Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемcenter.skrin.ru
1 Экономический анализ противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма Латов Ю.В., к.э.н. (Академия управления МВД России,
2 Economics of crime (с 1968 г.) – направление экономической теории, посвященное экономическому анализу преступности и борьбы с нею. Основоположник: Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 г. Основоположник: Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 г. Фундаментальные принципы анализа: Фундаментальные принципы анализа: 1) поведение преступника детерминируется рациональными мотивами – стремлением максимизировать доход с учетом ожидаемых выгод и издержек; 1) поведение преступника детерминируется рациональными мотивами – стремлением максимизировать доход с учетом ожидаемых выгод и издержек; 2) правоохранительная деятельность должна быть направлена на минимизацию совокупных потерь общества – потерь от правонарушений и от борьбы с нею. 2) правоохранительная деятельность должна быть направлена на минимизацию совокупных потерь общества – потерь от правонарушений и от борьбы с нею.
3 Формула Г. Беккера: EU = (1 – p) x U (Y) + p x U (Y – f) = U (Y – p x f), где EU – ожидаемая полезность (expected utility) от преступления, р – вероятность осуждения правонарушителя, Y – доход от преступления, U – функция полезности (utility) преступника, f – наказание за преступление. Формула Г. Беккера в интерпретации М. Сесновица: R = (1 – p) x S + p (S – D) = S – p x D, где R – чистая выгода (return) от преступления; р – вероятность (probability), что преступник будет пойман и наказан; р – вероятность (probability), что преступник будет пойман и наказан; S – величина выгоды преступника от удачного правонарушения; S – величина выгоды преступника от удачного правонарушения; D – величина потерь преступника в результате его наказания. D – величина потерь преступника в результате его наказания.
4 Рациональный потенциальный правонарушитель будет отказываться нарушать закон, если чистая выгода будет отрицательной, т.е. S < p x D. Традиционно в борьбе с преступностью стремились либо увеличить p, либо увеличить D.
5 Новый подход делает акцент на уменьшение S.
6 Борьба с финансированием терроризма vs. Борьба с отмыванием нелегальных доходов Характе- ристики Отмывание денегФинансирование терроризма МотивацияИзвлечение прибылиИдеологическая Источник средствНезаконная деятельностьЧаще всего законные источники Движение финансовых потоков Из нелегальной сферы в легальную Чаще всего – из легальной сферы в нелегальную Главные акторыКомпании-«пустышки», оффшорные центры «Благотворительные» организации Тип предпочитаемой финансовой системы ОфициальнаяНеофициальная
7 Три финансовых источника и три составные части современного терроризма
8 Макротенденции изменения финансирования терроризма, по С. Кайзеру.
9 Модели финансирования терроризма Характери- стики Модель 1 административно- институционализи- рованная «серая зона» Модель 2 партизанская «серая зона» Модель 3 подпольная организация с сильными внешними связями Модель 4 подпольная организация со слабыми внешними связями Примеры Чеченская Республика гг., автономная зона в Колумбии гг., Афганистан гг. РВСК и НАО в Колумбии с 1980-х гг., Курдская рабочая партия в Турции с 1980-х гг. «Аль-Каида» с 1990-х гг., чеченские террористы после 1999 г. ИРА в Северной Ирландии х гг. Основные источники доходов хищение ресурсов (Чечня), контрабанда наркотиков (Колумбия, Афганистан) контрабанда наркотиков и иных товаров, «налоги» с населения спонсорство диаспоры и религиозных организаций местная теневая экономика (контрабанда, торговое пиратство, рэкет, грабежи) Примерный объем ежегодных доходов, долл. до нескольких миллиардов 600 млн (Колумбия), не менее 300 млн (Курдская рабочая партия) от млн («Аль- Каида»), млн (Чечня) до 10 млн Численность террористов Около 40 тыс. (вооруженные формирования Чечни в 1994 г.) тыс. (Курдская рабочая партия), тыс. («наркопартиза- ны» Колумбии) 1-5 тыс. (Чечня 2000-х гг.) до 500
10 Бюджет «Аль-Каиды» на гг. (по оценке Ф. Шнайдера) Источники доходовДоля в совокупных доходах, % Наркобизнес30-35 Поступления от внешних спонсоров (государств, религиозных групп или отдельных лиц) Классическая криминальная деятельность (похищение людей и др.)10-15 Нелегальная торговля алмазами10-15 Прочие источники (легальные и нелегальные)5-25
11 Бюджет чеченских террористических группировок в начале 2000-х гг. (по оценке Л.Л. Фитуни) Источники доходовДоля в совокупных доходах, % Внутренние сборы в Чечне6 Поступления от внешних спонсоров – исламских государств дальнего зарубежья 7-8 Поступления от внешних спонсоров – неправительственных и благотворительных организаций 9 Поступления от криминальных структур Северного Кавказа8-16 Поступления от подконтрольных чеченскому криминалитету фирм в других регионах России 15 Поступления от исламистских экстремистских и террористических организаций 45-51
12 «Стоимость» наиболее крупных терактов, совершенных исламистами в 1-й половине 2000-х гг. Террористические акты«Стоимость», долл. США Воздушный таран Всемирного торгового центра и Пентагона (США, сентябрь 2001 г.) тыс. Взрыв бомбы в отеле Marriot в Джакарте (Индонезия, август 2002 г.)30 тыс. Взрывы бомб в Бали (Индонезия, октябрь 2002 г.)50 тыс. Взрывы заминированных грузовиков в Стамбуле (ноябрь 2003 г.)40 тыс. Взрывы бомб в поездах в Мадриде (Испания, март 2004 г.)10 тыс. Взрывы бомб в Лондоне (Великобритания, июль 2005 г.)15 тыс.
