Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool37.edu.yar.ru
1 Задание В6 Сложное предложение. Виды сложного предложения
2 Задание: Среди предложений (указаны) найдите сложноподчиненное предложение с…(параллельным, последовательным подчинением придаточных, разными видами связи или определенным видом придаточного предложения). Напишите номер этого предложения. Аналитический отчёт ФИПИ: «…Более 80% экзаменуемых не справились с вариантом задания, требующим найти сложноподчинённое предложение с однородными придаточными… Такие придаточные объединяются …подчинительным союзом или союзным словом. Отсутствие такого средства перед вторым придаточным предложением и провоцирует ошибку в экзаменационных работах. Опыт проведения ЕГЭ доказывает устойчивость этой ошибки.» Аналитический отчёт ФИПИ: «…Более 80% экзаменуемых не справились с вариантом задания, требующим найти сложноподчинённое предложение с однородными придаточными… Такие придаточные объединяются …подчинительным союзом или союзным словом. Отсутствие такого средства перед вторым придаточным предложением и провоцирует ошибку в экзаменационных работах. Опыт проведения ЕГЭ доказывает устойчивость этой ошибки.»
3 ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ.
4 При последовательном подчинении первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные последовательно друг другу (вопросы задаются от одного предложения к другому последовательно) При последовательном подчинении первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные последовательно друг другу (вопросы задаются от одного предложения к другому последовательно)
5 При параллельном подчинении разные вопросы задаются от главного предложения к придаточным При параллельном подчинении разные вопросы задаются от главного предложения к придаточным
6 При о д н о р о д н о м подчинении придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются однородными При о д н о р о д н о м подчинении придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются однородными
7 Правила постановки знаков препинания в сложном предложении с однородными придаточными такие же, как в простом с однородными членами! Правила постановки знаков препинания в сложном предложении с однородными придаточными такие же, как в простом с однородными членами! Но иногда второй союз в однородном придаточном может отсутствовать: Но иногда второй союз в однородном придаточном может отсутствовать: Когда солнце село _ и_ из лощины потянуло влажным холодом, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами. Когда солнце село _ и_ из лощины потянуло влажным холодом, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами. В этом предложении нет второго союза когда, он опущен, однако к обоим придаточным предложениям можно задать одинаковый вопрос: В этом предложении нет второго союза когда, он опущен, однако к обоим придаточным предложениям можно задать одинаковый вопрос:
8 Вот ещё один подобный пример: Вот ещё один подобный пример: Но всё-таки каждый надеялся, что операция пройдет успешно _ и _ он уцелеет. Но всё-таки каждый надеялся, что операция пройдет успешно _ и _ он уцелеет.
9 Обратите внимание! Иногда в предложении встречаются комбинации различных видов подчинения: Иногда в предложении встречаются комбинации различных видов подчинения: Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих. Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих. (Я. Корчак) (Я. Корчак) Это сложноподчиненное предложение с параллельным, однородным и последовательным подчинением Это сложноподчиненное предложение с параллельным, однородным и последовательным подчинением
10 Итак, чтобы правильно выполнить подобное задание В6, необходимо: 1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему). 1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему). 2. Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным. 2. Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным. · Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение. · Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение. · Если это разные вопросы от главного, то параллельное. · Если это разные вопросы от главного, то параллельное. · Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему последовательное. · Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему последовательное.
