Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 14 лет назад пользователемOPENCU
1 Асмолова (Плахова) Любовь Мироновна, профессор кафедры управления персоналом МИОО, Системно-деятельностный подход к проектированию управленческих компетенций: компетенции –деятельность –компетентность
2 Компетенции – совокупность профессиональных характеристик, требований, которым должен отвечать человек в профессиональной деятельности
3 как точка пересечения ЗАДАЧИ или ситуации со СПОСОБНОСТЯМИ человека КОМПЕТЕНТНОСТЬ… как точка пересечения ЗАДАЧИ или ситуации со СПОСОБНОСТЯМИ человека является не стабильным преимуществом, продуктом взаимодействия а динамичным событием, т.е. продуктом взаимодействия вызова, ответственности, творчества и самого процесса решения проблемы. Клаусс Д. Экк Компетенции – совокупность профессиональных характеристик, требований, которым должен отвечать человек в профессиональной деятельности ?
4 Компетентность проявляется и как качественная характеристика личности, и как качественная характеристика деятельности КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ «АМЕРИКАНСКИЙ» ПОДХОД направлен на выявление поведенческих характеристик компетенции, и основной вопрос, решаемый в его рамках звучит так: какие ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ определяют успешные действия (superior performance)? «АНГЛИЙСКИЙ» ПОДХОД сосредотачивается не на личностных характеристиках, а на свойствах самой деятельности. Главный вопрос, решаемый в этом направлении: каковы те ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которые должны быть выполнены, чтобы считать результат достигнутым, удовлетворяющим заданным требованиям? «Работники проявляют компетентность в той степени, в какой их деятельность достигает или превосходит описанные стандарты (требования)" (Parry, 1996). Stoof A. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства [Электрон. ресурс] / A. Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer; [пер с англ. Е. Орел]. URL:
5 КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Объектный «полюс» деятельности ОБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности Субъектный «полюс» деятельности СУБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности Компетентность – субъектно направленная характеристика деятельности, это «заслуга» самого человека, развивающего свои личностные и профессиональные качества, и проявляющего их в деятельности и активной жизненной позиции ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Компетенции – объектно направленная характеристика деятельности, отражающая совокупные требования к ее качеству (стандарт деятельности)
6 КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Компетентность как проявленные в деятельности компетенции Компетенции как проектируемый образ деятельности Деятельность как источник появления и развития компетенций Компетентность как условие качества деятельности и как ресурс (потенциал) деятельности
7 Условия труда и материально- техническое обеспечение Финансово-экономическое обеспечение Нормативно-правовое обеспечение Мотивационное обеспечение совместной деятельности Образовательная деятельность Кадровое и программно- технологическое обеспечение Управленческая деятельность Проблемы в незнании специфики объектов управления и их взаимозависимости Проблемы в чрезмерной загруженности и нерациональности управленческих технологий, в т.ч. тайм-менеджмента Проблемы в отсутствии адекватной оценки и самооценки профессиональных достижений
8 НПД ФЭД МТДКМД ОД МД УД ОБЪЕКТНЫЙ КОМПЕТЕНЦИИ как ОБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ как модели действий и операций, которые составляют предметно-направленные виды деятельности – объекты управления в ОУ ОБЪЕКТНЫЙ КОМПЕТЕНЦИИ как ОБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности КОМПЕТЕНТНОСТЬ как СУБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности Компетенции как требования к деятельности ? ? ? ? ?
9 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ как совокупности ТРЕБОВАНИЙ (характеристик, стандартов) деятельности ? ? ? ? ?
10 Подходы к проектированию компетенций руководителя ОУ Предметная составляющая деятельности Составляющая требований к деятельности НПДФЭД МТДКМД ОДМДУД Проектирование компетенций в области УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетенций как КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ компетенций ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетенций как задач деятельности различной сложности (от регламентированных до исследовательских и вероятностных задач) Проектирование ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ компетенций
11 ОБЪЕКТНЫЙ КОМПЕТЕНЦИИ как ОБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности Компетенции как требования к деятельности КОМПЕТЕНТНОСТЬ как СУБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности
12 Компетентность как проявляемая в деятельности мотивированность к оценке уровня достижений, ответственность и самооценка деятельности достижений Компетентность как проявленный в процессе выполнения функционала уровень овладения профессиональными знаниями и умениями, и обретенный опыт деятельности в конкретной должности Компетентность как выявляемый в процессе аттестации уровень соответствия профессиональных знаний, умений и опыта требуемому уровню квалификации Компетентность как мотивированность к решению профессиональных задач и способность к самооцениванию и рефлексии своего вклада в совместную деятельность Компетентность как умение ставить и решать функциональные задачи и способность к пониманию (постановке и решению) общих задач совместной деятельности Компетентность как проявленные способности и умения в РЕШЕНИИ ЗАДАЧ формирования организационной среды совместной деятельности Компетентность как ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА УСПЕШНОСТИ в совместной деятельности и мотивированность к совместной деятельности достижений Компетентность как МОТИВИРОВАННОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ и проявленная ответственность за состояние своей квалификационной подготовки Компетентность как ДОСТИЖЕНИЕ определенного уровня квалификации в определенной должности Компетентность как ДОСТИЖЕНИЕ результатов в решении общих и функциональных задач
