общих требований к функционированию центров; - организация конкурсного отбора ЭМЦ, отбора ЦОСК; Компании отрасли (Работодатели) - определение стратегии развития региональных сегментов системы; - использование результатов деятельности системы при разработке нормативно- правовых документов, формировании региональных программ; - участие в отборе и аудите ЦОСК для региональных и межрегиональных отраслевых кластеров - определение стратегии развития системы; - участие в отборе и аудите центров по направлениям (отраслям); - разработка проф. стандартов - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - обратная связь о процедурах сертификации - реализация процедур оценки и сертификации квалификаций; - выдача сертификатов - консультационно-методическая поддержка ЦОСК; - разработка процедур, методов и оценочных средств; - обучение экспертов по оценке и сертификации квалификаций; -экспертное участие в отборе и аудите ЦОСК Государственные органы исполнительной власти РФ РОСОБРНАДЗОР Объединения работодателей: -.общероссийские (общероссийские, межотраслевые, отраслевые); - межрегиональные (межотраслевые и отраслевые); - региональные (региональные, межотраслевые и отраслевые) Профессиональные сообщества Общественно-государственный совет (ОГС) Центр оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) - Экспертно-методические центры (ЭМЦ) по направлениям (отраслям) Физические лица Учреждения профессионального образования Региональные органы государственной власти Схема 2 Организационно-функциональная схема (модель) ЦОСК Ведущие компании отрасли (Работодатели) - предоставление ресурсов и услуг для оценки; - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - участие в работе комиссий ЦОСК; - обратная связь о процедурах сертификации - аудит центров; - организация обеспечения едиными формами документов; - ведение регистра Системы (реестров выданных сертификатов и баз данных) базовая организация - использование результатов деятельности системы при оценке качества проф. образования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам; в государственных процедурах, при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм
20 Документы ОГС, определяющие порядок наделения ЭМЦ и ЦОСК полномочиями «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах»; «Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах»; «Типовой договор на выполнение функций центра оценки и сертификации квалификаций»; «Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно- методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах»; «Типовая конкурсная документация для проведения открытого публичного конкурса по отбору организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров»
21 Подведены итоги второго этапа открытого публичного конкурса по отбору экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций 13 Ноября 2012 г. Области (виды) трудовой деятельности: автомобилестроение; информатика и вычислительная техника; машиностроение; управление организацией; управление персоналом; сервис 11 организаций – победители конкурса
22 Внесение изменений в Федеральное законодательство; Внесение изменений в акты социального партнерства; Развитие системы двух- и многосторонних соглашений. Обеспечение признания сертификатов
23 23 Изменения в действующие нормативно-правовые акты, направленные на признание сертификатов профессиональным сообществом Трудовой кодекс Российской Федерации - ввести понятия профессиональной квалификации и ее независимой оценки (сертификации квалификаций) ФЗ «Об объединениях работодателей» и «О саморегулируемых организациях» - определить ответственность объединений работодателей и саморегулируемых организаций за разработку отраслевых профессиональных стандартов, определить нормы признания квалификационных сертификатов; Закон РФ «О занятости населения» - предусмотреть возможность направления службой занятости безработных и ищущих работу граждан на сертификацию для подтверждения квалификации; ФЗ «Об образовании» - закрепить ответственность системы профессионального образования за использование профессиональных стандартов при разработке образовательных стандартов и программ, а также использование результатов сертификации квалификаций при государственной аккредитации и оценке качества профессионального образования; Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 – 2013 годы – ввести в перечень мер, направленных на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, разработку профессиональных стандартов и сертификацию квалификаций на соответствие им
24 Дополнительная информация на сайте Национального агентства развития квалификаций
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.