Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbigpi.biysk.ru
1 Ребенок - непризнанный гений средь буднично серых людей. М. Волошин Дифференциация обучения на уроках математики как условие развития личности школьника Кузнецова С.А., заместитель директора по УВР, учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Бийска
2 Содержание Введение Актуальность Теоретическая база Педагогическая идея Технология Литература МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Бийска
3 С течением времени изменяются условия жизни общества – экономические, политические, социальные. Изменяются и требования общества к образованию. В современном мире востребованы активные люди, которые не боятся перемен, умеющие сделать осознанный выбор и нести ответственность за него, способные работать в группе, открытые другому мнению, знающие себя и свои возможности. В настоящее время дифференциация обучения является неотъемлемой стороной учебного процесса. Это связано с тем, что современные гуманистические подходы к образованию предполагают выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей, и в первую очередь личности ребенка как высшей, уникальной человеческой ценности ; ориентация на желаемый образ выпускника школы, которому присущи высокий культурный уровень, нравственность, образованность, гражданственность, владение навыками самообразования, креативность, физическое здоровье.
4 Какие педагогические условия создать для развития личности школьника, мотивации успешности в дальнейшем самоопределении в жизни, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе? Обучение всех по единой программе не позволяет получить ребенку образование на уровне его интеллектуальных возможностей; Все учащиеся, без какого-то ни было исключения, могут учиться; Обучение без мотивации и веры в успешность невозможно;
5 Дифференциация, адаптируя учебный процесс к особенностям ученика (его интересам, способностям, специфике мыслительной деятельности), тем самым создает благоприятные условия обучения, а значит развития личности. Цель: использование преимуществ технологии внутренней дифференциации, которая обеспечивает каждому школьнику возможность достижения планируемых результатов с учетом его индивидуальных особенностей.
6 первостепенные задачи в реализации дифференциации: выявление и выдвижение на первый план гуманистических идей дифференцированного обучения; прогнозирование и сглаживание негативных сторон воздействия дифференциации на личность школьника.
7 Дифференциация понимается как средство максимального развития способностей личности, повышения качества образовательного процесса. В условиях дифференциации учебный процесс становится более эффективным для ученика, более комфортным, так как учитываются индивидуальные особенности личности. Направленность на раскрытие индивидуальности каждого ученика, акцент на уникальность развивающейся личности являются характерными чертами дифференцированного подхода к обучению. Дифференциация обучения повышает мотивацию, рост которой тесно связан с показателем удовлетворенности учащимися учебным процессом.
8 DIFFERENCE (латинское) – разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения
9 Цели дифференциации обучения Обеспечение каждому учащемуся возможностей максимального развития его способностей, склонностей, раскрытия собственной индивидуальности. Создание условий для овладения каждым школьником базовым содержанием образования на новой мотивационной базе. Целенаправленное воздействие на формирование индивидуального, творческого, профессионального потенциала общества.
10 Внешняя дифференциация – создание относительно стабильных групп, в которых различаются содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования (гимназические, профильные классы, кружки, факультативы, курсы по выбору, элективные курсы, проектирование и т.д.) Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в достаточно большой группе, подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп (задания различного уровня сложности, дозировка помощи учителя ученикам, углубление и расширение, корректировка знаний и т.д.)
11 Один из путей к успеху - создание модели внутренней дифференциации, учитывающей интересы каждого ребенка. Гуманистическая ориентация Решение задач социализации через самопознание, самораскрытие, саморазвитие Адаптационно-развивающий характер, направленный на поиск возможных сфер самореализации
12 Форма обучения – внутриклассная дифференциация ( на основе технологии Н.П. Гузика) Три типа программ (заданий) различной степени сложности («А», «В», «С»); Мотивация успешности (ситуации успеха); Организация дифференциации на всех этапах урока; Сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных работ; Создание оптимальных условий интеллектуального развития личности
13 Создание благоприятных условий для развития способностей учащихся, формирование сознательного отношения к саморазвитию, способствующему воспитанию у школьников позитивных качеств личности через создание модели внутриклассной дифференциации
14 Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать. Франсуа де Ларошфуко Уменьшение отставания каждого школьника от уровня своих возможностей, повышение уровня сформированности ЗУН и содействие реализации учебных программ. Развитие логического мышления, креативности. Создание условий для развития интереса и способностей каждого ученика как неотъемлемых составляющих развития личности. Задачи, реализующиеся на протяжении всего урока:
15 Формирование мотивации познавательного интереса - Этап подготовки к восприятию нового или при опережающем обучении; -Содержание учебных материалов должно удовлетворить и различным характерам, и разным направленностям познавательных интересов; -Разумное сочетание групповой и индивидуальной форм работы; - Включение в содержание домашних заданий;
16 Изучение нового материала -Проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый на доступном для него уровне (возможность избежать «дискомфортности»); - Наиболее эффективное, но и наиболее трудоемкое троекратное объяснение, позволяющее держать в поле зрения всех учеников, работать с ними на протяжении всего урока.
17 Формирование умений и навыков, закрепление и систематизация изученного Задания с наличием образца Задания со вспомогательными вопросами Задания, в которых выполняются только отдельные части Задания с теоретическими справками Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями
18 «лестница трудностей» (система последовательных упражнений) Базовое повторение (заполнение пробелов в теоретическом материале, разъяснение недочетов и ошибок) Проверка усвоения пройденного ( четыре режима: «самоконтроль», дозированная помощь учителя, «подсмотреть» у соседа, помощь товарищу) Самостоятельные и контрольные работы (три вида: решение по образцу, выделение нужного ответа или поэтапная проверка, работа с дополнительным материалом)
19 Как показывает опыт работы, дифференциация активизирует стремление детей к знаниям. Школьники чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются с самоорганизации учебного труда, самостоятельности в принятии решении, стремятся к самовыражению, самопознанию. Дифференцированное обучение не решает многих проблем в образовании, но при правильной организации оно полезно для достижения достаточно высоких результатов в создании условий развития личности школьника и ее адаптации в обществе.
20 литература 1. Гузик Н.П. Учить учиться. – М., Днепров Э.Д. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. // Сборник нормативных документов. Математика. – М., Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. Дифференциация в обучении математике. // Математика в школе. – 1990, 4 4. Дьяченко В. Обучение по способностям. // Народное образование. – ,3 5. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику. - М., Куприянович В.В. Изучение способностей направляет дифференциацию. // Математика в школе. – 1991, 5 7. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М: Центр «Педагогический поиск», Миндюк М.Б. Составление и использование разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися. // Математика в школе.–1991, 3 9. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М: Издательство «Институт практической психологии» НПО «МОДЭК», Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. – Ярославль, Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Унт И. Индивидуализация и дифференциация образования. – М, Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М., 2000
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.