Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемobrazov.ucoz.ru
1 900igr.net
2 «Память, моя память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже твои дороги, все морозней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение... Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнет усталости, побудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси, слышишь? воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него... Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапинки, до белого шрама на верхней губе... Далеко-далеко возникло легкое движение, колыхнулась серебряная нить... Там, в неторопливо приближающемся прошлом, по паутине, вот-вот готовой оборваться, под куполом небес, притушив дыхание, идет ко мне озаренный солнцем деревенский мальчик... Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого неужто он был мною, а я им?!» «Ода русскому городу» В.Астафьев 2
3 Человек и писатель, который рано потерял самого дорогого ему человека маму; который жил и воспитывался в семье бабуши и дедушки Потылицыных; побывал в детском доме; учился в железнодорожном училище в Красноярске; воевал на фронте и закончил войну в звании рядового; который написал много интересных рассказов для детей. Пройдет много лет, и бывший беспризорник и детдомовец, бывший солдат Великой войны станет писать, чтобы рассказать людям о пережитом, о том, что тревожит душу. Писать рассказы для детей Астафьев начал давно, в самом начале своего творчества, в 50-е годы. Он создает цикл рассказов о своем детстве, а точнее о тех впечатлениях, что были вынесены им из той далекой поры. Автор предстает в этих рассказах центральной действующей фигурой, это его глазами мы видим окружающий мир. Героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений, природы и взаимосвязь человека и природы. 3
4 Экспозиция Завязка. Развитие действия Кульминация. Развязка Эпилог. 4
5 Экспозиция. 1. Рассуждение об озерах и их названиях. 2. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия. 1. Страх и отчаяние Васютки. 2. Решительные действия по своему спасению. 3. Просвет в пути. Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка. 1. Васютка дома. 2. Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Пятнышко на карте «Васюткино озеро». 5
6 Вопросы: Какое событие лежит в основе сюжета рассказа? Какие чувства испытал мальчик после того, как он понял, что потерял затеси? За что ругает себя Васютка? Какое решение принимает Васютка? 6 «Васюткино озеро». Худ. С.Сюхин.1990 Обсуждению рассказа
7 Вопросы: Васютка бодрится, но... легко ли ему? Как передает писатель состояние мальчика, когда тот понял, что заблудился? И тут Васютка стал вспоминать... Что вспоминать? Что делает Васютка? О чем он тревожится? 7
8 Вопросы: Что пытается найти Васютка среди тайги? Куда решает идти Васютка? Почему? Почему Васютка так обрадовался, когда нашел утку, подстреленную вечером? Какие трудности стоят на пути домой у Васютки? 8
9 Вопросы: Почти пять дней шел Васютка по тайге один, без помощи. Каким вы себе представляете этого мальчика? А каким вы представляете себе автора? Почему стали это озеро называть Васюткино озеро? Только потому, что его нашел Васютка? 9
10 Беседа. - Какого типа речи будет наша творческая работа? (Рассуждение с элементами повествования) - Что должны представлять собой пункты любого плана? (Конкретную фразу, содержащую опорную лексику). 10
11 I. Васютка - герой биографического рассказа В. Астафьева. II. Васютка заблудился и выжил в «неприветливой тайге». 1. Мальчик с детства впитал «таежные законы», выполнение которых помогло ему. 2. Он постоянно вспоминал советы и слова старших. Это поддерживало его. 3. Васютка умел рассуждать, эти рассуждения помогли ему найти дорогу к реке. 4. Он действовал, несмотря на отчаяние и усталость. 5. Мальчик не терял спокойствия, самообладания. III. Знание таежных законов, опыт старших, спокойствие помогли Васютке выжить в тайге. 11
12 Задание: найти цитаты, которые можно использовать в сочинении, ориентируясь на пункты плана. 1. « Тут уж с матерью не поспоришь. Такой старинный порядок: идешь в лес - бери еду, бери спички». 2. « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! - вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать все, чему его учили, что узнал из рассказов рыбаков и охотников». 3. « Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, появилась и у Васютки». « Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: « Откуда в озере столько белой рыбы»?». 4. « Остались две спички, кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться», но «мальчик брел, почти падая от усталости». 12
13 «Литература в школе», 7, 2001 Поурочные разработки по литературе 5 класс. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В., Москва «ВАКО»,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.