13 Российское законодательство о борьбе с финансированием терроризма июль 2001 г. - Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ( 115-ФЗ) июль 2001 г. - Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ( 115-ФЗ) июль 2002 г. – ратификация Россией международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма ( 88-ФЗ). июль 2002 г. – ратификация Россией международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма ( 88-ФЗ). Борьба с финансированием терроризма упоминается и в специальных законах, посвященных антитеррористической деятельности, - в Федеральных законах «О борьбе с терроризмом» (1998 г.) и «О противодействии терроризму» (2006 г.). Борьба с финансированием терроризма упоминается и в специальных законах, посвященных антитеррористической деятельности, - в Федеральных законах «О борьбе с терроризмом» (1998 г.) и «О противодействии терроризму» (2006 г.). Однако ни в одном из перечисленных правовых актах борьба с финансированием терроризма не детализирована.
14 В ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов… и финансированию терроризма" не было даже определения того, что считать "финансированием терроризма" В ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов… и финансированию терроризма" не было даже определения того, что считать "финансированием терроризма" В ФЗ «О борьбе с терроризмом» в понятие террористической деятельности включалось «финансирование заведомо террористической организации или террористической группы» (ст. 3) – без уточнения, по каким критериям можно считать какую- либо организацию «заведомо» террористической. В ФЗ «О борьбе с терроризмом» в понятие террористической деятельности включалось «финансирование заведомо террористической организации или террористической группы» (ст. 3) – без уточнения, по каким критериям можно считать какую- либо организацию «заведомо» террористической. В ФЗ «О противодействии терроризму» при определении терроризма говорится: «террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование [курсив мой] и реализацию террористического акта…» (cт. 3). Новый Федеральный закон из неясных соображений сузил (в сравнении с ФЗ "О борьбе с терроризмом") понимание финансирования терроризма, исключив из понятия террористической деятельности ситуацию, когда спонсор финансирует не конкретный теракт, а террористическую организацию как таковую. В ФЗ «О противодействии терроризму» при определении терроризма говорится: «террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование [курсив мой] и реализацию террористического акта…» (cт. 3). Новый Федеральный закон из неясных соображений сузил (в сравнении с ФЗ "О борьбе с терроризмом") понимание финансирования терроризма, исключив из понятия террористической деятельности ситуацию, когда спонсор финансирует не конкретный теракт, а террористическую организацию как таковую.
15 Цели противодействия легализации преступных доходов: противодействие мафиозной организованной преступности как нелегального бизнеса противодействие мафиозной организованной преступности как нелегального бизнеса противодействие «беловоротничковой» организованной преступности как криминализированной разновидности легального бизнеса противодействие «беловоротничковой» организованной преступности как криминализированной разновидности легального бизнеса противодействие коррупционной организованной преступности как криминализированной формы госслужбы противодействие коррупционной организованной преступности как криминализированной формы госслужбы
16 Борьба с легализацией преступных доходов может дать более высокий эффект, чем борьба с финансированием терроризма, поскольку Борьба с легализацией преступных доходов может дать более высокий эффект, чем борьба с финансированием терроризма, поскольку для акторов организованной преступности доход – главная цель (а не одна из целей, как для террористов); для акторов организованной преступности доход – главная цель (а не одна из целей, как для террористов); в сфере организованной преступности оборачиваются более крупные суммы, чем в сфере финансирования терроризма; в сфере организованной преступности оборачиваются более крупные суммы, чем в сфере финансирования терроризма; организованная преступность объективно приносит обществу более высокие издержки, чем терроризм. организованная преступность объективно приносит обществу более высокие издержки, чем терроризм.
17 Как сформулировал американский экономист Джордж Стиглер, для предельного сдерживания необходимы предельные затраты. Модель совокупных потерь общества от преступности (модель Л.Филлипса – Г. Воти-мл. – К. Эскриджа): X – издержки от предотвращенных преступлений (расходы на правозащиту); Y – издержки от совершенных преступлений; Z – совокупные издержки.
18 «Чтобы минимизировать общие социальные потери, общество должно узнать и принять некоторый оптимальный (ненулевой) уровень преступного поведения» (К. Эскридж.) Общей целью правоохранительной деятельности должно быть не искоренение преступности, а сдерживание ее на оптимальном с точки зрения общества уровне (Lopt). Общей целью правоохранительной деятельности должно быть не искоренение преступности, а сдерживание ее на оптимальном с точки зрения общества уровне (Lopt). Сам этот криминальный оптимум достаточно подвижен и зависит как от эффективности использования правоохранительными органами отпущенных им ресурсов (повышение или понижение этой эффективности сдвинет кривую Х вниз или вверх), так и от эффективности деятельности преступников (повышение или понижение наносимого каждым преступлением среднего ущерба сдвинет вверх или вниз кривую Y). Сам этот криминальный оптимум достаточно подвижен и зависит как от эффективности использования правоохранительными органами отпущенных им ресурсов (повышение или понижение этой эффективности сдвинет кривую Х вниз или вверх), так и от эффективности деятельности преступников (повышение или понижение наносимого каждым преступлением среднего ущерба сдвинет вверх или вниз кривую Y).
19 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.