Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.tomsk.ru
1 Формирование мировоззрения обучающихся в рамках эколого-образовательной модели «Мирный атом» Северск – Томск 2012 Карпов Сергей Алексеевич, зам. руководителя по УР Северского технологического института НИЯУ МИФИ, доцент, к.ф.-м.н.
2 Северский технологический институт Мониторинг рынка труда молодых специалистов Количество. Риски. Зоны дефицита 2 > 100% 75–100% 50–75% 25–50% < 25% КОТ(20**) КОТ(2011) * - расчет по всем вузам РФ КОТ (коэффициент отраслевого трудоустройства) – отношение числа выпускников вузов к числу вакантных мест по выбранной категории предприятий отрасли. Выводы: 1. Перспективы дефицита выпускников по ряду ключевых специальностей (преимущественно ОАО «Концерн Росэнергоатом»). 2. Необходимость трудоустройства бакалавров. 3. Увеличение контрольных цифр приема в вузы по ключевым специальностям 4. Необходима разработка индивидуальных программ набора и развития молодых специалистов. Выпускников будет меньше, чем вакансий! Проанализированы данные по 550 специальностям, 142 направлениям и 24 УГС из 1094 вузов. Проанализирован план приема молодых специалистов по 77 предприятиям.
3 Эффективное и долгосрочное развитие «Росатома» невозможно без единства грамотных руководителей и талантливых ученых/экспертов Руководители Старшего звена Линейные руководители Молодые специалисты Выпускники Программы отбора выпускников Высшее руководство Молодые специалисты Выпускники Карьерная траектория управленцаКарьерная траектория эксперта/ученого НИРы, практики, стипендии Обучение в аспирантуре, защита диссертации, конкурсы научных работ, участие научно- исследовательских проектах Участие в проектах, выдвижение в резерв на должности руководителей, программы наставничества, обучение в ИПК Молодые ученые- исследователи Оценка управленческого потенциала, выдвижение в резерв дивизиона/дирекции. Обучение по программам Управленческого минимума в Корпоративной Академии Участие в конкурсах молодых ученых, участие в исследовательских проектах, обучение по программам международных и российских сертификаций Главные эксперты/ научная элита отрасли Участие в «Золотом резерве» отрасли, обучение в Корпоративной Академии «Росатома», в бизнес-школе «Сколково» Участие в эксклюзивных программах развития в России и за рубежом, международные стажировки Федеральный резерв управленческих кадров, индивидуальные программы обучения и коучинга 3
4 Северский технологический институт «Росатом» Опорные вузы Госкорпорации «Росатом» Предпрофиль и профиль (10 и 11 классы) в общеобразовательных школах – партнерах опорных вузов Основная школа (5-9 классы) Начальная школа (1 - 4 классы) Переход на ФГОС-3. Внедрение компетентностного подхода Реализация комплексной программы «Школа Росатома», создание классов Росатома Разработана система управления знаниями Госкорпорации Введение компетентностного подхода. В гг. начало работы по стандарту второго поколения. Частичное участие (1 и 2 классы) в комплексной программе «Школа Росатома» Планируется переход в 2012 г. на стандарт второго поколения. Готовность к проведению педагогического эксперимента на территории Томской области Ядерно-технический профиль при СТИ НИЯУ МИФИ ПИРАМИДА ФОРМИРОВАНИЯ ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ДЛЯ ГК «РОСАТОМ» И ОАО «ТВЭЛ»: Состояние дел на текущий момент 4
5 Сохранение негативного влияния демографических факторов* 5 Основные причины Радиофобия и сложившийся в общественном мнении стереотип: «атомные технологии = атомный энергопромышленный комплекс», мешают российским школам самостоятельно и объективно оценить значимость приобретения школьниками компетенций, необходимых для успешного построения карьеры в атомной отрасли Слабая готовность российской основной общеобразовательной школы к переходу на стандарты второго поколения. В регионах методологическая грамотность школьников в части овладения проектными и исследовательскими компетенциями оставляет желать лучшего Внимание Госкорпорации «Росатом» и ее опорных вузов сосредоточено на старшей ступени общеобразовательных школ (на предпрофиле и профиле). Основная общеобразовательная школа (5-9 классы) выпала из поля зрения Образовательное пространство, необходимое для развития требуемых компетенций у школьников, искусственно ограничено территориями присутствия Госкорпорации «Росатом» I II III IV *М.Н. Стриханов, «Роль Ассоциации опорных вузов Госкорпорации «Росатом» в подготовке кадров и выполнении НИОКР для обеспечения развития ядерных технологий», Томск, Системное ограничение для выхода Госкорпорации «Росатом» на инновационные, неэнергетические рынки использования атомных технологий Период «Б»: - Риск недобора студентов - Риск падения качества образования выпускников в годах ПРОБЛЕМА: Дефицит абитуриентов с инновационными мышлением и потенциалом
