Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемecsocman.hse.ru
1 Символический интеракционизм Интеракционизм - направление в психологии, характеризующееся тем, что основой общения признается способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные действия
2 «символическая интеракция» – особый вид интеракции, которая осуществляется людьми. Люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. «символическая интеракция» – особый вид интеракции, которая осуществляется людьми. Люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям.
3 Г. Беккер выделяет три основных значения понятия взаимодействия а) Взаимодействие как взаимовлияние индивидов предполагается, что поведение индивида представляет собой непосредственную реакцию на поведение другого.
4 б) Взаимодействие, предполагающее опосредствующую роль символов речь идет о так называемом символическом взаимодействии в) Взаимодействие как Self-process утверждается, что индивид не только находится в постоянном взаимодействии (коммуникации) с другими, но и постоянно взаимодействует с самим собой. Мышление есть процесс взаимодействия индивид сообщается сам с собой «из перспективы другого».
5 Дж.Г. Мид и Дж. Морено Г. Блумер: В противоположность традиционному подходу Мид показал, что «человеческая групповая жизнь явилась сущностным условием возникновения сознания, разума, мира объектов, человеческих существ как организмов, обладающих «Я», и человеческого поведения в форме конституированных актов».
6 В круг проблем, объединяемых в понятии социального опыта, Натансон включает: организм, «Я», индивид, личность; общество, группа, среда, ситуация, взаимодействие, процесс, активность, объект, образ, феномен; познание, интуиция, понимание, воображение; и т.д. ЖЕСТ
7 Во взаимодействии возникают: Сознание (мышление) Сознание (мышление) Самосознание Самосознание Личность, личностное я (self) Личность, личностное я (self) Язык (значение, символы) Язык (значение, символы) Общество и социальные институты Общество и социальные институты Несимволическое взаимодействие характеризуется непосредственным реагированием индивидов на жесты и действия Символическое взаимодействие – ответное действие на жест, опосредовано смыслом, заданным интерпретацией жеста или действия
8 Жест служит начальной фазой индивидуального действия и в ходе взаимодействия выступает в качестве стимула, на который реагируют другие его участники. Жест является символом, ибо предполагает наличие некоего референта, «идеи», соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида.
9 Ч. Моррис: «Индивид должен знать, о чем он сообщает. Он сам, а не только тот, кто реагирует, должен быть способным интерпретировать значение своего собственного жеста... Благодаря использованию значимых символов индивид «принимает роль другого» в процессе выработки и осуществления собственного поведения...
10 Недостатки и ограничения: 1) асоциологичность: центральные категории социальной психологии Мида остались расплывчатыми, неясными. 2) теснейшим образом связанный с первым, антиисторизм концепции Мида. 3) отсутствие в концепции Мида анализа содержательного аспекта взаимодействий.
11 Мид так характеризует взаимоотношение этих элементов «Я»: «me» вопрос, задача, поставленная обществом: «I» ответ. Мид так характеризует взаимоотношение этих элементов «Я»: «me» вопрос, задача, поставленная обществом: «I» ответ. Морено: «Ролевое поведение, предшествует возникновению «Я». Роли не возникают из «Я», но «Я» может возникнуть из ролей. Фактор спонтанности (S-factor) может породить жест, даже если еще нет «Я» и социального «другого», нет языка и социальной машинерии для коммуникации жеста».
12 Психодрама добавляет к орудиям социального исследователя новые... глубинные акционистские методы», двух типов: психодрама, имеющая дело с межличностными отношениями и личными «идеологиями»; психодрама, имеющая дело с межличностными отношениями и личными «идеологиями»; социодрама, имеющая дело с межгрупповыми отношениями и коллективными идеологиями. социодрама, имеющая дело с межгрупповыми отношениями и коллективными идеологиями.
13 Теоретическая концепция Мида: видение мира в символическом интеракционизме предполагает общество (даже в самых стабильных его проявлениях) как процесс, как постоянное порождение, возникновение, становление. Это одна из важнейших черт, выделяющих символический интеракционизм в единое своеобразное теоретическое направление.
14 Существенные различия в концепциях Мида и Морено – специфика видения социального мира Мид – ключевое понятие – «символ» Мид – ключевое понятие – «символ» Морено – метафорический образ общества как «драмы». Морено – метафорический образ общества как «драмы».
15 «Символический» подход «символ» - символом считается физический или идеальный объект, отсылающий к другому, свидетельствующий о другом объекте, «символом которого» он является. «символ» - символом считается физический или идеальный объект, отсылающий к другому, свидетельствующий о другом объекте, «символом которого» он является.
16 Образ человека в символическом интеракционизме это образ активного деятеля. «Я» для Блумера, так же как и для Мида, есть процесс бесконечной рефлексии, диалога с самим собой.
