Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbiologia-belovo.ucoz.ru
1 Пути решения современных проблем естественнонаучного образования Пути решения современных проблем естественнонаучного образования (на примере биологии, географии и химии) опыт Образовательной системы «Школа 2100»
2 Как выбрать учебник, соответствующий новому стандарту ? современный учебник, а их очень много. Новый стандарт меняет качество образования. Но кроме требований к структуре образовательных программ, результатам их усвоения и условиям их реализации (3Т) необходим… Часть 1
3 Требования к кадрам, финансам, оборудованию и и т.д. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОС.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ к СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ основных образовательных программ УСЛОВИЯМ реализации ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ (конкретизируют, дополняют, регламентируют, создают правовую основу ФГОС) БОП когда, что и сколько изучать Фундаменталь ное ядро что знать к окончанию школы Модель оценки как оценивать результат Примерные программы по предметам что должно быть изучено без указания последовательности Программа развития УУД чему должны научиться на всех предметах Федеральный перечень учебников какими книгами пользоваться Программа духовно-нравственного развития и воспитания какие ценности вырастит в себе ребенок
4 Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант- ность ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения
5 5 ФГОС (2008 г.): результат в виде универсальных учебных действий Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные - ценностно- смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений
6 КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Новый результат Предметное содержание Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Внеучебная (воспитательная) деятельность
7 Новые Стандарты провозглашают новые развивающие цели, но как их достичь ? ФГОС (2009): цель - «компетентный деятель»; Школа 2100 (1999) : функционально грамотная личность Главные образовательные результаты: ФГОС (2009) личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, «Школа 2100» (2004): общеучебные умения Предметные результаты – ФГОС (2009) система действий с предметным содержанием. «Школа 2100» (2000) – предметные линии развития Продуктивные задания, развивающие действия с предметными знаниями
8 ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем на ваш взгляд это связано? (Биология, 7 кл.) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. Как ученые предсказывают погоду? Попробуйте составить прогноз погоды на ближайшие 1-3 дня. Какая информация потребуется для выполнения данного задания? (6 класс. «Мир Земли»)
9 9 ЧТО ТАКОЕ «учебник нового поколения»? цель Методи- ческий аппарат Подача материала (текст) Учебник нового поколения НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Развитие умений, способов действий, личностных качеств Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Активные технологии: ученик и учитель – партнеры в деятельности Новая развивающая цельДиагностичностьТехнологичность
10 Учебники биологии, географии и химии образовательной системы «Школа 2100»: их отличия и особенности Часть 2.
11 Отличительные особенности комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100» Концепция вариативного развивающего образования Общие дидактико-психологические принципы Единое содержание образования Непрерывность и преемственность всех ступеней образования ребёнка
12 Структура и содержание учебно- методического комплекта Образовательной системы «Школа 2100» Комплект учебников базируется на комплексной образовательной программе – имеет свою научную концепцию
13 Первая особенность учебников в Образовательной системе «Школа 2100» (природоведение и биология) - название 5 класс. Учебник «Земля и люди»5 класс. Учебник «Земля и люди» 6 класс. Учебник «О тех, кто растет, но не бегает»6 класс. Учебник «О тех, кто растет, но не бегает» 7 класс. Учебник «От амебы до человека»7 класс. Учебник «От амебы до человека» 8 класс. учебник «Познай себя!»8 класс. учебник «Познай себя!» 9 класс. «Порядок в живых организмах»9 класс. «Порядок в живых организмах» Каков смысл таких названий?
14 Вторая особенность, на которую обращаешь внимание при знакомстве с содержанием – названия Афористические названия параграфов создают проблемную ситуацию «Говорящие» рубрики позволяют быстро найти нужную информацию при актуализации знаний § 38. Опыление – внешний мир помогает растению (6 класс) § Рожденные для полета (7 класс) § 30. «Доспехи» организма (8 класс) Расположение жилок – карта движения растворов Эукариоты увеличивают внутренние поверхности клетки Половое размножение: комбинирование наследственного материала родителей – причина высокого разнообразия потомков Каков смысл таких названий? параграфов и рубрик
15 Третья особенность – начало глав или разделов Зачем мы объясняем ученикам, чему они должны научиться?
16 Чем завершаются разделы учебника? В рубриках указано что учащиеся должны знать и уметь после изучения каждого раздела.В рубриках указано что учащиеся должны знать и уметь после изучения каждого раздела.
