Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgymnaziachegem.ru
1 Эмблема Управляющий совет образовательного учреждения: понятие, состав, основные полномочия.
2 Государственно-общественное управление может стать тем гарантийным механизмом, который позволит переводить государственно-общественные отношения в реальное взаимодействие. Это взаимодействие целесообразно строить на основе правовой базы, в формировании которой общество должно принимать непосредственное участие. Государственно-общественное взаимодействие – это форма отношений, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, единым смыслом действий, солидарностью и согласием.
3 В настоящее время управление школой, по- прежнему, во многом строится на командно- административном подходе. По существу и по преимуществу, все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы на уровне управленческих решений, в 99% школ определяются директором, либо учредителем и вышестоящими органами государственного управления, а именно: – Содержание обучения; – Образовательные технологии; – Система и критерии оценивания; – Режим работы школы; – Экономика школы; – Кадры и многое другое.
4 Но прежде чем начинать реорганизацию управления, стоит подумать над Правилом Мюррея: "Дела никогда не идут настолько плохо, чтобы их нельзя было ухудшить путем смены директора". Из новых Законов Мерфи
5 "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" Решение коллегии Минобрнауки России от 4 ноября 2004 г. ПК-5 Заслушав и обсудив доклады …, коллегия отмечает, что на современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать: повышение роли общественных институтов в управлении образованием; Министр А.А. Фурсенко Официальные документы
6 Заседание коллегии Минобрнауки России 10 октября 2005 года. Критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для получения премии Президента РФ. Обязательные критерии: - общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс; - в общеобразовательном учреждении функционирует орган государственно-общественного управления; - разработана и реализуется программа развития общеобразовательного учреждения, соответствующая Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации; - активная деятельность по привлечению внебюджетных средств. Официальные документы
7 Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: - внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; - внедрение моделей государственно- общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования; Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г.
8 16. Внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования. Показатель (индикатор) - удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении образованием: 2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г. 1%3%5%10%20% Показатель (индикатор) - увеличение удельного веса субъектов Российской Федерации, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием: 2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г. --15%--25% 45% Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г.
9 "Не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе школ, с одновременным повышением их ответственности за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат". В.В. Путин, Послание Федеральному Собранию Российской Федерации г.
10 Комплексная программа модернизации региональной системы образования до 2010 г. "Расширение общественного участия в управлении образованием" З Наименование показателяЗначение 5.1 Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения 100% 5.2 Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно- общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений 100% 5.3 Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности 100% 5.4 Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет Не менее 80% 5.5 Отношение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу аудиторий, в которых проводится ЕГЭ Не менее Доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием 100%
11 Если школой управляют только представители официальной "вертикальной власти" (учредители, школьная администрация во главе с директором), характер управления является исключительно "государственным", или "ведомственным". Если к реальному управлению школой привлекаются представители общественной, в том числе и родительской, управление носит более демократический "государственно-общественный характер".
12 Коллегиальный орган государственно- общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. При этом оперативное управление, по-прежнему, остается в руках директора школы. Управляющий Совет
13 Общественный (Управляющий) Совет образовательного учреждения: 8(11) – 21(25) Работники Школы – не более 1/4 от всех членов Совета, из них не менее 2/3 педагогические работники; Директор – по должности Родители (законные Представители) от 1/3 до 1/2 всех членов Учащиеся – 2 (4) человека (от 9-х – 11-х классов) Представители общественности Состав Управляющего Совета Представитель учредителя – 1 человек Одно и тоже лицо может быть членом не более двух Советов одновременно
14 Примерный состав Совета Квота Количество при 11 членах Совета Количество по 25 членах Совета Работники школы (до1/4) Из них педагоги, включая директора 3 (2) 6 (4) Представитель учредителя 11 Учащиеся (по 1-2 от 9, 10 и 11 классов) 2 (3)2 (4) Родители (от 1/3 до 1/2) 4 (3)9 Представители общественности (выпускники, работодатели, общественные и научные деятели и т.д.) 17 (5) Итого: 1125
15 Состав Совета. Общие рекомендации: Необходимо количество членов совета, чтобы он был работоспособным, выполняющим поставленные перед ним управленческие задачи; Необходимо выдерживать заданные пропорции представительства участников образовательного процесса и общественности; Увеличение числа представителей от любой целевой группы не должно ущемлять интересы других; Общее число членов совета должно быть оптимальным для конкретного образовательного учреждения.
16 Права членов Управляющего Совета Члены Совета имеют право: – участвовать в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета; – инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета; – требовать и получать от администрации Школы, от членов Совета предоставления всей необходимой для работы Совета информации по вопросам компетенции Совета; – присутствовать на заседаниях педагогического совета и других органов самоуправления с правом совещательного голоса; – представлять Совет в составе экспертных комиссий по лицензированию и аттестации Школы, а также в конкурсной комиссии при замещении должности директора Школы (кроме членов Совета из числа работников Школы и учащихся); – досрочно выйти из состава Совета.
17 Обязанности членов Управляющего Совета Члены Совета обязаны: - принимать активное участие в деятельности Совета. Действовать при этом добросовестно, рассудительно и ответственно; - Присутствовать на всех заседаниях Совета, не пропускать их без уважительной причины. Член Совета может быть выведен из его состава за: - пропуск более двух заседаний без уважительной причины; - совершение аморального проступка, несовместимого с членством в Совете; - совершение противоправных действий, несовместимых с членством в Совете.
