Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемshk-int4.clan.su
1 Приемы активного слушания подростков практикум для педагогов старших классов Захаренковой Е. В.
2 …Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью… И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут. А я тут подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по– настоящему. Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи
3 Периодизация развития Период, годыВедущая деятельностьНовообразованиеСоциальная ситуация развития Младенчество 0-1эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое словоОсвоение норм отношений между людьми Ранний возраст 1-3предметная деятельность "Я сам"Усвоение способов деятельности с предметами Дошкольный возраст 3- 6(7) ролевая играпроизвольность поведения Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Младший школьный возраст 6(7) – 10(11) учебная деятельностьпроизвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально- познавательной деятельности. Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 17(18) учебно- профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профес- сиональных знаний, умений
4 Сравнительные характеристики поведения
5 Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых Вы должны ответить утверждением "да" или "нет". Следует помнить, что нет "правильных" или "неправильных" ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых Вы должны ответить утверждением "да" или "нет". Следует помнить, что нет "правильных" или "неправильных" ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя. 1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться?1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться? 2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы? 3. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?3. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится? 4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции? 5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли? 6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные? 7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?7. Мешают ли Вам слушать предубеждения? 8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании? 9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему? 10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?10. Всегда ли Вы слушаете собеседника? 11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так? 12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения? 13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов? 14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.? 15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре? 16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?
6 Интерпретация - 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания- 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания - от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).
7 Умение слушать - навык, необходимый каждому человеку. Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребёнок (подросток), расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - то есть, когда у него эмоциональные проблемы. Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если Вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок. Это приказы, команды, угрозы ("Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником?"), морали, нравоучения (ведущие к так называемой "психологической глухоте", когда ребёнок просто перестаёт Вас слышать), критика, выговоры (" И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!"), а также выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения ("Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!") И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более. Умение слушать - навык, необходимый каждому человеку. Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребёнок (подросток), расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - то есть, когда у него эмоциональные проблемы. Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если Вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок. Это приказы, команды, угрозы ("Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником?"), морали, нравоучения (ведущие к так называемой "психологической глухоте", когда ребёнок просто перестаёт Вас слышать), критика, выговоры (" И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!"), а также выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения ("Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!") И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более.
8 Пример одной ситуации П – подросток, В-взрослый П(бросая портфель, со злостью): "Не пойду я больше в эту школу!" В (после паузы, поворачиваясь лицом к ребёнку, глядя в глаза): "Ты не хочешь больше ходить в школу". П (раздражённо): "Там математичка ко мне цепляется!" В(после паузы, обозначая чувство, испытываемое ребёнком, используя утвердительную форму высказывания): "Тебя что-то разозлило (расстроило, обидело) на уроке математики". П(с обидой): "Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал!" В: "Я понимаю тебя, это действительно обидно". П: "Вечно она ко мне придирается…" В: "Думаю, я тоже расстроилась бы…" П:"Хоть ты меня понимаешь… Ладно, бывало ведь, что я и списывал… Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!"П(бросая портфель, со злостью): "Не пойду я больше в эту школу!" В (после паузы, поворачиваясь лицом к ребёнку, глядя в глаза): "Ты не хочешь больше ходить в школу". П (раздражённо): "Там математичка ко мне цепляется!" В(после паузы, обозначая чувство, испытываемое ребёнком, используя утвердительную форму высказывания): "Тебя что-то разозлило (расстроило, обидело) на уроке математики". П(с обидой): "Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал!" В: "Я понимаю тебя, это действительно обидно". П: "Вечно она ко мне придирается…" В: "Думаю, я тоже расстроилась бы…" П:"Хоть ты меня понимаешь… Ладно, бывало ведь, что я и списывал… Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!"
9 ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ 1.Повернуться лицом к ребёнку. Глаза на одном уровне. 2.Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний, т. к. фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия (позволь я повторю, чтобы удостовериться, что правильно понял тебя… ; мне интересно, что ты рассказываешь). 3.Держать паузу, давая ребёнку время на обдумывание (пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях). 4.Обозначать чувства, испытываемые ребёнком (т. е. их «озвучивать»).
10 Результаты применения активного слушания 1.Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка. 1.Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка. 2.Убедившись, что взрослый готов слушать, ребёнок рассказывает о себе всё больше. 2.Убедившись, что взрослый готов слушать, ребёнок рассказывает о себе всё больше. 3.Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы. 4.Ребёнок тоже начинает нас слушать и слышать. 5.Мы действительно начинаем лучше понимать своих детей.