13 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Действия Действия Операции Операции Компетентность как проявленные способности и умения в РЕШЕНИИ ЗАДАЧ формирования организационной среды совместной деятельности Компетентность как ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА УСПЕШНОСТИ в совместной деятельности и мотивированность к совместной деятельности достижений Компетентность как МОТИВИРОВАННОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ и проявленная ответственность за состояние своей квалификационной подготовки Компетентность как ДОСТИЖЕНИЕ определенного уровня квалификации в определенной должности Компетентность как ДОСТИЖЕНИЕ результатов в решении общих и функциональных задач Что должно включать в себя компетентное действие как основа ОЦЕНКИ деятельности
14 1. Компетентность как ДОСТИЖЕНИЯ в решении общих и функциональных задач 2. Компетентность как ДОСТИЖЕНИЕ определенного уровня квалификации в определенной должности 3. Компетентность как оценка ДОСТИЖЕНИЙ процесса самообразования и ответственности за состояние своей квалификационной подготовки 5. Компетентность как проявленные способности и умения в РЕШЕНИИ задач формирования организационной среды совместной деятельности 4. Компетентность как оценка и самооценка УСПЕШНОСТИ в совместной деятельности и мотивированность к совместной деятельности достижений КВАЛИФИКАЦИОННАЯ «грань» компетентного действия МОТИВАЦИОННО- ОЦЕНОЧНАЯ «грань» компетентного действия Организационно- социальная «грань» компетентного действия ЭФФЕКТИВНАЯ «грань» компетентного действия РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ «грань» компетентного действия
15 КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация профессиональных знаний и выбор эффективного решения КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация социальных знаний и выбор эффективных моделей поведения КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация рефлексивного потенциала личности РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ «грань» КВАЛИФИКАЦИОННАЯ «грань» МОТИВАЦИОННО- ОЦЕНОЧНАЯ «грань» ОРГАНИЗАЦИОННО- СОЦИАЛЬНАЯ «грань» ЭФФЕКТИВНАЯ «грань» Предметные (профессиональные) знания в действии Социальные знания в действии Рефлексия в действии КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ
16 КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация профессиональных знаний и выбор эффективного решения Предметно-знаниевая КОМПЕТЕНТНОСТЬ Предметно-знаниевая КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ «грань» КВАЛИФИКАЦИОННАЯ «грань» МОТИВАЦИОННО- ОЦЕНОЧНАЯ «грань» ОРГАНИЗАЦИОННО- СОЦИАЛЬНАЯ «грань» ЭФФЕКТИВНАЯ «грань» Компетентность специалиста-управленца проявляется в деятельности : - как знание и понимание субъектом области своих полномочий и функциональных задач; - как знание круга общих для ОУ и функциональных (по должности) задач и понимание их диспозиций на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях реализации. - как уровень профессиональных (предметных) знаний и умений, которые проявлены в процессе реализации своих полномочий и функциональных задач; - как уровень соответствия профессиональным квалификационным требованиям к должности, знаниям, умениям и опыту деятельности; - как проявленная мотивированность к расширению предметной и функциональной области знаний, готовность к непрерывному самообразованию в предметной области деятельности и уровень ответственности за состояние своей квалификации;
17 КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация социальных знаний и выбор эффективных моделей поведения КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация социальных знаний и выбор эффективных моделей поведения Социальная КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ «грань» КВАЛИФИКАЦИОННАЯ «грань» МОТИВАЦИОННО- ОЦЕНОЧНАЯ «грань» ОРГАНИЗАЦИОННО- СОЦИАЛЬНАЯ «грань» ЭФФЕКТИВНАЯ «грань» - как выбор адекватных ситуациям моделей поведения в процессе реализации полномочий и функционала; -как обладание знаниями в области теории организационного поведения и практическими знаниями специфики организационной среды и проявленные умения организации межличностного и межгруппового взаимодействия; - как уровень соответствия профессиональным квалификационным требованиям в области социальных коммуникаций; - как готовность его к решению различного рода социальных проблемных ситуаций, мотивированность к конструктивному социальному взаимодействию и способность взять на себя личную ответственность в разрешении межличностных и межгрупповых проблем взаимодействия; - как понимание общих для ОУ организационно-культурных задач формирования социальной сопричастности и функциональных (по должности) задач организации конструктивного социального взаимодействия участников образовательного процесса Компетентность специалиста-управленца проявляется в деятельности :
18 Рефлексивная КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ «грань» КВАЛИФИКАЦИОННАЯ «грань» МОТИВАЦИОННО- ОЦЕНОЧНАЯ «грань» ОРГАНИЗАЦИОННО- СОЦИАЛЬНАЯ «грань» ЭФФЕКТИВНАЯ «грань» - как самоидентификация и самооценка своих возможностей в области полномочий и функциональных задач в управленческой должности; -как самооценка уровня своих профессиональных (предметных и социальных) знаний и их оптимальности для решения функциональных задач в управленческой должности; - как самооценка соответствия с квалификационными требованиями по исполняемой должности; - как рефлексия мотивов и мотивированности, готовности и ответственности, проявленных в решении функциональных задач; Компетентность специалиста-управленца проявляется в деятельности : КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация рефлексивного потенциала личности КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация рефлексивного потенциала личности - как рефлексия общих и социальных задач деятельности ОУ и самооценка своего вклада в совместную деятельность самоидентификация своих возможностей в процессе решения этих задач на стратегическом, тактическом и оперативном уровне
19 Асмолова (Плахова) Любовь Мироновна, профессор кафедры управления персоналом МИОО, БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.