18 Ответственность Управляющего Совета Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор Школы вправе самостоятельно решать вопросы в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки. Учредитель вправе распустить Совет, если он: - не проводит свои заседания в течение полугода; - не выполняет свои функции; - принимает решения, противоречащие действующему законодательству России. В этом случае происходит: - либо формирование нового Совета по установленной процедуре; - либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данной Школе совета на определенный срок. В случае возникновения конфликта между Советом и директором Школы, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.
19 Роль Управляющего совета (в соответствии с нововведениями) Стратегическая – разработка стратегии развития образовательного учреждения, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ; Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и их участие в финансово–экономической деятельности школы, то есть КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ для ОБРАЗОВАНИЯ; Информационная-координирующая – обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами с целью содействия развитию образования, то есть КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ.
20 Управляющий Совет создается: Для привлечения дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения; Для легализации разных способов получения внебюджетных денег, привлечения средств спонсоров и родительских денег; Для более активного привлечения общественности и родителей на выполнение текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий); Для защиты всякого рода педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе).
21 Основные полномочия Совета В Уставе Школы и в Положении "Об Управляющем совете" выделяются два основных типа полномочий: Исключительные полномочия Совета, которые определяются следующими словами: Совместные полномочия с директором, которые определяются следующими словами: Утверждает; Устанавливает; Определяет; Принимает решение. Согласовывает; Содействует; Координирует; Рекомендует; Ходатайствует; Предлагает.
22 Основные полномочия Совета: 1. В определении путей развития образовательного учреждения: утверждает программу развития Школы; утверждает внесение изменений и дополнений в Устав Школы с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации; представляет Школу по вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.
23 Основные полномочия Совета: 2. В организации образовательного процесса Совет согласовывает: школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования; профили обучения в старшей школе; выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета; принятие программы общественно полезной и досуговой деятельности обучающихся.
24 Основные полномочия Совета: 3. В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет: устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе, продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; определяет время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и персонала Школы; осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе; содействует деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений; координирует деятельность общественных, в том числе и детских и молодежных организаций (объединений), действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом; ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в Школе.
25 Основные полномочия Совета: 4. В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет: согласовывает (или утверждает) по представлению директора Школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; согласовывает (или утверждает) сметы бюджетного финансирования; утверждает сметы расходования средств, полученных Школой от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Школы, определяет цели и направления их расходования; дает согласие на сдачу в аренду Школой в установленном порядке закрепленных за ней объектов собственности; заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года.
26 Основные полномочия Совета: 5. В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса совет: рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала Школы и принимает по ним решения; принимает решение об исключении обучающегося из Школы (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства); дает рекомендации директору Школы по вопросам заключения коллективного договора; ходатайствует при наличии оснований перед директором Школы о расторжении трудового договора с работниками Школы; ходатайствует при наличии оснований перед учредителем Школы о расторжении трудового договора с директором Школы; вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора школы.
27 Основные полномочия Совета: 6. В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает: Положение "О порядке приема обучающихся в школу"; "Правила поведения обучающегося в Школе; Положение "О стипендиях учащимся, о поощрениях и взысканиях учащихся"; Положение "О принципах взаимоотношений участников образовательного процесса при осуществлении совместной образовательной деятельности"; "Декларацию прав учащихся Школы"; Положение "О порядке оказания дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг"; Положение "Об управляющем совете Школы"; Положение "О родительских комитетах Школы, родительских собраниях и конференциях"; Положение "Об ученическом самоуправлении Школы".
28 Управляющий Совет рассматривает иные вопросы, отнесенные к его компетенции "Положением об Управляющем Совете". Перечень основных полномочий конкретного Управляющего совета фиксируется в Уставе образовательного Учреждения. Это предмет договора школьного сообщества и Учредителя. И если это полномочие включено в Устав, то никто (ни директор, ни педагогический совет, ни сам учредитель) не вправе подменять Совет при решении этого вопроса!
29 Главная и самая сложная роль в становлении Общественных управляющих советов принадлежит директору школы! Эффективно организованная деятельность Общественного управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников школы, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития образовательного учреждения как демократического сообщества.
30 Полномочия Совета Управляющий совет появляется в Школе не для того, чтобы подменять Директора или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки. Основное поле деятельности совета – стратегия, коллегиальная выработка в ясной и понятной для всех форме ЦЕЛИ, к которой должна стремиться все образовательное учреждение. Управляющий Совет и его отдельные члены НЕ ВПРАВЕ давать указания учителю, как вести урок, завучу – как составлять расписание уроков или кем заменить заболевшего учителя.
31 Полномочия Совета Совет создает школьные законы, нормы, правила, по которым она и будет работать. Совет и контролирует выполнение установленных государством и самими Советом законов, норм и правил. Решения Совета в пределах его полномочий – обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса.
32 Все в Управляющие Советы, товарищи!!!
33 Но при этом помните Закон Беры: "Каждый, кто популярен в коллективе, обречен на "определенные" проблемы. Он должен быть готов их преодолевать." Из новых Законов Мерфи
34 Основные источники: Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов/Под ре. А.М. Моисеева. – М.: Готика, – 180 с. Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. – М.: Альянс-Пресс, – 416 с. Руководство для членов школьных Управляющих советов. Методическое пособие/Под ред. Пинского А.А. – М.: Вердана, – 232 с. Создание школьных Управляющих советов/Под ред. А.А. Пинского. – М.: Альянс-Пресс, – 90 с. Учебно-методические материалы по организации деятельности Управляющих советов/Под ред. А.М. Моисеева. – М.:МГОУ, – 162 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.