11 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 1. Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес. 1. Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес. последовательное последовательное
12 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 2. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха. 2. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха. однородное однородное
13 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 3.Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты. 3.Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты. однородное однородное
14 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 4. Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана. 4. Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана. параллельное параллельное
15 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 5. Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы. 5. Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы. параллельное параллельное
16 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 6. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. 6. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. последовательное последовательное
17 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 7. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, когда впереди есть теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. 7. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, когда впереди есть теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. последовательное последовательное
18 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 8. Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний час его испытаний. 8. Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний час его испытаний. однородное однородное
19 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 9. Когда смотришь в открытое море с высокого обрыва, то кажется, что вся остальная поверхность земли тоже сплошная водная гладь. 9. Когда смотришь в открытое море с высокого обрыва, то кажется, что вся остальная поверхность земли тоже сплошная водная гладь. параллельное параллельное
20 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 10. И с первых же шагов всем стало ясно, что бежать взводами в таком непрореженном дубняке, среди которого часты были невыкорчеванные пни, было невозможно. 10. И с первых же шагов всем стало ясно, что бежать взводами в таком непрореженном дубняке, среди которого часты были невыкорчеванные пни, было невозможно. последовательное последовательное
21 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 11. Страшно было думать о том, что этим людям сегодня предстоит участвовать в сражении, в котором многие найдут себе смерть. 11. Страшно было думать о том, что этим людям сегодня предстоит участвовать в сражении, в котором многие найдут себе смерть. последовательное последовательное
22 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 12. Он (сорочинский заседатель) знал наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. 12. Он (сорочинский заседатель) знал наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. однородное однородное
23 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 13. Элен со спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой. 13. Элен со спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой. последовательное последовательное
24 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 14. Ежели бы Элен не выбежала из комнаты, бог знает, что сделал бы Пьер. 14. Ежели бы Элен не выбежала из комнаты, бог знает, что сделал бы Пьер. последовательное последовательное
25 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 15. Пимка увидел, как и чай пьют господа, и как они закусывают по- своему, и как папиросы курят. 15. Пимка увидел, как и чай пьют господа, и как они закусывают по- своему, и как папиросы курят. однородное однородное
26 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 16. Знали все, что охотник он прекрасный, что белке в глаз попадает и на медведя с рогатиной ходит. 16. Знали все, что охотник он прекрасный, что белке в глаз попадает и на медведя с рогатиной ходит. однородное однородное
27 Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 17. Нужно родиться в культурном обществе для того, чтобы найти в себе терпение всю жизнь жить среди него и не пожелать уйти куда- нибудь из сферы всех этих тяжелых условностей. 17. Нужно родиться в культурном обществе для того, чтобы найти в себе терпение всю жизнь жить среди него и не пожелать уйти куда- нибудь из сферы всех этих тяжелых условностей. однородное однородное
28 Среди предложений 1–8 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. (1)Один из наших видных ученых как-то сказал, что талант физика созревает до 20 лет. (2)Я бы добавил, что великие качества человечности любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их. (1)Один из наших видных ученых как-то сказал, что талант физика созревает до 20 лет. (2)Я бы добавил, что великие качества человечности любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их. (3)Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Муха- Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». (4)В этих сказках нет ненужной усложненности. (5)Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. (6)Ведь в память ребенка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил? (3)Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Муха- Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». (4)В этих сказках нет ненужной усложненности. (5)Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. (6)Ведь в память ребенка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил? (7)Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. (8)И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства, где было раннее тихое утро, на траве косая вечерняя тень от дома, в котором когда-то жил, до сих пор, кажется, ощущаешь запах нагретых солнцем подоконников. (7)Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. (8)И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства, где было раннее тихое утро, на траве косая вечерняя тень от дома, в котором когда-то жил, до сих пор, кажется, ощущаешь запах нагретых солнцем подоконников. 8
29 Среди предложений 9–16 найдите сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных. Укажите номера этих предложений. (9)Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки. Корнея Чуковского. (10)Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (9)Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки. Корнея Чуковского. (10)Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (11)Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. (12)И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило лицо. (13)Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя. (14)Так же, как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. (15)И названия книг этих стираются, как будто и нет их, как будто никогда и не было. (11)Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. (12)И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило лицо. (13)Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя. (14)Так же, как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. (15)И названия книг этих стираются, как будто и нет их, как будто никогда и не было. (16)Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (16)Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. 12, 13, 15
30 Среди предложений 16–20 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. (16)Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (17)И это редкий дар. (16)Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (17)И это редкий дар. (18)На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (19)Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь. (18)На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (19)Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь. (20)И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло: (20)И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло: 20
31 Обратите внимание! Задание В6 включает и такой вариант: Задание В6 включает и такой вариант: · Среди предложений (указаны номера) найдите сложное предложение с придаточным времени (места, цели, причины и т.д.). Укажите номер этого предложения. · Среди предложений (указаны номера) найдите сложное предложение с придаточным времени (места, цели, причины и т.д.). Укажите номер этого предложения.
32 Чтобы правильно выполнить это задание, действуйте так: 1. Среди указанных предложений найдите сложноподчиненные, т.е. такие предложения, в которых от главной части к зависимой можно задать вопрос. 2. Задайте этот вопрос. 3. По вопросу определите тип придаточного предложения. 4. Запишите номер того сложноподчиненного предложения, в котором есть тип придаточного, указанного в задании.
