Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdoshvozrast.ru
1 МБДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД 53 «ЁЛОЧКА» Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста Автор проекта: воспитатель Придворова Вера Сергеевна
2 Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». АКТУАЛЬНОСТЬ
3 Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова и др. Психологическое обоснование проблема формирования выразительности детской речи получила в трудах известных психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца. Эти же вопросы в центре внимания многих современных исследователей (Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я.Шибицкая, Н.В.Гавриш др.) В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».
4 Таким образом, исследования психологов и практиков показывают что: устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: Фонемати- ческий слух Граммати- ческий строй речи Звуковую культуру речи Обогащать словарь
5 Цель проекта: Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора
6 Задачи проекта: Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
7 Целевые группы проекта: 1 целевая группа – дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка (подгруппы детей, индивидуальная работа), самостоятельная детская деятельность. 2 целевая группа – педагоги: активная методическая работа. 3 целевая группа – родители: оказание консультативной помощи.
8 Принцип реализации проекта: Принцип активности и посильной самостоятельности Принцип познавательной активности Принцип наглядности Принцип поэтапности Принцип вариативности
9 Сроки реализации проекта: сентябрь 2011 – июнь 2012 Описание проекта: Этапы проекта Предпроектный (сентябрь 2011) Мероприятия Анализ предметной среды группы. Изучение методической литературы по проблеме. Формулирование целей и задач проекта.
10 Описание проекта: Этапы проекта Проектный этап (октябрь апрель 2012) Мероприятия ЦГ-1: Организация диагностического исследования речи детей Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора Организация игрового взаимодействия Выставка книг с различными жанрами фольклора Рассматривание иллюстраций Инсценирование произведений фольклора Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений ЦГ-2: Проведение семинара по проблеме проекта Выступление на педагогическом совете Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений Деятельность в соответствии с тематическим планированием ЦГ-3: Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи» Выпуск буклета для родителей « Народные дидактические игры - элемент современности» Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе
11 Описание проекта: Этапы проекта Результативный (май-июнь 2012) Мероприятия Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.
12 Реализация проекта осуществляется по двум направлениям: Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы. Использование фольклорных произведений в совместно- партнерской деятельности.
13 Использую малые формы фольклора в разных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее, приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.
14 Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую». Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю.»
15 Ожидаемые результаты проекта Количество детей с высоким уровнем развития речи увеличиться на 5% Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями Будут сформированы первичные навык и восприятия фонематической и лексической стороны речи Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; Дети овладеют бе з конфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками Сформируется положительное отношение к режимным моментам У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей У родителей повысится общий культурный уровень
16 Значимость проекта Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет важное значение для развития речи детей раннего возраста. Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора.
17 Использование интернет ресурсов: Материал размещён на сайте:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.