Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgumchtenia.rggu.ru
1 Дискурсивные практики в образовательном процессе: непрерывная коммуникация как основа предоставления образовательной услуги Крысов Виктор Владимирович, доц., к.г.н. Кафедра мировой экономики Институт экономики, управления и права РГГУ
2 ВВОДНЫЕ ТЕЗИСЫ (1) Компетентностный подход в высшем образовании приобретает важное значение в терминах рынка образовательных услуг Компетентностный подход в высшем образовании приобретает важное значение в терминах рынка образовательных услуг Образовательная услуга может быть представлена как формирование у учащегося- клиента профессиональных компетенций в рамках освоения данной образовательной программы Образовательная услуга может быть представлена как формирование у учащегося- клиента профессиональных компетенций в рамках освоения данной образовательной программы Среди различных видов профессиональных компетенций именно коммуникативная компетенция учащегося – более удобная, менее метафизическая форма оценки качества полученной образовательной услуги Среди различных видов профессиональных компетенций именно коммуникативная компетенция учащегося – более удобная, менее метафизическая форма оценки качества полученной образовательной услуги
3 ВВОДНЫЕ ТЕЗИСЫ (2) Профессиональный язык данной науки первоначально воспринимается учащимся как непонятный, "иностранный" Профессиональный язык данной науки первоначально воспринимается учащимся как непонятный, "иностранный" Профессиональную коммуникативную компетенцию можно формировать и контролировать как умение слушать и понимать речь специалиста, читать, говорить, писать на профессиональном языке Профессиональную коммуникативную компетенцию можно формировать и контролировать как умение слушать и понимать речь специалиста, читать, говорить, писать на профессиональном языке
4 ВВОДНЫЕ ТЕЗИСЫ (3) Учащийся-клиент более ясно воспринимает качество полученной образовательной услуги, если после обучения может достаточно свободно разговаривать на профессиональные темы со специалистами Учащийся-клиент более ясно воспринимает качество полученной образовательной услуги, если после обучения может достаточно свободно разговаривать на профессиональные темы со специалистами Профессиональную коммуникативную компетенцию проще всего формировать на основе работы с тезаурусом и когнитивными структурами данной научной дисциплины, реализуя её как дискурсивную практику, т.е. как непрерывную коммуникацию в рамках специального дискурса Профессиональную коммуникативную компетенцию проще всего формировать на основе работы с тезаурусом и когнитивными структурами данной научной дисциплины, реализуя её как дискурсивную практику, т.е. как непрерывную коммуникацию в рамках специального дискурса
5 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД Представление научной дисциплины как дискурсивной практики в целях формирования профессиональной коммуникативной компетенции учащегося-потребителя образовательной услуги требует: Представление научной дисциплины как дискурсивной практики в целях формирования профессиональной коммуникативной компетенции учащегося-потребителя образовательной услуги требует: коммуникативных форм организации преподавания, коммуникативных форм организации преподавания, использования методов обучения иностранному языку, использования методов обучения иностранному языку, использования в методике преподавания когнитивных моделей, отражающих способы построения смысла в данной научной дисциплине, использования в методике преподавания когнитивных моделей, отражающих способы построения смысла в данной научной дисциплине, перехода от текстового к тезаурусному построению учебного материала. перехода от текстового к тезаурусному построению учебного материала.
6 Методологическая база Французский постструктурализм Французский постструктурализм Дискурсивный анализ и в целом теории дискурса (З. Харрис, М. Фуко, Т. ван Дейк) Дискурсивный анализ и в целом теории дискурса (З. Харрис, М. Фуко, Т. ван Дейк) Интеракционная модель коммуникации Интеракционная модель коммуникации Когнитивная психология Когнитивная психология Этнопсихолингвистика, лингвокультурология и теории кросс- культурных коммуникаций Этнопсихолингвистика, лингвокультурология и теории кросс- культурных коммуникаций Теория культурной грамотности Э. Хёрша Теория культурной грамотности Э. Хёрша
7 Методическая база Методики развития интеллекта на основе тезаурусных взаимосвязей (М.А. Зиганов) Методики развития интеллекта на основе тезаурусных взаимосвязей (М.А. Зиганов) Онтологии и тезаурусы в информатике (информационно-поисковые тезаурусы, Ю.А. Шрейдер) Онтологии и тезаурусы в информатике (информационно-поисковые тезаурусы, Ю.А. Шрейдер) Тезаурусы в методике преподавания иностранных языков Тезаурусы в методике преподавания иностранных языков Тезаурусы научных дисциплин – учебные пособия (социология, лингвистика, биология и т.д.) Тезаурусы научных дисциплин – учебные пособия (социология, лингвистика, биология и т.д.) Мнемотехника Мнемотехника
8 ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА = ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС = НЕПРЕРЫВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: НЕПРЕРЫВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ Понимание тождественности этих понятий необходимо для построения более-менее стройного обоснования компетентностного подхода в высшем образовании
9 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС = ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА
10 ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ? ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА И ВУЗа НА ОСНОВЕ ДОГОВОРА С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
11 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА И ВУЗА СТУДЕНТ характеристики мышления характеристики самостоятельности базовые компетенции форма обучения ВУЗ тип учебного заведения общие правила построения образовательного процесса (университетский дискурс) история и традиции данного вуза качество образовательного процесса ДОГОВОР
12 ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ Учреждение, созданное для осуществления ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – совместной интеллектуальной деятельности по освоению и развитию ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗ предлагает услугу – доступ к участию в образовательном процессе
13 ДОГОВОР Договор определяет степень ДОСТУПА студента к участию в образовательном процессе, осуществляемом данным вузом Это значит, что студент имеет право находиться на территории вуза, посещать занятия, пользоваться библиотекой, получать консультации преподавателей. Договор определяет обязанности студентов и преподавателей по отношению друг к другу и к образовательному процессу
14 ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА = НЕПРЕРЫВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
15 СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСКУРС ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА ТЕЗАУРУС
16 ДИСКУРС Тематическая семантическая конструкция в единстве с современным ей контекстом. Тематическая семантическая конструкция в единстве с современным ей контекстом. Определяет логику и способы построения смысла в рамках данной тематики. Определяет логику и способы построения смысла в рамках данной тематики. Конструкции дискурса задают границы коммуникации и организуют мышление, познавательную и коммуникативную деятельность, выражая тем самым власть субъекта дискурса и управляя (манипулируя) объектом. Конструкции дискурса задают границы коммуникации и организуют мышление, познавательную и коммуникативную деятельность, выражая тем самым власть субъекта дискурса и управляя (манипулируя) объектом.
