Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 13 лет назад пользователемIvanBurmistrov
1 Человеко-компьютерное взаимодействие и юзабилити-инженерия: современное состояние в РФ Иван Бурмистров RusCHI
2 Предпосылки возникновения и развития исследований по ЧКВ Раннее использование компьютеров пользователи – компьютерные специалисты выполнение программ в пакетном режиме Эпоха персональных и встроенных компьютеров пользователи – неспециалисты интерактивное выполнение программ Интернет-революция
3 Человеко-компьютерное взаимодействие (ЧКВ) Human-computer interaction (HCI) Определение: ЧКВ – междисциплинарная область исследований и разработок, ориентированная на дизайн, оценку и реализацию предназначенных для использования человеком интерактивных компьютерных систем и изучение связанных с этим феноменов
4 ЧКВ и другие дисциплины компьютерная наука (computer science) компьютерная графика человеческий фактор / эргономика когнитивная психология организационная психология этнография социология промышленный дизайн
5 Предмет ЧКВ Контекст использования компьютеров социальные и организационные аспекты человеческого труда; взаимная адаптация человека и компьютера Характеристики человека переработка информации человеком; языки, коммуникация, взаимодействие; эргономика Пользовательский интерфейс устройства ввода/вывода; организация диалога; компьютерная графика Процесс разработки ПО анализ требований; полевые исследования; концептуальный и детальный дизайн; прототипы; тестирование
6 Юзабилити Центральная концепция ЧКВ – юзабилити Юзабилити («юзабильность») – свойство, качество программного продукта Пришло на смену «рыхлому» конструкту «дружественность пользователю» (user friendliness) Юзабилити-инженерия (usability engineering)
7 Определение юзабилити Стандарт ISO Юзабилити – степень эффективности, продуктивности и субъективной удовлетворённости, с которыми продукт может быть использован определёнными пользователями в конкретном контексте использования для достижения заданных целей
8 Критерии юзабилити Основные эффективность (результативность) – точность и полнота, с которой пользователи достигают своих целей продуктивность (производительность) – затрачиваемые ресурсы, скорость, безошибочность удовлетворённость – отсутствие неудобств и позитивное отношение к продукту Дополнительные скорость обучения скорость восстановления навыков безопасность
9 Соотношение между ЧКВ и ЮИ ЧКВ – более теоретическая область, ориентированная на выработку общих принципов и методов Юзабилити-инженерия (ЮИ) – более практическая область, ориентированная непосредственно на разработку программных продуктов ЧКВ – научная дисциплина, ЮИ – инженерная дисциплина
10 Близкие области / «синонимы» человеческий фактор в компьютерных системах (human factors in computing systems) когнитивная эргономика (CE) информационная архитектура (IA) дизайн взаимодействия (IxD) дизайн, центрированный на пользователе (user-centered design, UCD) целе-ориентированный дизайн (goal- oriented/directed design) user experience (UX)
11 Теоретический базис ЧКВ На первоначальном этапе – когнитивная психология К середине 90-х обозначается кризис Контекстные методы Этнография Теория деятельности
12 Международные организации и конференции ACM SIGCHI (Special Interest Group on Computer-Human Interaction of the Association for Computer Machinery) CHI, CSCW, IUI, DIS UPA (Usability Professionals Association) UPA Conference IFIP TC13: Human-Computer Interaction Interact
13 История ЧКВ/юзабилити в РФ 1991 – первый международный семинар – серия ежегодных конференций «East-West Conference on Human-Computer Interaction»; труды EWHCI издаются Springer Verlag 1993 – MosCHI, российское отделение ACM SIGCHI 1996 – западные организаторы отказываются от проведения конференций в РФ на неопределённый срок; MosCHI фактически прекращает свою деятельность
14 Два периода ЧКВ / юзабилити- движения в РФ «Академический» – «Индустриальный» – с 1997 по настоящее время
15 Новейшая история: «Индустриальный период» 1997 – создание юзабилити- подразделения Фондовой биржи РТС 1999 – вебсайт и форум usability.ru 2001 – 1-й Юзабилити-семинар 15 семинаров за период – официальная регистрация RusCHI в качестве российского отделения ACM SIGCHI (sigchi.ru) 23 семинара в конференции в рамках Всемирного для юзабилити в
16 Наука Фрагментарность, маргинальность исследований «Мейнстримные» исследования: Лаборатория психологии труда МГУ: прерывания и ЧКВ (А. Б. Леонова) Лаборатория психологии интеллектуальной деятельности и информатизации МГУ: психология интернета (А. Е. Войскунский) Лаборатория психологии труда ИП РАН: анализ движений глаз для оценки операторской деятельности (А. Н. Костин) Обнинский институт атомной энергетики: эргономическое обеспечение проектирования и эксплуатации атомных станций (А. Н. Анохин)
17 Образование Университетские курсы «ЧКВ», «Человеко-машинное взаимодействие», «Разработка пользовательского интерфейса», «Эргономика программных и аппаратных средств»: СПбГУ (Факультет психологии) Новосибирский государственный технический университет (Факультет прикладной математики и информатики) МарГТУ (Факультет информатики и вычислительной техники) МИРЭА Институт эргономики и социально- экономических технологий (Тверь) Академия Натальи Нестеровой (Факультет информационных технологий)
18 Учебники Акчурин Э. (2008) Человеко-машинное взаимодействие Логунова О. С., Ячиков И. М., Ильина Е. А. (2006) Человеко-машинное взаимодействие: теория и практика Магазанник В. Д. (2007) Человеко- компьютерное взаимодействие
19 Сферы занятости юзабилити- специалистов Специализированные компании: Usethics, UIDesign Group и др. Юзабилити-подразделения в компаниях, разрабатывающих ПО Компании, занимающиеся веб- дизайном
20 Должностные обязанности Определение требований к системе: проведение полевых исследований, анализ деятельности пользователя Концептуальный и детальный дизайн пользовательского интерфейса (ПИ) Разработка и тестирование прототипов на пользователях Юзабилити-тестирование ПИ Экспертная оценка ПИ
21 Проблемы Крен в сторону практической работы в ущерб научной базе Отсутствие университетской специализации Малое число преподавателей и читаемых учебных курсов Превышение спроса над предложением на рынке труда Отсутствие профессиональных стандартов и сертификации Профанирование специальности
22 Спасибо за внимание! Контакт: Иван Бурмистров
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.