33 Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Союзные слова, с помощью которых придаточные определительные присоединяются к главному предложению, который, куда, где, какой и т.п. Союзные слова, с помощью которых придаточные определительные присоединяются к главному предложению, который, куда, где, какой и т.п. Например: На пригорке (каком?), где стояла развесистая берёза, похожая ночью на облако, Роман остановил коня. (К. Седых.) Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника (какого?), который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми елями. Придаточное определительное всегда стоит либо после главного предложения, либо внутри его: Например: На пригорке (каком?), где стояла развесистая берёза, похожая ночью на облако, Роман остановил коня. (К. Седых.) Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника (какого?), который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми елями. Придаточное определительное всегда стоит либо после главного предложения, либо внутри его: Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали. Я только из боязни, чтоб мать не запретила мне сидеть с удочкой на озере, с насильственным прилежанием занимался чтением, письмом и двумя первыми правилами арифметики. (По С. Аксакову.) Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали. Я только из боязни, чтоб мать не запретила мне сидеть с удочкой на озере, с насильственным прилежанием занимался чтением, письмом и двумя первыми правилами арифметики. (По С. Аксакову.) Следует помнить, что придаточные определительные всегда стоят после существительных, которые они поясняют: Следует помнить, что придаточные определительные всегда стоят после существительных, которые они поясняют: Наконец мы доплелись до какой-то татарской д е р е в у ш к и, где надо было переменить л о ш а д е й, для заготовления которых ехал впереди кучер Степан. Наконец мы доплелись до какой-то татарской д е р е в у ш к и, где надо было переменить л о ш а д е й, для заготовления которых ехал впереди кучер Степан.
34 Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем? Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем? Союзы и союзные слова, с помощью которых придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению, чтобы, что, как, будто, как будто, словно, кто, где, куда, откуда, почему, сколько, частица ли. Союзы и союзные слова, с помощью которых придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению, чтобы, что, как, будто, как будто, словно, кто, где, куда, откуда, почему, сколько, частица ли. F Обратите внимание! F Обратите внимание! Чаще всего на ЕГЭ выпускники не могут найти придаточное изъяснительное, которое присоединяется с помощью частицы ли. Чаще всего на ЕГЭ выпускники не могут найти придаточное изъяснительное, которое присоединяется с помощью частицы ли. Придаточные и з ъ я с н и т е л ь н ы е, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, чаще всего поясняют (и з ъ я с н я ю т) в главном предложении слова со значением мысли, чувства, речи (глаголы-сказуемые или наречия, существительные, краткие прилагательные) и присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, что, как, будто, как будто, словно и т.п., союзных слов кто, что, где, куда, откуда, почему, сколько и др. и частицы ли. Придаточные и з ъ я с н и т е л ь н ы е, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, чаще всего поясняют (и з ъ я с н я ю т) в главном предложении слова со значением мысли, чувства, речи (глаголы-сказуемые или наречия, существительные, краткие прилагательные) и присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, что, как, будто, как будто, словно и т.п., союзных слов кто, что, где, куда, откуда, почему, сколько и др. и частицы ли. Андерсен хотел (что хотел?), чтобы маленькое чудо его сказок дарило детям большую радость. Андерсен хотел (что хотел?), чтобы маленькое чудо его сказок дарило детям большую радость.
