Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемduncker.cogdevelopment.com
1 Когнитивные механизмы влияния эмоциональных состояний на креативность Абисалова Елизавета, Институт психологии, РГГУ
2 Механизмы аффективных влияний на креативность Когнитивные механизмы: повышение распределяемости внимания или активация участков семантической сети, связанных с определёнными эмоциями (Isen, 2004). Метакогнитивные механизмы: стратегии решения мыслительных задач и выполнения заданий на креативность. Они могут различаться по мотивационному фактору, по цели, которую ставит себе человек, и по различным параметрам заданий, на которые ставится акцент.
3 Martin et al.,1993 «правило удовольствия» - испытуемые работают над заданием до тех пор, пока им приносит это удовольствие и сохраняется интерес к заданию. Значительно чаще встречается при положительном настроении «правило достаточности» - испытуемые работают до тех пор, пока не напишут достаточно качественных, на их взгляд, ответов, и не ориентируются на свое состояние. Значительно чаще встречается при отрицательном настроении
4 Общая гипотеза исследования Параметры эмоционального состояния - валентность и уровень активации оказывают различное влияние на показатели креативности, как количественные, так и качественные
5 Экспериментальные гипотезы валентность эмоционального состояния связана с 1.количественными показателями креативности, т.е. с беглостью и гибкостью (эти показатели будут выше при отрицательных эмоциях) 2.качественными (оригинальность будет также выше при отрицательных эмоциях) уровень возбуждения – только с количественными показателями (высокое возбуждение будет соответствовать более высоким показателям беглости и гибкости) влияние эмоционального состояния опосредуется уровнем эмоционального интеллекта
6 Выборка 64 человека в возрасте от 15 до 24 лет (М=18,36, S=2,34), 33 студента и 31 учащийся классов.
7 Материалы: 1. Измерение ЭИ: Опросник ЭмИн (Люсин, 2006) Видеотест на эмоциональный интеллект Люсина и Овсянниковой (Люсин, 2006; Овсянникова, 2007) 2. Методики на креативность: Фигуративный тест Торренса из батареи тестов ТТСТ Новая методика на Эмоциональную креативность ЭмКреа 3. Эмоциональное состояние индуцировалось методом автобиографических воспоминаний.
8 План эксперимента Положительная валентность Отрицательная валентность Высокая активация Восторг и бурная радость Гнев и ярость Низкая активация Спокойное приятное состояние Печаль и уныние
9 Методы статистической обработки данных критерий Крускала – Уоллиса: оценка различий между показателями креативности по каждому из четырех заданий в методике на эмоциональную креативность критерий Манна – Уитни: оценка различий отдельно для каждой из двух независимых переменных, между показателями креативности по тесту Торренса и по методике ЭмКреа, также для групп, различающихся по валентности эмоционального состояния, и для групп, различающихся по уровню активации эмоционального состояния. двухфакторный дисперсионный анализ: оценка влияния каждого из параметров индуцируемого состояния (валентности и активации) на решение методик на креативность
10 Результаты никаких влияний эмоциональных состояний на показатели креативности по тесту Торренса выявлено не было было обнаружено влияние эмоциональных состояний на показатели эмоциональной креативности
11 При низкой активации валентность понижает оригинальность по методике ЭмКреа
12 При низкой активации валентность понижает гибкость по методике ЭмКреа
13 Отрицательная валентность повышает беглость и гибкость по первому заданию ЭмКреа
15 Во 2-м задание ЭмКреа на гибкость оказывает влияние взаимодействие валентности и активации
16 Роль эмоционального интеллекта во влиянии эмоционального состояния на креативность У испытуемых с высокими показателями по видеотесту высокие значения взаимодействия валентности и активации по беглости (р=0,015), гибкости (р=0,004) и оригинальности (р=0,084) методики ЭмКреа У испытуемых с низкими показателями по видеотесту высоко влияние валентности на беглость (р=0,004) и гибкость (р=0,001) методики ЭмКреа У испытуемых с низкими значениями по МЭИ высоко влияние валентности на беглость (р=0,020) и гибкость (р=0,033) и активации на беглость (р=0,013) и гибкость (р=0,008) методики ЭмКреа
17 Выводы оба параметра эмоциональных состояний – валентность и активация - действительно оказывают влияние на различные показатели креативности, и их влияние неодинаково. Отрицательная валентность соответствует более высоким показателям оригинальности по вербальному тесту креативности, положительная – низким, тогда как активация не оказывает влияния на оригинальность. Количественные показатели креативности по невербальному тесту Торренса активация повышает, а по ЭмКреа – понижает
18 Валентность увеличивает количественные показатели по ЭмКреа и не влияет на показатели Торренса. Отрицательная валентность увеличивает количественные показатели креативности и оригинальность за счет большей критичности испытуемых к своим идеям. У испытуемых с отрицательной валентностью более высокие количественные показатели креативности, но различия по уровню активации не выявилось Активация незначительно повышает количественные показатели по тесту Торренса, но и эти результаты не достигли уровня статистической значимости
19 ЭИ и креативность У испытуемых с высокими показателями по видеотесту наиболее высокие значения взаимодействия валентности и активации по всем показателям креативности методики ЭмКреа. У испытуемых с низкими показателями по видеотесту, напротив, высоко влияние валентности на количественные показатели (беглость и гибкость) методики ЭмКреа, а активация не оказывает никакого влияния. У испытуемых с низкими значениями по МЭИ высоко влияние валентности и активации на количественные показатели креативности по методике ЭмКреа, но нет влияния их взаимодействия.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.