Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.mari.ru
1 Экологическая компетентность младшего школьника Кандыбина Валентина Семеновна учитель начальных классов МОУ «Медведевская СОШ 3 имени 50-летия Медведевского района»
2 За годы профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем : Низкая экологическая культура школьников Невысокая социализация личности ребёнка. Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе, в окружающей среде. Недостаточный уровень семейного экологического воспитания Незначительная практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией Условия возникновения и становления опыта
3 Размышления над этими проблемами побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, учёных-экологов, методистов, к опыту коллег В основе педагогического опыта лежат: идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и современные концепции воспитания (О.С. Газман, В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др. современные концептуальные основы экологического образования Николаевой, И.Н. Пономарёвой, Г.П. Сикорской, А.Е. Тихоновой, Н.М. Черновой и др. идеи учёных экологов: академика, директора Института эволюционной морфологии и экологии животных В.Е.Соколова, профессора МГПУ им. В.И.Ленина Н.М.Черновой, профессора РГПУ им. А.И.Герцена Н.Е.Кузнецовой
4 Условия возникновения и становления опыта В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выдвинута следующая педагогическая идея работы: личностное развитие школьника полноценная социализация школьника невозможна без целенаправленного формирования его экологической культуры
5 Актуальность и перспективность опыта Экологические проблемы, достигшие глобального уровня, привели к осознанию того, что будущее развитие общества будет во многом зависеть от уровня экологической культуры человека Экологизация образования может стать фактором, способным обеспечить реализацию двуединой задачи: реформировать образование, связав его с жизнью и повысить уровень экологической грамотности населения, создав этим предпосылки для преодоления противоречий существующей экологической ситуации
6 Цели и задачи Цель – формировать экологическое сознание младших школьников Задачи: Разработать программу дополнительного образования эколого- краеведческой направленности Совершенствовать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в урочное и внеурочное время Создавать информационные материалы по экологическому образованию Прививать школьникам поисковые склонности к овладению знаниями и методическую грамотность исследовательских и проектных работ Воспитывать экологическую культуру
7 Теоретическое обоснование опыта Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина. "... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление ", - так считал К.Д. Ушинский В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: "...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно- следственные связи... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира..."
8 Теоретическое обоснование опыта От уровня зрелости экологического мышления зависит успешность природоохранной и природопреобразующей деятельности. Кроме того, через отношение к природе формируется нравственное отношение к социальному окружению, ведь природа это общий дом всего человечества и забота о нем предполагает учет интересов как ныне живущих, так и будущих поколений. Формирование развитого экологического мышления является основанием формирования экологической культуры, развития гражданственности и патриотизма: нельзя быть гражданином и патриотом и не заботиться о сохранении качества природной среды
9 Принципы экообразования Методическая система построена на основе трёх групп принципов, вытекающих из закономерностей обучения: общедидактические принципы обучения ( научность, доступность, гуманизация, наглядность, сознательность, активность и др.) общие принципы экологического образования ( непрерывность, интеграция, системность, региональность, приоритет ценностных отношений) специфические принципы развития познавательного процесса к изучению экологии ( межпредметная интеграция, личностная ориентированность, применение вариативных и дифференцированных заданий, использование проектов, исследовательская деятельность школьников, мобильность в применении знаний и способов действий).
10 Сущность опыта, его технологии В практике своей работы я использую комплексную систему, направленную на формирование экологической культуры. В этом процессе, решающую роль играет активная деятельность ребёнка, положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Для формирования экологической компетентности необходимо научить школьников мыслить широко и комплексно, чтобы в будущем преодолеть бесхозяйственное и безответственное отношение к природной среде. Методическая система отражает закономерности процесса образования: - постоянную мотивацию учения и развитие всех сфер личности - учет региональных и краеведческих особенностей в решении экологических проблем
11 Личностно-ориентированная технология Технологические приемы: Проекты Полевая практика Экологическая тропа Экскурсии Дидактические игры и др.
12 Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать. Л.Н. Толстой Личностно –ориентированная технология: обеспечивает высокий уровень образования развивает коммуникативное взаимодействие школьника с социальным окружением совершенствует творческие способности ребенка Формирует управление собственной деятельностью
13 Результативность работы Реализуется программа «Удивительный мир рядом» 1 класс «Здравствуй, окружающий мир!» 2 класс «Мы открываем чудеса» 3 класс «Человек – живая природа» 4 класс «Удивительный мир рядом»
14 «Здравствуй, окружающий мир!» 1 класс Цель: Формирование бережного отношения к природе как основа экологической культуры школьников. Задачи: Познакомить детей с заповедником «Большая Кокшага» Познакомить учащихся с Красной Книгой, расширить представление о редких и исчезающих видах и их местообитании Создать условия для позитивного взаимодействия с окружающей средой
15 Посещение занятий в эколого-просветительском центре заповедника «Большая Кокшага» (игры-тренинги, экскурсии, создание поделок) «Здравствуй, окружающий мир!»
16 Проведение внеклассного мероприятия «День заповедника» «Здравствуй, окружающий мир!»