6 6 Решение проблемы Подготовка и проведение педагогического эксперимента по апробации линейки учебно-методических комплектов (учебные пособия, рабочие тетради и методические рекомендации для учителей) на территории Томской области Формирование в общеобразовательных школах России «питательной» среды для последующего наполнения предпрофиля и профиля отраслевой направленности Разработка эколого-образовательной модели «Мирный атом» для основной школы с учетом требований стандарта второго поколения Разработка сквозного содержания рабочих тетрадей, направленного на развитие инновационного потенциала у школьников, приобретение ими личностных, метапредметных и предметных компетенций Разработка сквозного содержания учебных пособий для 5-9 классов, направленного на преодоление радиофобии Разработка и дополнение отраслевого инструментария (целевые программы, конкурсы, грантовая поддержка и др.) для мотивации учащихся основной школы к формированию и развитию «компетентности к обновлению компетенций» Разработка и дополнение отраслевого инструментария для мотивации педагогов, реализующих эколого-образовательную модель «Мирный атом» Повышение квалификации педагогов, реализующих новый стандарт основной школы с учетом потребностей отрасли Введение факультативного курса в учебные планы общеобразовательных школ России распоряжением Президента Общественная и научная экспертиза результатов эксперимента Организация тиражирования накопленного опыта в системы общего образования Российской Федерации в целом Расширение на всю территорию России образовательного пространства, необходимого для развития требуемых компетенций у школьников Наполнение содержания образования для учащихся 5-9 классов с учетом потребности отрасли в увеличении инновационного потенциала абитуриентов Включение основной общеобразовательной школы в траекторию сопровождения талантливой молодежи Госкорпорацией «Росатом»
7 разработана некоммерческим партнерством « Отраслевой университетский комплекс « СИБАТОМКАДРЫ » по инициативе Комитета по развитию атомной энергетики Администрации Томской области при организационной и методической поддержке Северского технологического института НИЯУ МИФИ, Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО), Информационного центра по атомной энергии (г. Томск) поддержана Общественным советом Госкорпорации « Росатом » в рамках конкурса социально- значимых инициатив 2010 года Линейка учебно-методических комплектов «Мирный атом» 7
8 Некоммерческое партнерство по научно-образовательной деятельности в атомной отрасли «Отраслевой университетский комплекс «СИБАТОМКАДРЫ» учреждено 15 февраля 2007 г. Партнерство создано в целях развития ядерно-технического образования на территории Сибири и Дальнего Востока. Учредителями выступили 11 организаций: учреждения ВПО, СПО, НПО и общеобразовательные школы Сибирского региона. « Отраслевой университетский комплекс « СИБАТОМКАДРЫ » 8
9 Модель непрерывного образования « Мирный атом » Ориентирована: на усвоение школьниками основ знаний по радиационной экологии; на формирование позитивного отношения молодого поколения к ядерной энергетике; на выявление условий экологической совместимости мирного атома и человека. Может быть использована в образовательном процессе основной школы для повышения эколого-социальной защищённости подрастающего поколения в регионах присутствия предприятий (или перспективных площадок) атомной отрасли, включая Томскую область. 9
10 Содержательная составляющая разработанной модели Реализована в виде линейки учебно- методических комплектов (УМК), содержащих учебные пособия и рабочие тетради для 5-9-х классов, а также методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений 10
11 Особенности и уникальность линейки УМК В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание); Приобретение знаний носит активный характер, обучаемый вовлекается в активную познавательную деятельность Общепредметное содержание: 1.Реализовано как обязательный компонент образовательного стандарта второго поколения. 2.Проходит сквозной линией в разработанном учебно-методическом комплексе, образуя образовательные области. 3.Определяет системообразующую основу курса «Мирный атом», как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей. 4.Объединяет в единое, целостное содержание учебные предметы (физика, химия, география, биология, основы безопасного образа жизни, экология). 11
