Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемikrm.uspu.ru
1 Метод(от греч. «путь исследования, теория, учение») - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
2 Методы исследования - это инструменты научного познания, с помощью которых мы познаем истину, открываем закономерные связи явлений.
3 Требования к методам: методы исследования должны соответствовать целям и задачам, специфики решаемой проблемы, субъектному опыту исследователя. Чем правильнее выбраны методы, тем точнее результат.
4 Классификация методов исследования: 1. На основе этапов исследования: накопление фактов (анализ литературы, документов, опрос, наблюдение и т.д.); обобщение и осмысление собранных фактов (сравнительно-исторический и причинно-следственный анализ, моделирование, мысленный эксперимент); методы проверки гипотез ( эксперимент, опытная работа).
5 Классификация методов исследования: 2. На основе характера процесса познания: теоретические – способствуют систематизации и обобщению знаний, уточнению эмпирически выработанных принципов и понятий, терминологии: обеспечивают разработку научной теории как логически структурированных знаний об объективных законах действительности. эмпирические – обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходных данных изучаемых явлений для создания научной теории.
6 Виды теоретических методов исследования: сравнительно-исторический анализ – метод, в котором выявляется общее и специфическое в сравниваемых явлениях в различные периоды их развития. Основными задачами этого метода являются: выявление и сравнение этапов (уровней ) развития исследуемого явления; выяснение условий развития явления; демонстрация динамики взглядов на рассматриваемое явление; установление изменений, произошедших в изучаемых явлениях в сравниваемые периоды; выявление факторов долговременного действия, обеспечивающих общую тенденцию изменения исследуемого явления; объяснение процесса «рождения» понятия.
7 Причинно-следственный анализ - метод, устанавливающий детерминированную условиями причинно-следственную зависимость между исследуемыми явлениями. Основная задача: в обилии изучаемых явлений определить их главные, внутренние причины, характеризующиеся сущностными, глубинными процессами, лежащими в основе явлений; осознание происхождения исследуемого явления и его роль в ряду других, сходных явлений.
8 Восхождение от абстрактного к конкретному - метод, заключающийся в движении мысли от одностороннего знания ко все более полному и всестороннему раскрытию сущности исследуемого явления. Задача: движение научно-познавательного процесса от менее содержательного знания к более содержательному.
9 Генетический метод - метод, исследующий возникновение и становление развивающихся явлений. Предполагает анализ некоего исходного состояния явления и выведение из него последующих состояний. Задачи: проследить за возникновением явления; определить его исходное состояние; охарактеризовать последовательность изменения на различных ступенях его развития; выявить тенденции явления в процессе становления.
10 Формализация - метод отражения результатов мышления в абстрагируемых от конкретного содержания точных понятиях или утверждениях. Задача: обобщение различных по содержанию сторон изучаемых явлений и полном абстрагировании от этого содержания; помогает создать соответствующую структуру теории; анализ, уточнение и развертывание научных понятий.
11 Моделирование - метод исследования объектов познания на их моделях. Это построение и изучение моделей реально существующих управленческих процессов и явлений для определения (улучшения) их характеристик. Задачи: помогает систематизировать знания об изучаемых явлениях и процессах; намечает характер связей между элементами явлений; открывает возможности для создания более совершенных классификаций; обнаруживает недостатки в анализе внешних и внутренних связей; помогает глубокому раскрытию содержания изучаемых явлений; определяет тенденции их развития.
12 Мысленный эксперимент - способ (метод) мышления, при котором явления действительности исследуются абстрактно, на идеализированных объектах. Задача: построение соответствующего искусственного, формализованного, научного языка.
13 Эмпирические методы исследования: Лонгитюдный метод – многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. Наблюдение – метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия. Методы опроса – это способы получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (с помощью опросника-анкеты) общения исследователя с испытуемым.
14 Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Интервью – разновидность беседы. В беседе происходит взаимный обмен информацией, а в интервью исследователь только задает вопросы, не высказываясь по их сути, а респондент отвечает. Письменный опрос – анкетирование. Осуществляется с помощью анкет. Анализ продуктов деятельности заключается в психологическом изучении результатов учебно- профессионального труда обучаемых: графических документов (чертежей, схем, проектов), различных поделок, технических устройств, производственных изделий и т.п.
15 Метод эксперимента - получение нового научного знания в контролируемых и управляемых условиях. Количественный анализ документа - «контент-анализ» - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в котором в соответствии с целями исследования выявляются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.
16 Психобиография – метод психологического изучения жизненного пути конкретных лиц. Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. К методам обработки количественных данных относятся статистические приемы подведения итогов исследования, выявления определенных связей между ними, проверки достоверности выдвинутой гипотезы. Математическая обработка результатов обеспечивает доказательность (репрезентативность) исследований.
17 Этапы подготовки научной публикации: Формулирование названия публикации. Написание аннотации. Написание научной статьи. Редактирование научной продукции.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.