Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемklynepsy.susu.ac.ru
1 Клинико-психологические и диагностические характеристики основных форм и видов афазий Кафедра клинической психологии ЮУрГУ А.В. Астаева
2 Актуальность При очевидных очаговых расстройствах нарушения ВПФ могут не выступать на первый план, что затрудняет восстановительный процесс. Ранняя инвалидизация больных обусловлена не только неврологическим дефицитом, но и трудностями социальной и психологической адаптации, что усугубляется нарушением ВПФ. Нарушения ВПФ разной степени тяжести в 100% случаев сопровождают инсульта (Боголепова А.Н., 2003; Галиновская Н.В., Чапко И.Я. 2004) Нарушений когнитивной сферы в целом и речи в частности ведет к изменению личности, к нарушению общей и вербальной коммуникации.
3 Особенности изменения ВПФ у больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения с позиции концепции А. Р. Лурия о трех структурно- функциональных блоках мозга Первый блок – блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга ( ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальные отделы, лимбическая система и медиобазальные отделы лобных и височных долей мозга). Данный блок осуществляет энергетическое обеспечение психической активности и ее нейродинамические параметры.
4 Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, обеспечивает операциональные составляющие психических действий (корковые зоны основные анализаторные системы: зрительной, кожно-кинестетической слуховой)
5 Третий блок – блок программирования и контроля за психической деятлеьностью ( передние моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга с их двусторонними связями). Данный блок отвечает за произвольную регуляцию деятельности в виде целеполагания, программирования и контроля.
6 Каротидный бассейн. Инсульты в сосудистом бассейне передней мозговой артерии от бессимптомного протекания заболевания до массивного синдрома сочетанного поражения подкорково-диэнцефальных структур, мозолистого тела и медиальных отделов лобных и теменных долей. Центральное место - нарушения памяти : модально-неспецифический дефект памяти различной степени выраженности (от легкой, до массивной, с патологическим забыванием текущих событий, на фоне сохранной установки на запоминание). Повышенная тормозимость воспроизведения следов в условиях интерферирующего воздействия и последующей реминисценцией. Нарушение избирательности воспроизведения, проявляющееся контаминациями (привнесение в воспроизведение элементов) и конфабуляциями (привнесение в воспроизведение чужих элементов), соскальзыванием на побочные ассоциации. Относительно сохранным остается непосредственное воспроизведение, равное 5-6 элементам, что соответствует нижней границе нормы. Наблюдаются трудности программирования и контроля над протекающей психической деятельностью, снижение регулирующей функции речи, нарушения сознания в виде дезориентировки во времени, месте, своём заболевании, снижение критичности, общая инактивность, сужение мотивационно-потребностной сферы, нарушение динамики протекания психических процессов, выраженная истощаемость психической деятельности.
7 Инсульт в бассейне средней мозговой артерии Смешанные формамы афазий, сочетающими в себе симптомы афферентно- и эфферентно-моторной, сенсорной и акустико- мнестической афазий; Нарушениями динамического и кинестетического праксиса, расстройствами пространственной организации движений и зрительно-конструктивной деятельности Модально-специфические нарушения памяти: снижается объём запоминания Имеются латеральные специфика картины мнестических нарушений: при правополушарной патологии нарушается непосредственное воспроизведение, а при левополушарной – отсроченное воспроизведение в условиях интерференции.
8 Нарушение мозгового кровообращения в системе внутренней сонной артерии Недостаточность в запоминании модально-специфического зрительно-пространственного, слухового и кинестетического материала. Имеются латеральные различия: при правополушарной патологии наблюдаются дефекты памяти в виде нарушения непосредственного воспроизведения, феномен левостороннего игнорирования в различных сенсорных системах; При левополушарной – снижение объёма отсроченного воспроизведения после интерференции, системные персеверации при выполнении интеллектуальных операций.
9 Вертебро-базиллярный бассейн. Инсульты в приводят к патологии медиальных отделов теменных, височных и затылочных зон, задних отделов зрительного бугра, гипоталамической области, мозолистого тела, лимбической коры и льюисова тела Нарушение ориентировки в собственной личности (сведения о семье, биографические данные, анамнез). Модально-неспецифические мнестические расстройства проявляются нарушением непосредственного воспроизведения, отсутствием тормозящего влияния интерференции. Нарушение зрительного, пространственного и акустического гнозиса носят умеренный или легкий характер.
10 Речевая система – это совокупность речевых функций, объединенных в единое целое. Устная экспрессивная речь импрессивная речь Письменная речь Внутренняя речь
11 Афазия Нарушение уже сформировавшейся речи Системные речевые расстройства различных форм речевой деятельности. При афазии нарушаются и другие ВПФ помимо собственно речи восприятие, память, мышление, эмоционально-волевая сфера пациента. Поражение различных мозговых структур может приводить к качественно различным нарушениям одних и тех же функциональных систем, следовательно, одних и тех же ВПФ.
12 Признаки отличия афазий от других нарушений речи 1. это центральное, а не периферическое нарушение речи 2. представляет собой системное нарушение речи 3. является нарушением уже сформировавшейся речи
13 Формы афазий ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ – эфферентная моторная афазия – афферентная моторная афазия – динамическая афазия – передний аграмматизм – сенсорная афазия – акустико-мнестическая афазия – оптико-мнестическая афазия – семантическая афазия – смешанные виды афазий. – корковая моторная афазия – транскортикальная моторная афазия – субкортикальная моторная афазия – корковая сенсорная афазия – транскортикальная сенсорная афазия – субкортикальная сенсорная афазия – амнестическая афазия – проводниковая афазия – глобальная афазия
14 нарушения речи СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и т.д.)
15 СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ Область поражения. Поражение задней трети первой височной извилины левого полушария (41,42 и 22 поля) и нижние отделы премоторной области (44,46,10 поля). Центральный механизм. Нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, нарушении фонематического слуха (невозможность различать звуки речи). Центральный симптом. Нарушение понимания речи по типу симптома отчуждения смысла слов, нарушение понимания обращенной речи. Клиническая картина – трудности дифференцирования звуков речи (фонем) – трудности самостоятельного правильного их произнесения – наличие множественных литеральных парафазий в самостоятельной речи, вербальных парафазий гораздо меньше – речь по типу словесного салата, с относительной сохранностью в произнесении упроченных стереотипов – нарушение экспрессивной речи – нарушение повтора слов, называния предметов, обусловленное акустическим дефектом – трудности понимания обращенной речи (слов, фраз, грамматических конструкций), в более мягких случаях – трудности понимания речи в усложненных условиях (зашумленная, быстрая речь) – вторичные нарушения навыков чтения и письма, обусловленные нарушением операций звукового анализа и синтеза – нарушение парадигматической системы
16 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.