35 1. Образа действия и степени как? каким образом? в какой степени? как будто, словно, сколько, насколько, чтобы 2. Места где? куда? откуда? где, куда, откуда 3. Времени когда? с каких пор? до каких пор? едва, когда, с тех пор как, до тех пор, пока и др. 4. Причины отчего? почему? так как, ибо, потому что, что, вследствие того, что и др. 5. Условия при каком условии? если, раз, когда, если …то и др. 6. Сравнения как что? подобно чему? чем что? чем кто? словно, будто, точно, как, чем 7. Цели зачем? с какой целью? чтобы, для того чтобы 8. Следствия что из этого следует? так что 9. Уступки вопреки чему? несмотря на что? пускай, пусть, как ни, хотя, несмотря на то что
36 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. изъяснительное
37 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Лошадь, как ужаленная, мгновенно подбирается и делает первый непроизвольный скачок к улице, куда мордой она была поставлена. Лошадь, как ужаленная, мгновенно подбирается и делает первый непроизвольный скачок к улице, куда мордой она была поставлена. определительное
38 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Утром примчался вестовой с приказом остаться на месте, так как неприятель, прорвавшись сквозь трясину, идет по направлению к ним. Утром примчался вестовой с приказом остаться на месте, так как неприятель, прорвавшись сквозь трясину, идет по направлению к ним. причины
39 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Когда я подходил уже совсем близко к избушке, из травы вылетела пестрая собачонка и залилась лаем. Когда я подходил уже совсем близко к избушке, из травы вылетела пестрая собачонка и залилась лаем. времени
40 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Чтобы так пренебрегать противником, нужно было иметь большую уверенность в превосходстве своих сил. Чтобы так пренебрегать противником, нужно было иметь большую уверенность в превосходстве своих сил. цели
41 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Трудно было решить с первого раза, к какому сословию принадлежал этот Геркулес. Трудно было решить с первого раза, к какому сословию принадлежал этот Геркулес. изъяснительное
42 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в неё едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в неё едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. следствия
43 Укажите типы придаточных в следующих предложениях.. Мы направили лодку туда, откуда слышались крики о помощи.. Мы направили лодку туда, откуда слышались крики о помощи. места
44 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. На десятые сутки после начала пожара немцы подошли так близко, что их снаряды и мины стали всё чаще разрываться в центре города. На десятые сутки после начала пожара немцы подошли так близко, что их снаряды и мины стали всё чаще разрываться в центре города. образа действия (степени)
45 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать. Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать. времени
46 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Кроме страха, что дедушка при мне умрет, Багрово само по себе не привлекало меня. Кроме страха, что дедушка при мне умрет, Багрово само по себе не привлекало меня. определительное
47 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Если б ни дождь, то, конечно, наша прогулка не была бы омрачена ничем. Если б ни дождь, то, конечно, наша прогулка не была бы омрачена ничем. условия
48 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Хотя ни у кого не осталось ни крошки из харчей, припасенных в госпитале помощником начхоза, все были в приподнятом настроении, чувствуя близость жилья и отдыха. Хотя ни у кого не осталось ни крошки из харчей, припасенных в госпитале помощником начхоза, все были в приподнятом настроении, чувствуя близость жилья и отдыха. уступки
49 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Батарея Тушина продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Батарея Тушина продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. причины
50 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза. Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза. цели
51 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. В избушке едва можно было разглядеть дальнюю стену, у которой тянулись широкие нары. В избушке едва можно было разглядеть дальнюю стену, у которой тянулись широкие нары. определительное
52 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. сравнительное
53 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Если бы он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого бы то ни было, никто в нашем полку не усомнился подставить ему своей головы. Если бы он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого бы то ни было, никто в нашем полку не усомнился подставить ему своей головы. условия
54 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Непривычная мягкость, с какой Тема принимает выговоры, успокаивает всех. Непривычная мягкость, с какой Тема принимает выговоры, успокаивает всех. определительное
55 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. На моем уме только и было, как бы поскорее убежать с удочкой на мостки. На моем уме только и было, как бы поскорее убежать с удочкой на мостки. изъяснительное
56 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Вместо трубы в крыше чернела дыра, и дым расстилался по всему балагану, так что стоять было невозможно. Вместо трубы в крыше чернела дыра, и дым расстилался по всему балагану, так что стоять было невозможно. следствия
57 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Хотя ни у кого не осталось ни крошки из харчей, припасенных в госпитале помощником начхоза, все были в приподнятом настроении, чувствуя близость жилья и отдыха. Хотя ни у кого не осталось ни крошки из харчей, припасенных в госпитале помощником начхоза, все были в приподнятом настроении, чувствуя близость жилья и отдыха. уступки
58 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Я жадно прислушивался к долетавшим до меня обрывкам фраз и точно хватался за них, чтобы не потерять окончательно чувства действительности. Я жадно прислушивался к долетавшим до меня обрывкам фраз и точно хватался за них, чтобы не потерять окончательно чувства действительности. цели
59 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Чем отвратительней и подлее выглядел его поступок, тем лучше, чище, благородней казался он сам себе до совершения этого поступка. Чем отвратительней и подлее выглядел его поступок, тем лучше, чище, благородней казался он сам себе до совершения этого поступка. сравнительное
