Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемzavuch.info
2 Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII вида Из опыта работы учителя нач. классов Таганрогской коррекционной школы VIII вида Беляевой И. П.
3 Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
4 «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» В. А. Сухомлинский
5 Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются: способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
6 Повышение психолого-педагогической грамотности родителей Оптимизация детско-родительских отношений Поддержка и повышение социального статуса семей Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления. Направления воспитательной работы школы VIII вида с семьями обучающихся
7 вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех; поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с УО; важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах. Специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям:
8 В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
9 Воспитательная модель
10 Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями Психолого- педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания и другие) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс ( дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; шефская помощь) Участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом (участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета; участие в работе общественного совета содействия семье и школе)
11 Индивидуальные Групповые Коллективные Формы связи школы и семьи посещение на дому приглашение в школу индивидуальные консультации педагога переписка родительский лекторий тематические консультации классные детские мероприятия родительские вечера классные родительские собрания общешкольные родительские собрания дни открытых дверей концерты выставки учебных работ творческие отчеты
12 Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
13 Индивидуальные формы
14 Посещение семьи Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.
15 При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила: проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов; исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения; беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи; не предъявлять претензий к родителям; всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника; советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи; договариваться о конкретных совместных делах; не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
16 Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе. Приглашение в школу
17 Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). Индивидуальные консультации, беседы
18 В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
19 Переписка с родителями Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки доброжелательный тон, радость общения. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.
20 Анкетирование Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября. Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала сведения о родителях, о занятости и состояние здоровья учащихся, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
21 Групповые и коллективные формы
22 Практикумы это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей
23 Открытые уроки Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе. В нынешнем учебном году я разрешила присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми для их более успешной адаптации, а также с детьми с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, аутизмом и пр.
24 Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив
25 Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого- педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д.
26 Родительские собрания o Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания - 2 раза в год. o Классные родительские собрания – 4-5 раз в год. На классных родительских собраниях обсуждаются: задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
27 Классные родительские собрания Возрастные особенности младших школьников», «Режим дня школьника», Проблемы адаптационного периода обучающихся подготовительного класса», «Игра в обучении ребенка», «Ребенок и природа» и др. В начале года проводятся собрания для родителей вновь поступивших детей, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего обучения в школе. Тематика собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например:
28 Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа.
29 Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.
30 Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.
31 Классные детские мероприятия. Организация совместных досуговых мероприятий. Формы досуга: совместные праздники, дни именинника; подготовка концертов, посещение концертов и спектаклей; соревнования, конкурсы. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
32 План работы с родителями обучающихся подготовительного класса на уч. год
33 Сроки проведения ТематикаДата Сентябрь1. Родительское собрание «Давайте познакомимся» 2. Анкетирование родителей. 3. Выборы родительского комитета и планирование его деятельности. 4. Индивидуальные беседы «Особенности адаптационного периода». Октябрь1. Посещение семей учащихся. 2. Индивидуальные консультации и беседы. 3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника». 4. Утренник «Праздник урожая» 5. Родительское собрание «Итоги первой четверти» Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Ознакомление с портфолио обучающихся).
34 Сроки проведения ТематикаДата Ноябрь1. Посещение семей учащихся. 2. Групповая консультация-беседа «Роль семьи в формировании личности ребенка». 3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника». 4. Утренник «Осень» 5. Индивидуальные беседы. 6. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО. Декабрь1.Индивидуальная работа с родителями. 2. Совместное творческое дело «Готовимся к Новому году» 3. Родительское собрание «Итоги первого полугодия». Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Портфолио обучающихся). 4. Новогодний утренник
35 Сроки проведения ТематикаДата Январь1. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника». 2. Индивидуальные консультации и беседы. 3. Групповая консультация-беседа «Режим дня ребенка» Март1. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника». 2. Праздник «Масленица» 3. Индивидуальные консультации и беседы. 4. Родительское собрание «Итоги третьей четверти» Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Портфолио обучающихся). Февраль1. Посещение семей учащихся. 2. Индивидуальные консультации и беседы. 3. Родительское собрание «Роль семьи в формировании школьных успехов ребенка».
36 Сроки проведения ТематикаДата Апрель1. Посещение семей учащихся. 2. Индивидуальные консультации и беседы. 3. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО. Май1. Индивидуальные консультации и беседы. 2. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Портфолио обучающихся). 3. Итоговое родительское собрание. Организация летнего отдыха детей.
37 Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе. Заключение
38 «Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми». (Антон Семёнович Макаренко)
39 Источники шаблонов и картинок: Якушевская Юлия Сергеевна МОУ «Кадетская школа-интернат 9» города Омска Учитель информатики Сайт конкурса При оформлении слайдов использовала векторный редактор Xara Xtreme Pro 5 и векторный клипарт. 1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, с. 2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семья и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.: Медицина, – 55 с. 3. Дульнев Г.М. Учебно -воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, с. 4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. – М.: Педагогика, – 5-6 с. 5. Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся // Дефектология, с Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, с. 7. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М.: Просвещение, – 64 с. 8. Синева Л. А. учитель математики Основные направления и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей с нарушениями интеллекта. Статья. Сайт festival.1september.ru/articles/ Литература:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.