17 Продуктивные задания вместо пересказа Традиционные задания Задания в учебниках биологии «Школа 2100» Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем на ваш взгляд это связано? (Биология, 7 класс) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. В чем нас не устраивают традиционные задания? Вообрази биосферу, где растут только лишайники. С какими проблемами встретились бы ее обитатели? (Биология, 6 класс) Какова роль лишайников в природе?
18 Как мы предлагаем обеспечивать достижение метапредметных и личностных результатов? Познавательные+ личностные – с помощью формируемых на уроках биологии, географии и химии уменийПознавательные+ личностные – с помощью формируемых на уроках биологии, географии и химии умений Регулятивные и коммуникативные – с помощью технологии проблемного диалогаРегулятивные и коммуникативные – с помощью технологии проблемного диалога
19 Обычный учебник дети должны «съесть» целиком, правда выйдя из класса они его часто выплёвывают. 19 В нашем учебнике дети выбирают то, что любят. Надеемся, что они будут ценить то, что сами выбрали. О каком принципе намекает этот рисунок?
20 Новый принцип МИНИМАКСА меняет учебник! Традиционный учебник Учебник «Школа 2100» В основном тексте, помимо обязательного минимума, представлена избыточная информация, способная заинтересовать разные группы учащихся. Широкий перечень заданий с возможностью выбора их характера и уровня сложности. Тексты и задания разделены на общеобязательные и «для любознательных», «повышенной сложности» ПРЕДОСТЕРЕГАЕМ ОТ ОШИБКИ!!! Не все, что есть в учебнике, нужно запомнить или выполнить! Перед уроком необходимо отобрать главное – обязательный минимум!
21 Определение минимума (по требованиям программы или перечня умений в учебнике) Учебник 8 класса «Познай себя», стр. 36
22 Главная мысль урока Важнейшие понятия § 8. «РЕКА ЖИЗНИ» – КРОВЬ Определение минимума (главная мысль и перечень понятий) Учебник 8 класса «Познай себя», стр. 43
23 Часто ли в учебниках биологии вы сталкивались с попыткой таких объяснений? Задача биологии – объяснять мир, а не учить отдельным фактам Почему растения, животные и грибы устроены именно так? Почему наземные растения имеют органы? Почему у позвоночных хорда заменилась на позвоночник? Почему птицы и звери теплокровные?
24 Еще одна особенность наших учебников – функциональный подход Что нас не устраивает в традиции?Что нас не устраивает в традиции? Традиция 1-й пример § 23. Внешнее строение листа. § 24. Клеточное строение листа. … § 34. Фотосинтез. 2 пример § 13. Корень. Внешнее строение корня. § 14. Внутреннее строение корня. … § 27. Корневое питание растений. Наш учебник С.Н. Ловягин и др., «О тех, кто растет, но не бегает», 6 кл. М.: «Баласс», § КОРЕНЬ – ЯКОРЬ, НАСОС И ХРАНИЛИЩЕ § 46. СТЕБЕЛЬ – ОПОРА И ТРАНСПОРТНАЯ МАГИСТРАЛЬ § ЛИСТ ИСПАРЯЕТ ВОДУ И УСВАИВАЕТ СВЕТ
25 Все понятия вводятся постепенно Клетка в учебнике 6 -го класса «О тех, кто растет, но не бегает». §9-10. Бактерии – крохотные разрушители органических веществ (элементарное строение клетки бактерии). § 11. Наследование – воспроизведение детьми свойств родителей (деление клеток и роль ДНК). § 15. Клетка ядерных организмов устроена сложнее, чем бактерия (клетка грибов). § Растения – автотрофы (специфика клетки растений: фотосинтез, хромопласты, хлоропласты, клеточная оболочка и т.п.). § Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток. Почему мы не любим рассматривать клетку и ткани в начале учебника?
26 Знания, не подкрепленные телесным опытом или чувственным впечатлением не усваиваются. В коре головного мозга формируются центры нейтрализации этой информации (И.П.Павлов).
27 УМК по природоведению и биологии Учебник «Земля и люди» 5 класс 6 класс 7 класс Рабочая тетрадь, контрольные Учебник «О тех, кто растет, но не бегает» Задачник- практикум, контрольные Учебник «От амебы до человека» Методические рекомендации Задачник- практикум Методические рекомендации 8 класс 9 класс Учебник «Познай себя» Методические рекомендации Учебник «Порядок в живой природе»
28 28 Как с нами связаться, если вы заинтересовались? Издательство «БАЛАСC» (учебники, журнал «Начальная школа + До и После») Тел. 8 – 495 – Эл.почта УМЦ «Школа 2100» (курсы, консультации, выезды в регионы) Тел. 8 – 495 – ; Сайт:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.