12 Энергия нужна всем Как измерить энергию? Энергия вокруг нас Энергия ветра Ветровые электростанции Энергия Солнца Энергия внутри нас «Атомная печь» Тематическое содержание (5 класс) 12
13 Внутреннее тепло Земли Механический электрогенератор Сила Посейдона «Живое» топливо Тайны скрытого «звука» Излучения на Земле и в космосе Тайны атомного ядра Атомная энергия и безопасность человека Тематическое содержание (6 класс) 13
14 Уголь, нефть, газ – привычные, но невечные Энергия воды Это горячее Солнце Ветер зажигает огни Тепло из недр Земли Способны ли растения согреть? Большая энергия маленького ядра Самый легкий элемент во Вселенной Этот желанный и неуловимый термояд Тематическое содержание (7 класс) 14
15 Оборотная сторона секретности «Атомные котлы»: военные и гражданские Что и как излучает атом? Тревожное слово «радиация» Радиационное облучение Влияние радиации на человека Чем обнаружить невидимку? Защита, основанная на знаниях Тематическое содержание (8 класс) 15
16 Мы делили… ядро Искусство управления ядерной энергией Как НЕ сделать атомную бомбу из реактора? Ядерно-топливный цикл «Сердце» атомной станции Саморегулирование и самоограничение ядерной реакции Самозащищённость ядерного энергоблока Барьеры безопасности атомной электростанции Тематическое содержание (9 класс) 16
17 Основана на использовании новейших методических приемов: метод проектов; исследовательские методы; проблемные методы. Организация самостоятельной деятельности обучаемых 17
18 Носит систематический характер и строится по трехуровневому принципу: первый уровень - репродуктивный способ деятельности; второй – предметный способ деятельности (по частично известному алгоритму); третий – функциональный (по неизвестному алгоритму). Система контроля
19 При подборе иллюстративного материала использованы следующие подходы: информационно-содержательный; структурно-компонентный; преемственность, предусматривающая подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Максимальная наглядность 19
20 ПИРАМИДА ФОРМИРОВАНИЯ ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ДЛЯ ГК «РОСАТОМ» И ОАО «ТВЭЛ»: Перспективы «Росатом» Опорные вузы Госкорпорации «Росатом» Предпрофиль и профиль (10 и 11 классы) в общеобразовательных школах – партнерах опорных вузов Основная школа (5-9 классы) Начальная школа (1 - 4 классы) Переход на ФГОС-3. Внедрение компетентностного подхода Реализация комплексной программы «Школа Росатома», создание классов Росатома Разработана система управления знаниями Госкорпорации Введение компетентностного подхода. В гг. начало работы по стандарту второго поколения. Частичное участие (1 и 2 классы) в комплексной программе «Школа Росатома» Планируется переход в 2012 г. на стандарт второго поколения. Готовность к проведению педагогического эксперимента на территории Томской области Разработана линейка учебно-методических комплектов «Мирный атом» 20
21 Экспертиза учебных пособий, рабочих тетрадей По итогам конкурса «Сибирские Афины» 12-й Межрегиональной выставки-ярмарки в апреле 2012 г. «Образование. Карьера. Занятость» в номинации «Программы и проекты разных уровней образования» линейка учебно-методических комплектов «Мирный атом» для учащихся основной школы (5-9 классы) отмечена Дипломом 21
22 Общественная межрегиональная экспертиза учебных пособий, рабочих тетрадей В 2012 году организована о бщественная межрегиональноая экспертиза по месту расположения Информационных центров по атомной энергии в 15 субъектах Российской федерации. Привлечено 492 общественных эксперта В целом большинство экспертов поставили учебно-методическим материалам высокие оценки за современность и актуальность, глубокое освещение вопросов строения атома, интересные практикумы. 22
23 Практическая апробация учебных пособий, рабочих тетрадей Основные исполнители НП «Сибатомкадры», СТИ НИЯУ МИФИ, ТОИПКРО, АНО «Информационный центр атомной отрасли», МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования», экспериментальные образовательные площадки в г. Северске: МОУ СОШ 196 ЗАТО Северск, МОУ СОШ 87 ЗАТО Северск, МОУ СОШ 88 ЗАТО Северск, МОУ СОШ 89 ЗАТО Северск, МОУ СОШ 84 ЗАТО Северск, в г. Томске: МАОУ «Гимназия 1», г. Томск, МОУ СОШ 16, г. Томск, Физико-математический лицей, г. Томск. В Томском районе: МОУ «Калтайская СОШ» 23
24 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.