17 ДИСКУРС ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ Образовательная программа представляет собой НАБОР ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИК, т.е. НАБОР НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН (КУРСОВ), которые вы будете изучать
18 ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА Это непосредственная и непрерывная реализация определенных дискурсов во множестве текстов и коммуникативных событий в разном контексте и в разных ситуациях. Это непосредственная и непрерывная реализация определенных дискурсов во множестве текстов и коммуникативных событий в разном контексте и в разных ситуациях. Дискурсивная практика является процессом развития и изменения дискурса в процессе КОММУНИКАЦИИ. Дискурсивная практика является процессом развития и изменения дискурса в процессе КОММУНИКАЦИИ. Научные дисциплины могут быть представлены как дискурсивные практики Научные дисциплины могут быть представлены как дискурсивные практики
19 ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА Любая дискурсивная практика основана на ТЕЗАУРУСЕ и на формах построения смысла в данном дискурсе (на принятых, традиционных для данной темы КОГНИТИВНЫХ СХЕМАХ)
20 Изучение научной дисциплины как дискурсивная практика Имея доступ к образовательному процессу, студент МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ОСВОЕНИИ И РАЗВИТИИ ДАННОЙ ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАЦИИ (т.е. "изучать данную научную дисциплину"): общаясь с преподавателями: общаясь с преподавателями: на аудиторных занятиях; на аудиторных занятиях; вне аудиторных занятий; вне аудиторных занятий; общаясь с другими студентами; общаясь с другими студентами; работая с методическими пособиями; работая с методическими пособиями; саморефлексируя (общаясь с самим собой). саморефлексируя (общаясь с самим собой).
21 Матрица построения самостоятельных и контрольных заданий по темам курса Учащийся - преподавате ль Учащийся – другие учащиеся Учащийся – авторы метод. материалов Само- рефлексия Чтение Говорение Аудиро- вание Письмо
22 Подготовка к семинару: Необходимо создать тезаурус-минимум: занести изученные понятия и термины в таблицу, разбив их предварительно по темам (не менее 8 тем, но можно и больше – до тем). Темы можно называть произвольно, опираясь на записи в Вашем словаре, на названия тем в Программе курса, названия лекций, названия разделов и параграфов учебников. Так как тезаурус создается в учебных целях, он не обязательно должен быть максимально полным и исчерпывающим. Достаточно указать 5-7 понятий для каждой выбранной темы (понятия не должны повторяться! Если Вы сомневаетесь, в какую тему отнести понятие, выбирайте только одну тему!). СЕМИНАР ПО РАБОТЕ С ТЕЗАУРУСОМ ДИСЦИПЛИНЫ
23 КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНЫМ ТЕЗАУРУСОМ разбить текст на части (темы, подтемы, смысловые блоки, логические блоки) выписать базовые понятия, характерные для каждой части текста, найти их определения- дефиниции (дефиниции можно выписывать в отдельный словарь, ведущийся по алфавиту) для базовых понятий определить второстепенные, зависимые от них понятия создать тезаурус данного текста (темы)
24 ФОРМА ЗАПИСИ ПОНЯТИЙ В ТЕЗАУРУС – вариант дерева ТЕМА 1 –БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ 1.1 ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ,ФРАЗА ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ФРАЗА и т.д. –БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ 1.2 ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ФРАЗА ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ФРАЗА и т.д. ТЕМА 2 –И Т.Д.
25 ФОРМА ЗАПИСИ ПОНЯТИЙ В ТЕЗАУРУС – вариант таблицы Тема 1. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 2. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 3. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 4. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 5. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 6. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 7. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 8. Название темы понятие 1 понятие 2 …
26 Работа на семинаре. Преподаватель предлагает студентам объяснить различные виды взаимосвязей между понятиями и терминами. В ходе обсуждения необходимо объяснить взаимосвязь основных изученных понятий. Иерархическая взаимосвязь (связь понятия с названием темы). Логическая взаимосвязь (логическая связь понятий из разных тем). Ассоциативная взаимосвязь (связь понятий из разных тем по ассоциации). СЕМИНАР ПО РАБОТЕ С ТЕЗАУРУСОМ ДИСЦИПЛИНЫ
27 Индикатором знания студентом предложенной проблематики является использование базовой лексики курса: понятий и терминов, названий теорий и фамилий ученых, исторических этапов развития теории науки, названий стран и регионов, различных фактов и статистических данных. Студенту предлагается после ответа подчеркнуть в тексте использованные элементы базовой лексики курса, а также упомянутые теории и закономерности, а затем выписать их внизу в строчку. Правила написания ответа на контрольный проблемный вопрос (в ходе письменной контрольной работы)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.