Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемold.ineu.edu.kz
1 Лекция 8. Понятие бюджетной системы ВОПРОСЫ: 1.Понятие бюджетной системы 2.Бюджетное регулирование 3.Управление в области бюджета
2 ЛИТЕРАТУРА 1.Худяков А.И. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Найманбаев С.М. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы Конституция Республики Казахстан от года, с последующими изменениями и дополнениями.
3 Вопрос 1. Понятие бюджетной системы Бюджетная система – это совокупность бюджетов различных видов, организованных в определенную систему. Бюджетные системы могут быть 2 видов: 1) системы, основанные на принципе бюджетного централизма, когда каждый нижестоящий бюджет входит в состав вышестоящего бюджета; 2) бюджетные системы, основанные на принц. автономности бюджетов административно-территориальных единиц.
4 «Бюджетный Кодекс РК», устанавливает, что бюджетная система РК основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. Единство бюджетов обеспечивается использованием единой правовой бюджетной классификации, утверждаемой МФ РК, единством форм государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетной процедуры, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов через перераспределение поступлений.
5 Полнота бюджетов обеспечивается обязательным и полным отражением в бюджетах всех поступлений, в т.ч. поступлений от национальных компаний, и расходов, определяемых налоговым и бюджетным законодательством РК. Реальность бюджетов достигается проведением их в соответствии с параметрами индикативного плана социально- экономического развития РК с учетом ежегодного послания Президента РК народу Казахстана. Гласность бюджетов обеспечивается публикацией отчетов об их исполнении. Самостоятельность бюджетов обеспечивается установлением стабильных нормативов распределения доходов между бюджетов различных уровней и правом определения направления расходования бюджетных средств.
6 Что касается строения бюджетной системы РК, то она, как и у большинства унитарных государств, представлена бюджетами 2 уровней: республиканским и местными бюджетами. Республиканский бюджет предназначен для финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение. За счет него содержатся центральные органы государственной власти: Президент, его аппарат, Парламент, Правительство и т.д. Местные бюджеты предназначены для финансирования нужд административно-территориальных образований. За счет этих бюджетов содержатся местные представительные и исполнительные органы государственной власти, осуществляется финансирование деятельности на местном уровне, программы занятости населения, жилищные программы, промышленности и строительства объектов на местном уровне и т.д.
7 Вопрос 2. Бюджетное регулирование Бюджетное регулирование - это обеспечение бездефицитности бюджетов, входящих в состав бюджетной системы государства. Цель бюджетного регулирования – обеспечение надлежащего взаимодействия всех компонентов бюджетной системы, сбалансирование каждого его элемента и всей системы в целом с тем, чтобы данный механиззм нормально функционировал и бесперебойно работал.
8 Методами бюджетного регулирования являются: 1. распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; 2. установление постоянно закрепленных доходов для каждого звена бюджетной системы; 3. установление доходов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних (субвенция);
9 4. межбюджетная дотация (бюджетная ссуда); 5. межбюджетное кредитование; 6. бюджетные изъятия; 7. сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование (ограничение – специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств в определенных пределах, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита, либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных бюджетом расходов).
10 Вопрос 3. Управление в области бюджета Управление в области бюджета - это институт представляющий собой совокупность правовых норм, определяющих компетенцию общественно-территориальных образований в области бюджета, а также правомочий государственных органов, реализующих эту компетенцию. Бюджетные права общественно-территориальных образований реализуются через компетенцию соответствующих представительных и исполнительных органов государственной власти. Бюджетные права РК реализуется через компетенцию Президента РК, Парламента РК, Правительства РК и другие центральные государственные органы.
11 Президент РК: а) определяет бюджетную политику государства, что, в частности, осуществляется им через ежегодное послание к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики РК; б) вводит при определенных обстоятельствах чрезвычайный бюджет РК; в) в случае, если Парламентом РК не будет принят в установленный срок закон о республиканском бюджете на очередной фин. год, вправе издать Указ «О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего фин. года», который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.
12 Парламент РК: а) определяет бюджетную систему РК; б) обсуждает и утверждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении; в) устанавливает государственные налоги и сборы, решает вопросы о государственных займах, т.е. определяет источники доходов бюджетов; г) распределяет государственные доходы и расходы между различными звеньями бюджетной системы; д) устанавливает долговременные размеры субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в бюджеты областей, и бюджетных изъятий из бюджетов областей, городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет.
13 Правительство РК: а) разрабатывает и представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении; б) обеспечивает исполнение бюджета; в) дает заключение на проекты законов, предусматривающих сокращение госдоходов или увеличение госрасходов, которые могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства РК; г) разрабатывает республик. бюджетные программы, а также утверждает программу госинвестиций, т.е. программу инвестирования правительственных и привлекаемых Правительством средств, в т.ч. под правительственные гарантии, по приоритетным секторам экономики. Все эти программы в конечном счете формируют состав расходов республиканского бюджета;
14 д) устанавливает лимит заимствования бюджетов областей и г.г. Астаны и Алматы на соответствующий финансовый год (т.е. устанавливает размеры местных государственных займов); определяет порядок заключения договоров займа и выпуска государственных эмиссионных ценных бумаг местных исполнительных органов; е) устанавливает порядок и периодичность бюджетных изъятий из бюджетов областей и г.г. Астана и Алматы; ж) распоряжается резервом Правительства РК, образуемого в составе республиканского бюджета для финансирования непредвиденных расходов
15 Министерства (ведомства) РК: а) выступают в качестве администраторов республиканских бюджетных программ; б) распределяют между подведомственными организациями полученные в централизованном порядке бюджетные ассигнования; в) осуществляют контроль за законным и эффективным использованием подведомственными организациями полученных бюджетных ассигнований. Существенную роль в сфере бюджета играет Министерство финансов РК.
16 Местные исполнительные органы: а) разрабатывают проекты местных бюджетов и представляют их на утверждение соответствующего маслихата; б) обеспечивают исполнение бюджета; в) разрабатывают местные бюджетные программы, утверждаемые местными представительными органами и финансируемые из местных бюджетов. При этом местные исполнительные органы по решению маслихатов вправе самостоятельно вводить бюджетные программы по направлениям, не противоречащим законодательству и не затрагивающим республиканских бюджетных программ;
17 г) образуют в составе местных бюджетов резервы местных исполнительных органов для финансирования непредвиденных расходов; д) предоставляют кредиты в пределах сумм, предусмотренных в местном бюджете; е) осуществляют заимствование в соответствии с установленным порядком.
18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.