17 Кун «Я» для Куна - совокупность интернализованных установок группы (аналог мидовской подсистемы «me»). Эти установки групповые нормы являются основой четко фиксированной, стабильной, жесткой групповой структуры, структуры ролей, полностью и однозначно детерминирующей индивидуальное поведение. Общество в теоретической системе Куна лишено развития, индивид активности.
18 теоретическому континууму «процесс структура» соответствует методологический континуум «понимание объяснение» шесть методологических принципов символического интеракционизма (Н. Дензин)
19 1. необходимость учета обеих форм поведения – явного и скрытого; 2. «личностный» принцип – исследователь должен рассмотреть взаимодействие с точки зрения самих взаимодействующих, воспроизводя процесс приписывания значений объектам и личностям, а также процесс «кристаллизации», стабилизации значений в ходе формализации взаимодействия.
20 3. следует из второго принципа. Именно «принятие роли другого» (т.е. исследуемого) позволяет социологу связать субъективные значения и символы исследуемого индивида с групповыми и институциональными структурами, обеспечивающими соответствующие символические перспективы. 4. принцип касается ситуационных аспектов взаимодействия. 3. следует из второго принципа. Именно «принятие роли другого» (т.е. исследуемого) позволяет социологу связать субъективные значения и символы исследуемого индивида с групповыми и институциональными структурами, обеспечивающими соответствующие символические перспективы. 4. принцип касается ситуационных аспектов взаимодействия.
21 4. Ситуация должна рассматриваться как значимая переменная 5. Поскольку для социальной жизни, согласно точке зрения символического интеракционизма, характерно наличие как процессуального, так и структурного аспектов, исследовательские стратегии должны отражать оба эти аспекта. 6. принцип касается типа теории, формулируемой в символическом интеракционизме.
22 «Драматический» подход Символический интеракционизм лишается смысла, если символ отождествляется со звуком или словом. В противоположность символизму драматизм стремится рассматривать символические системы как медиум, посредством которого выявляются некоторые вне лежащие силы или явления.
23 Явление социального взаимодействия в драматической модели концептуализируется согласно так называемой пентаде Бёрка. Выделяются следующие элементы взаимодействия в конкретной ситуации: акт, сцена, агент, цели, средства (act, scene, agent, purposes, agencies)
24 Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, С Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, С Блумер (Blumer) Герберт (род. в 1900 г.) американский социолог и социальный психолог, ученик и последователь Дж. Мида, профессор социологии Чикагского (с 1947 г.) и Калифорнийского (с 1952 г.) университетов, основатель так называемой «Чикагской школы» символического интеракционизма, наиболее ортодоксально следующей идеям Дж. Мида.
25 Нелин Д.В. Об экономической роли отношений реципрокности // html html html Реципрокность – движение предмета обмена на основах взаимности между субъектами, принадлежащими к симметричным группам. При этом предоставление какого-либо блага не подразумевает обязательного немедленного ответного движения благ, то есть фактически отношения реципрокности означают периодический обмен дарами.
26 виды реципрокности 1. Генерализованная реципрокность – такие трансакции, которые предполагают альтруистичность, в их рамках оказывается помощь и, если есть возможность и необходимость, следует ответная помощь.
27 2. Сбалансированная реципрокность – означает непосредственный обмен эквивалентными ценностями без отсрочки или в пределах ограниченного и довольно короткого временного периода. Сбалансированная реципрокность имеет менее персонифицированный характер, чем генерализованная. 3. Негативная реципрокность – попытка безвозмездного получения определенных благ, к ней относятся такие формы присвоения и трансакций, которые осуществляются ради чисто утилитарных выгод.
28 В работах по этнологии отмечается, что основной целью существования реципрокного обмена является установление или подтверждение социальных связей индивидов или групп особые экономические функции реципрокности: 1) обеспечение прав собственности; 2) поддержание социального статуса; 3) страхование в экстремальных ситуациях
29 1) Обеспечение прав собственности Реципрокные отношения доминируют в традиционных обществах в рамках исключительной коммунальной собственности на ресурсы. В догосударственных обществах права собственности могут обеспечиваться следующими путями:
30 исключение из прав силовым путем или угрозой применения силы; исключение из прав силовым путем или угрозой применения силы; наличие такой системы ценностей, которая оказывают воздействие на стимулы поведения субъектов и снижает издержки исключения из прав; наличие такой системы ценностей, которая оказывают воздействие на стимулы поведения субъектов и снижает издержки исключения из прав; обычай или обычное право. обычай или обычное право.
31 2) Поддержание социального статуса. 3) Страхование в экстремальных ситуациях. Отношения реципрокности можно считать доминирующими на начальных этапах развития общества. В дальнейшем, вместе со становлением государства основными типами координации экономической деятельности стали рынок. Отношения реципрокности можно считать доминирующими на начальных этапах развития общества. В дальнейшем, вместе со становлением государства основными типами координации экономической деятельности стали рынок.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.