11 Вот пример из книги Т. Гордона. Отец пятнадцатилетней девочки, вернувшись с родительских курсов, где он познакомился со способом активного слушания, нашел свою дочь в кухне, болтающей со своим одноклассником. Подростки в нелестных тонах обсуждали школу. «Я сел на стул, рассказывал потом отец, и решил их активно слушать, чего бы мне это ни стоило. В результате ребята проговорили, не закрывая рта, два с половиной часа, и за это время я узнал о жизни своей дочери больше, чем за несколько предыдущих лет!».
12 Как сообщать о своих чувствах? Как общаться с подростком в тех случаях, когда его поведение отклоняется от норм и правил? «Ты – высказывания»:«Ты – высказывания»: "Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!" " Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!" "Ты никогда не приходишь вовремя " «Я – высказывания»: "Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше". " Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно"
13 «Активно слушать ребёнка – значит, «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство» ( Гиппенрейтер Ю. Б. ). « АС это метод влияния на детей, позволяющий им найти свои собственные решения своих собственных проблем» (Т. Гордон).
14 Воспросы-ответы: ВОПРОС: Всегда ли нужно активно слушать ребенка? Вот, например, вчера сын пришел домой в порванных брюках. Ему хоть бы что, а я в отчаянии: где теперь их достанешь! Неужели и здесь его надо было активно слушать? ОТВЕТ: Нет, не надо. Когда ребенку «хоть бы что», а вы переживаете, то ситуация как раз противоположна той, которую мы имели в виду до сих пор. Другой случай, когда не надо активно слушать это вопрос типа «Мам, который час?». Было бы нелепо ответить: «Ты хочешь узнать, который час...»
15 ВОПРОС : Обязательно ли, слушая ребенка, откликаться развернутыми фразами ? ОТВЕТ : Совсем не обязательно. Одна мама пишет : « Моя дочка, придя из школы, рассказывает, не закрывая рта, обо всем, что случилось. Мне остается только кивать головой и поддакивать ». Эта мама ведет себя естественно и совершенно правильно. Когда ребенок, переполненный впечатлениями, говорит « не закрывая рта », все, в чем он нуждается, это в вашем присутствии и внимании. Психологи назвали этот способ « пассивным слушанием » пассивным, конечно, только внешне. Здесь употребляются короткие фразы и слова, междометия, просто мимические знаки, говорящие о том, что вы слушаете и отзываетесь на детские чувства : « Да да...», « Ага !», « Неужели ?», « Расскажи еще...», « Интересно », « Ты так и сказал !», « Вот вот...», « И что же ?», « Замечательно !», « Ну надо же !..» и т. п. Короткие слова уместны и при рассказе об отрицательных переживаниях.
16 ВОПРОС: А как слушать подростка, если некогда? Как прервать его? ОТВЕТ : Если некогда, лучше не начинайте. Нужно, чтобы у вас был некоторый запас времени. От начатых и прерванных попыток слушать подростка тот может получить только разочарование.
17 ВОПРОС: А что, если активное слушание не помогает? Например, на днях я говорю дочке: «Пора садиться за уроки». А она отвечает. «Нет, еще есть время, сейчас не хочу». Я ей: «Тебе сейчас не хочется...» Она: «Да, не хочется», так и не села! ОТВЕТ: Этот вопрос помогает разъяснить одно частое ошибочное мнение родителей, будто активное слушание это способ добиться от ребенка того, что вы от него хотите. Совсем нет, активное слушание это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями.
18 Практикум для педагогов
19 Ситуации или слова подростка, которые требуют активного слушания педагога (проблемы с их родными, родителями, друзьями, с ними самими.) Чувства подростка Ваш ответ Примеры: "Расскажи мне об этом". "Я хочу услышать об этом". "Мне интересна твоя точка зрения". "Давай обсудим это". "Похоже, что это важно для тебя". "Твои идеи (мысли) стоят того, чтобы их выслушать"
20 Литература Атватер И. Я Вас слушаю... М.: Просвещение, – 128 с.Атватер И. Я Вас слушаю... М.: Просвещение, – 128 с. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, с.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, с. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеренбург: АРД ЛТД, с.Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеренбург: АРД ЛТД, с. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. - М.: Прогресс, 1989г. – 720 с.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. - М.: Прогресс, 1989г. – 720 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.