60 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Ежели б не Ерёмка, старик вернулся бы в свою избушку. Ежели б не Ерёмка, старик вернулся бы в свою избушку. условия
61 Укажите типы придаточных в следующих предложениях.. Едва Левинсон отошел от лагеря, его обняла сырая, пахучая темь.. Едва Левинсон отошел от лагеря, его обняла сырая, пахучая темь. времени
62 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Муромский не мог отказать, ибо чувствовал себя обязанным. Муромский не мог отказать, ибо чувствовал себя обязанным. причины
63 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Хозяин взял на руки Тетку и сунул её на грудь, под шубу, где находился Федор Тимофеевич. Хозяин взял на руки Тетку и сунул её на грудь, под шубу, где находился Федор Тимофеевич. места
64 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Она так часто сворачивала из одного переулка в другой, что забыла дорогу. Она так часто сворачивала из одного переулка в другой, что забыла дорогу. следствия
65 Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Редко случалось, чтобы мать отпускала меня с отцом и Евсеичем до окончания своей прогулки. Редко случалось, чтобы мать отпускала меня с отцом и Евсеичем до окончания своей прогулки. изъяснительное
66 а) Среди предложений 3–7 найдите сложное предложение с однородным подчинением определительных придаточных. Укажите номер этого предложения. (3)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4)Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте еще раз, в третий раз. (5)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. (3)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4)Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте еще раз, в третий раз. (5)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. 5
67 б) Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с однородным подчинением изъяснительных придаточных. Укажите номер этого предложения. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. 9
68 в) Среди предложений 19–28 найдите сложное предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. 22
69 г) Сколько сложных предложений с придаточными изъяснительными среди предложений 23–35? (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведение то, которое выдержало испытание временем. (30)С ним вы не потеряете своего времени.(31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32)Поэтому надо читать и современную литературу. (33)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, свое время. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведение то, которое выдержало испытание временем. (30)С ним вы не потеряете своего времени.(31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32)Поэтому надо читать и современную литературу. (33)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, свое время. 2
70 д)Среди предложений 6–11 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Укажите номер этого предложения. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (11)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда, в детстве. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (11)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда, в детстве. 7
71 е) Среди предложений 19–23 найдите сложное предложение с однородным подчинением изъяснительных придаточных. Укажите номер этого предложения. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. 21
72 ж) Среди предложений 17–22 найдите сложное предложение с двумя придаточными, одно из которых придаточное причины, другое цели. (17)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все она модная. (18)Умейте читать с интересом и не торопясь. (17)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все она модная. (18)Умейте читать с интересом и не торопясь. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. 20
73 з) Среди предложений 2–5 найдите сложное предложение с придаточным условия. Укажите номер этого предложения. (2)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, одним словом, делает вам мудрым. (3)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4)Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте еще раз, в третий раз. (5)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем- либо другим. (2)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, одним словом, делает вам мудрым. (3)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4)Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте еще раз, в третий раз. (5)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем- либо другим. 4
74 и) Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с придаточным времени. Укажите номер этого предложения. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. 8
75 к) Сколько сложных предложений с придаточными определительными среди предложений 24–35? (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведение то, которое выдержало испытание временем. (30)С ним вы не потеряете своего времени.(31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32)Поэтому надо читать и современную литературу. (33)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, свое время. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведение то, которое выдержало испытание временем. (30)С ним вы не потеряете своего времени.(31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32)Поэтому надо читать и современную литературу. (33)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, свое время. 3
76 л) Среди предложений 11–18 найдите сложное предложение с придаточным причины. Укажите номер этого предложения. (11)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда, в детстве. (12)А дома отец и мать любили читать вечерами. (13)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (14)Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы. (15)Что нравилось им, то постепенно начинало нравиться и нам. (11)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда, в детстве. (12)А дома отец и мать любили читать вечерами. (13)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (14)Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы. (15)Что нравилось им, то постепенно начинало нравиться и нам. (16)»Незаинтересованное», но интересное чтение вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. (16)»Незаинтересованное», но интересное чтение вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. (17)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все она модная. (18)Умейте читать с интересом и не торопясь. (17)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все она модная. (18)Умейте читать с интересом и не торопясь. 17
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.