Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbormotina.bezschool-1.ru
1 Золотая хохлома
2 Бочонок.
3 ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; возник в 17 веке. Название происходит от с. Хохлома (Нижегородская обл.). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами по золотистому фону.
4 Легенда о "Хохломе». В Горьковской области есть легенда о золотой "хохломе". Жил в Москве мастер - иконописец. Царь ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он волю, поэтому тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о мастере разнеслась по всей земле. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Дошла слава мастера и до государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. До сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
5 Технология промысла Оказывается, прежде чем стать золотой, "хохлома" бывает серебряной и глиняной. Сперва изделие сушат, затем шлифуют, обмазывают льняным маслом, а потом грунтуют особым составом - под плотным слоем грунта совсем невидно дерева. Грунтованное изделие сушат в печи, опять шлифуют, несколько раз покрывают олифой - до появления лаковой пленки и только потом натирают полудой (измельченный в порошок металл). В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную. Этапы изготовления ложки.
6 Теперь за роспись берутся художники. Обычные их инструменты – тонкие беличьи кисточки. А как же золото? Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при высокой температуре. Сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре градусов. Готовое изделие покрывают желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.
7 Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по- другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
8 Набор деревянной посуды с хохломской росписью. Крышка шкатулки. Роспись «под фон». Семино г.
9 Н. Смелышева. Ковш «Конь» с шестью ковшиками. Семенов г.
10 П. Щербакова. Предметы из набора для кофе. Семенов г.
11 Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни.
12 Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка.
13 С.П. Веселов. Чаша г. Травка обычно пишется красным и черным цветом. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра.
14 С.П. Веселов. Чаши. Травная роспись. Мотив «солнышко» и «пряник». Семино г.
15 Вазочки. Работы учеников средней школы с. Семино.1986 г. "Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.
16 Е.В. Мосина рыбацкий набор посуды. Семино г. Хохломские росписи украшают предметы - чаши, ковши, вазы, их формы подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды.
17 Фрагмент росписи чаши. Орнамент «под фон». Семино г.
18 Потомственный мастер Хохломы С.П. Веселов г.
19 С.П. Веселов Декоративное панно г. С.П Веселов Поставок г.
20 Современная хохлома.
22 Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.