Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsch544.edusite.ru
1 ЕГЭ по химии: документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов
2 Единый государственный экзамен по химии действует в штатном режиме как экзамен по выбору выпускников ЕГЭ по химии рассматривается как форма государственного контроля, объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) образования по химии.
3 Официальные документы, которые подготовлены Федеральной комиссией по разработке КИМ для проведения ЕГЭ по химии Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по химии (далее - кодификатор); Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по химии (далее - спецификация); Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по химии
4 Данные документы, призванные регламентировать структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), разрабатывались на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базового и профильного уровней), утвержденного приказом Министерства образования России от …
5 Контрольные измерительные материалы (КИМ) – это комплект заданий (вариантов) стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по химии. разрабатываются в виде вариантов экзаменационной работы. Каждый вариант включает : упорядоченный набор заданий, стандартизированных по форме предъявления условия и виду требуемого ответа, по степени сложности и способам оценки их выполнения, указания по выполнению работы в целом, её частей и отдельных заданий. Обязательным сопровождением вариантов КИМ является система оценивания выполнения заданий (ответы и критерии оценивания).
6 В структуре кодификатора выделены два раздела: Раздел 1 «Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по химии» и Раздел 2 «Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на едином государственном экзамене по химии».
7 В структуре раздела 1 кодификатора выделены четыре крупных блока содержания: 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ 2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 4. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
8 Блок ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ Включает следующие содержательные линии: Современные представления о строении атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь и строение вещества. Химическая реакция.
9 1.1 Современные представления о строении атома Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
10 1.2Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам Общая характеристика металлов главных подгрупп I III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
11 1.3 Химическая связь и строение вещества Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.
12 1.4 Химическая реакция Классификация химических реакций в неорганической и органической химии Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты Реакции ионного обмена Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии.
13 2 НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 2.1Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). 2.2Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа. 2.3Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. 2.4Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. 2.5Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. 2.6Характерные химические свойства кислот. 2.7Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). 2.8Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
14 3 ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 3.1Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. 3.2Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. 3.3Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). 3.4Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). 3.5Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола. 3.6Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. 3.7Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. 3.8Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). 3.9Взаимосвязь органических соединений.
15 БЛОК МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ Включает следующие содержательные линии: Экспериментальные основы химии. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.
16 4.1 Экспериментальные основы химии Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы Качественные реакции на неорганические вещества и ионы Идентификация органических соединений Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений; 4.1.7Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).
17 4.2Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ Понятие о металлургии: общие способы получения металлов Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия Природные источники углеводородов, их переработка Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
18 4.3Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ Расчеты: теплового эффекта реакции Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества Нахождение молекулярной формулы вещества Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
19 Кодификатор. Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, выполнение которых проверяется на едином государственном экзамене по химии составлен на основе требований Федерального компонента государственного стандарта среднего общего (полного) образования (базового и профильного уровней) 2004 г. В структуре раздела 2 выделены два крупных блока умений и видов деятельности, составляющих основу требований к уровню подготовки выпускников: 1. Знать/понимать, 2. Уметь В каждом из этих блоков жирным курсивом указаны операционализированные умения и виды деятельности, проверяемые заданиями КИМ.
20 1.1 Важнейшие химические понятия 1.1.1Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии Выявлять взаимосвязи понятий Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.
21 1.2.3Понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений. 1.2Основные законы и теории химии 1.2.1Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ Понимать границы применимости указанных химических теорий.
22 1.3Важнейшие вещества и материалы 1.3.1Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
23 2Уметь: 2.1Называть: 2.1.1изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре. 2.2Определять/ классифицировать: 2.2.1валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; 2.2.2вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; 2.2.3пространственное строение молекул; 2.2.4характер среды водных растворов веществ; 2.2.5окислитель и восстановитель; 2.2.6принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; 2.2.7гомологи и изомеры; 2.2.8химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам);
24 2.3Характеризовать: 2.3.1s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; 2.3.2общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; 2.3.3общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; 2.3.4строение и химические свойства изученных органических соединений.
25 2.4Объяснять: 2.4.1зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения); влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
26 2.5Планировать / проводить: 2.5.1проведение эксперимента по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; 2.5.2вычисления по химическим формулам и уравнениям.
27 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по ХИМИИ представлены структура и план экзаменационной работы ЕГЭ по химии этого года; дана характеристика проверочных заданий различных типов, показано, как они распределяются по частям работы, по содержательным блокам и содержательным линиям, по видам проверяемых умений и способам действий; представлена система оценивания отдельных заданий и всей работы в целом; дано описание уровня подготовки выпускников, достижение которого может гарантировать получение минимального количества баллов ЕГЭ; указаны время выполнения работы, дополнительные материалы и оборудование, которыми можно пользоваться на экзамене; даны общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ
28 КИМ для ЕГЭ 2013 года Ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для общеобразовательных учреждений. Призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки учебных достижений выпускников. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на трех уровнях сложности – базовом, повышенном и высоком. Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для подготовки выпускников. Выполнение заданий предусматривает осуществление экзаменуемым определенных действий. Умение осуществлять разнообразные действия при выполнении работы рассматривается в качестве показателя усвоения изученного материала с необходимой глубиной понимания.
29 Структура экзаменационной работы Часть 1 содержит 30 заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4; …; А30. Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом. Их обозначение в работе: В1; В2; В3; …; В10. Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом. Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5.
30 Задания с выбором ответа Проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания (42 из 56) из всех содержательных блоков: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Химия и жизнь». Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование знаний для подтверждения правильности одного из четырех вариантов ответа. Отличие предложенных разновидностей таких заданий состоит в алгоритмах поиска правильного ответа.
31 Задания с кратким ответом Построены на материале важнейших разделов курса химии, но в отличие от заданий с выбором ответа ориентированы на проверку освоения элементов содержания не только на базовом, но и профильном уровнях. Выполнение таких заданий предполагает: а) осуществление бóльшего числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа; б) установление ответа и его запись в виде набора чисел.
32 Разновидности заданий с кратким ответом: задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор). расчетные задачи.
33 Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений: объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций; проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
34 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена Представляет собой образец КИМ, составленный в соответствии со спецификацией и демонстрирует: какие задания и в каком количестве включаются в экзаменационную работу, какие правила необходимо соблюдать при выполнении заданий, какие требования предъявляются к записи ответов на задания. Демонстрационный вариант дает возможность ознакомиться с системой оценки выполнения заданий. не является точной копией какого либо варианта экзаменационной работы Он включает лишь типовые задания, причем, только те, которые уже были использованы на экзамене предыдущих лет и успешно выполненные выпускниками.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.