17 Ведение рубрик «Хоровод лепестков», «Лекарственные растения» и т.д. «Здравствуй, окружающий мир!»
18 «Мы открываем чудеса» 2 класс Цель: Создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования школьников Направления: Экскурсионная работа с элементами экологического практикума Создание и наблюдение за цветочной клумбой Выполнение посильных исследований в окружающей среде
19 Полевая практика «Мы открываем чудеса»
20 Проект «Цветочная клумба «Цветик-семицветик» «Мы открываем чудеса»
21 «Человек –живая природа» 3 класс ЗАДАЧИ : Обучение практически значимым действиям, приобретение первичных навыков исследовательской деятельности Создание исследовательских работ и их защита Проект «Экологическая тропа» Защита и сохранение видового многообразия живых организмов и мест их обитания как природного окружения человека. Охрана природной среды от загрязнения, разрушения и истощения. Забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
22 Экологическая тропа «Деревья и кустарники» Создание методического пособия для учителей для проведения экскурсий по объектам маршрута экологической тропы «Деревья и кустарники». Муниципальное общеобразовательное учреждение «Медведевская средняя общеобразовательная школа 3 им. 50- летия Медведевского района» Экологическая тропа «Деревья и кустарники» 2010г.
23 «Удивительный мир рядом» 4 класс Задачи: выполнение практических экологически значимых дел участие в посильной природоохранной деятельности
24 Результативность опыта Одним из эффективных способов изучения состояния сформированности экологической культуры школьников является анкетирование школьников: в основном интересы учащихся направлены на такие компоненты природоохранной деятельности как уход за комнатными цветами, растениями и животными, чтение книг о природе. 46% на первом месте поставили природу, 27% природа - человек, 27% -человек отзывчивость на природу и природные явления выражено у 100% 88% учащихся высказали желание заниматься природоохранной деятельностью. 94% учащихся считают, что в решении экологических проблем должны принимать участие все (и они в том числе), при этом 6% осознают важность и полезность экологической деятельности.
25 Результативность опыта Март 2010 г.- Всероссийский конкурс дизайнерской открытки «Я люблю тигра» Петухова Ксения, Макарова Руслана – Благодарность ФГУ «Национальный парк «Зов тигра» Декабрь 2009 г.– Всероссийская дистанционная эколого- биологическая викторина – вышли во второй тур (декабрь2010) Февраль 2009 г. – Республиканский конкурс «Медвежонок и его любимая книжка» – Благодарность Государственного природного заповедника «Большая Кокшага» всему класса Март 2010 г. – День заповедника – грамота Государственного природного заповедника «Большая Кокшага» Макарову Данилу, Малову Данилу за активное участие
26 Результативность опыта апрель 2010 года - Районная конференция «Окружающий мир и человек» Макаров Данил, Кряжевских Анастасия, Петухова Ксения - сертификаты апрель Районная конференция. Исследовательские работы младших школьников, посвященном 90 – летию Республики Марий Эл «Животные нашего леса» -Малов Данил, 3 место май 2010 года - школьная конференция. Выступление с проектами по темам: «Хоровод лепестков» - Мошкина Александра - сертификат «Удивительный мир бабочек» - Парсаев Роман - сертификат. «Сказочный мир царя Берендея» - Макаров Данил - сертификат. «Лекарственные растения» - Петухова Ксения октябрь проведение ребятами экскурсий по экологической тропе
27 Результативность опыта
28 Распространение опыта работы Педсовет «Программа эколого-краеведческой направленности для обучающихся начальных классов «Удивительный мир рядом». Районное МО классных руководителей г -«Удивительный мир рядом» Курсы повышения квалификации в МИО г.- «Модель педагогического процесса экологического образования» в Курсы повышения квалификации в ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им. И. К. Глушкова» г - программа «Удивительный мир рядом» в рамках. Республиканский семинар «Ценностные ориентиры в работе классного руководителя» г.-«Эколого - краеведческое направление в работе классного руководителя»
29 Распространение опыта работы Республиканский семинар «Использование современных образовательных технологий в обучении младших школьников» г.«Роль дополнительного образования в начальной школе. Программа «Удивительный мир рядом» IV Международной научно-практической конференции «Начальная школа: проблемы, перспективы, ценности и инновации» г. «Экологическая культура - основа совершенствования внутреннего мира человека»
30 Распространение опыта работы Публикации: Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в разделе «Преподавание в начальной школе» – 2010 г. Программа дополнительного образования эколого – краеведческой направленности «Удивительный мир рядом». Научно - практической конференции 9 Глушковские чтения «Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы» 2 апреля 2010 «Экологическая культура – основа совершенствования внутреннего мира младшего школьника»
31 Перспективы опыта работы Привлечения населения к экологическим проблемам Помощь в организации экологических троп Проведение экологических и природоохранных акций и праздников Составление социальных проектов и написание исследовательских работ обучающимися
32 Дерзайте, выдумывайте, старайтесь показать своим детям удивительный окружающий нас мир
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.