Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtaison11112012.narod.ru
3 Хотим выяснить Почему оренбургский пуховый платок является «жемчужиной» пуховязального промысла
4 Наше предположение Мы считаем, что оренбургский пуховый платок обязан своей славой не только качеству удивительного пуха, но и талантливому мастерству вязальщиц
5 Задачи исследования 1.Узнать историю возникновения пуховязального промысла в Оренбуржье. 2.Узнать, каких видов бывают оренбургские платки. 3.Выяснить, как ручным способом производят платки. 4.Исследовать историю пуховязания нашего села. 5.Определить, какими секретами успеха обладает оренбургский пуховый платок.
6 План наших действий
7 Что мы узнали Первые сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться ещё в 18 веке. Русские казаки,закрепившись на Урале, стали интересоваться предметами одежды местного населения(калмыков, казахов). В лютые морозы они ходили в лёгкой верхней одежде и не мёрзли. Оказалось, что под лёгкими душегрейками у скотоводов надеты тёплые поддёвки и шарфы из пуха местных коз. У калмыков и казахов вязка была «глухой». Русские казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке орнамент.
8 Первым, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения породы пухоносных коз, был Пётр Иванович Рычков – историк Оренбургского края. Деятельность И. П.Рычкова и его жены содействовали широкому распространению пуховязального промысла в Оренбургской губернии.
9 Два с лишним столетия насчитывает пуховязальный промысел Оренбуржья. Но особую известность он получил после всемирной выставки в 1862 году; когда в знаменитом Лондонском «Хрустальном» дворце среди многих сотен экспонатов впервые представлены шесть прекрасных пуховых платков, связанных Марьей Усковой. На табличке было написано: «Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае». ?
10 Так началось путешествие оренбургских платков по всему миру: Париж Лондон, Шанхай, Брюссель, Вена...
12 Тёплый пуховый платок в Оренбурге называют шалью. Это пуховое изделие квадратной формы, середина которого вяжется сплошной, а на кайме шириной около 10см вывязывается рисунок, по краям платка - зубчики. Рисунки на кайме бывают разные. Вяжутся и полностью ажурные платки, материал для них используется тот же, только работы намного больше, поэтому и стоят дороже.
13 Паутинка - ажурное изделие из пуха тонкого прядения и шёлка. Она имеет квадратную форму, по краям – зубчики. Цвета натуральные (белый, серый). Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Они украсят любое платье. Паутинка-это тонкий, как паутина, платок.
14 Оренбургская паутинка, которая при размерах 2,5м на 2,5м весит не более 80 граммов, может свободно проходить через обручальное кольцо и умещаться в скорлупе гусиного яйца
15 Палантин изготавливается из того же пуха, что и паутинка и вяжется так же, т. е. имеет узор по всему полотну, а отличается он тем, что имеет другую форму. Палантины прямоугольные (форма шарфа).
17 Первым делом из пуха волос и сор выбирается. Довольно кропотливое и прямо скажем нудное занятие. Теперь пух надо прочесать на гребне.
18 Прочёсанный пух промывается в мыльной пене, а когда он высохнет, вновь несколько (не менее 3 ) раз перепускается на гребне. Теперь он уже заметно отличается от своего первоначального состояния: у него появился блеск, стал шелковистым на ощупь.
19 Следующая операция очень ответственная - прядение. Нужно вытянуть бесформенный пучок в нить очень тонкую, но достаточно прочную, чтобы она не рвалась и была строго равномерной толщины.Чтобы достичь этого, нужен долгий опыт. Мастерица берёт веретено в правую руку, а в левую - горсть и быстрыми движениями пальцев вращает веретено (веретена изготавливаются из клёна и берёзы), и вот уже на нём растёт холмик нежнейшей, тоньше волоса, пуховой нити.
21 Пряжа готова. Можно вязать платок. И раньше, и сейчас вязка платка от начала и до конца производится на стальных спицах. На одном конце спиц насаживали шарики из сургуча или резиновые, чтобы петли не спускались.
22 Чистка платка – ещё одна ответственная операция. Дело в том, что платок имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с тёплой мыльной водой, причём не трут между рук, а только полощут и очень осторожно выжимают. Платок сушат на специальной растяжке (у нас в селе называют «пяльцы» ). Вот тогда он станет таким.
24 В нашем селе издавна занимались разведением коз и вязкой пуховых платков. Когда образовались пуховязальные артели, то в Ключах многие женщины стали надомницами. Многих из этих мастериц уже нет с нами, а к тем, которые живут в нашем селе, мы сходили в гости. Нам хотелось, чтобы они ответили на интересующие нас вопросы:
25 Когда и почему вы стали вязать платки? В чём заключалась работа вязальщицы-надомницы? Помните свой первый связанный платок? Какой он у вас получился? Трудно ли вязать платки? Как создаются новые узоры для платков?
26 На первые вопросы ответила Мария Васильевна «С детства так пошло. У нас в семье все вязали. Каждой семье это было хорошей материальной поддержкой. Нашим надомницам надо было за месяц связать 16 койм и «привязать» их к «серединке». «Серединки» для шалей нам выдавали готовыми. За каждую готовую шаль в конце 60-х годов (20 века) мы получали почти по 9 рублей. По тем временам большие деньги. Затем цена возросла до 17 рублей, а к началу 90-х годов до 21 рубля. В 1992 году закрыли нашу артель, и многие женщины остались без работы. В последнее время не вяжу, зрение ухудшилось». ммммМонтаутас М.В м Монтаутас М.В
27 Елисеева Валентина Ануфриевна проработала 18 лет в пуховязальной артели. Вместе с ней работала её мама Татьяна Ильинична и две старшие сестры. Целая семейная династия! Свой первый платок она связала, когда училась ещё в школе. Платок получился хороший, потому что помогали мама и сёстры.
28 Где находили узоры для своей работы? В основном брали готовые узоры, которые издавна из рук в руки передавались. Конечно, каждой мастерице хотелось добавить «новизны» в вязку. Бывало, сидишь зимой у окна, а на стекле – такая красота: тут и гребешки, ёлочки, веерочки, трилистники. Летом в лес за ягодой пойдёшь и новые узоры увидишь. Разглядываешь, примечаешь и повторяешь в работе. О секретах создания узоров нам рассказала Медведева Полина Константиновна
33 На вопрос «Трудно ли вязать платки?» ответила Ващенко Анастасия Алексеевна «Трудно выполнять работу, которая тебе не по душе, а та в которую ты вкладываешь свою душу – приносит тебе радость и прибавляет сил».
34 ,
35 В 1972 году девочки 8 класса вместе с классным руководителем Калиниченко Лидией Александровной на уроках трудового обучения связали паутинку для Анжелы Дэвис ( Анжела Дэвис – американская правозащитница, педагог, писатель. В 1970-х годах была символом движения за равноправие чёрных и белых). В 1972 году за свои убеждения она была осуждена на смертную казнь. Многие выступали в защиту этой женщины. Нашим ученицам очень хотелось, чтобы их паутинка согревала Дэвис в холодных застенках тюрьмы. О добром поступке девочек писали в газете « Пионерская правда». Калиниченко Лидия Александровна
36 Шмарина Евдокия Кузьминична
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.