Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемthebestpsych.narod.ru
1 Выполнила : Студентка магистратуры, отделения психологии Король Наталья Валерьевна Научный руководитель : Шешко Сергей Михайлович 1
2 Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Введение Глава 1 Глава 1 Глава 2 Глава 2 Заключение 2
3 Ц ель р аботы : р ассмотрение в озможностей и спользования информационных т ехнологий в п сиходиагностическом процессе. К ак о бъект и сследования, к омпьютерная психодиагностика в ыступает в в иде э лементов т еории и технологии п рименения п ерсональных к омпьютеров в психологической д иагностике, я вляющейся о бластью прикладной п сихологии. 3
4 1.Компьютеризация нашего общества стремительно нарастает и носит характер необратимого процесса. 2.Развитие психологической науки в последние годы тесно связано с использованием компьютерных технологий. 3.В числе общепризнанных направлений результативного использования ПК в психологии стоят психодиагностические обследования. 4.Психодиагностические методики позволяют количественно выражать различные особенности людей, определяющие их внутреннее состояние и отношения с окружающим миром. 5.Важное значение в развитии экспериментальных психодиагностических методик имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации, позволяющие компактно хранить, быстро извлекать, оперативно и всесторонне анализировать и наглядно отображать экспериментальную информацию. 4
5 Компьютерная психодиагностика : история, специфика и перспективы развития 5
6 Этапы развития информационных технологий : Первый этап продолжался с 50- х и до начала 60- х годов. Характеризовался высокой себестоимостью машинных ресурсов, их экономным расходованием. Основной областью применения ЭВМ были сложные вычисления. Второй этап начался в середине 60- х и проходил до начала 80- х годов. Машинные ресурсы стали значительно дешевле и доступнее. Обработка информации на ЭВМ стала носить массовый характер. Третий этап начался с 80- х годов. Этот этап - этап персональных компьютеров. Особенность : широкое использование компьютеров не профессиональными программистами, а специалистами различного профиля и просто любителями. Факт появления в конце 80- х годов XX века всемирной информационной сети, обеспечивающей связь между компьютерами и получившей название « Интернет », можно рассматривать как начало нового четвертого этапа в развитии компьютерной технологии обработки информации. Этапы использования информационных технологий в психодиагностике : Использование ЭВМ в психодиагностике началось с первого этапа использования машинных технологий обработки информации. На первом этапе вычислительная техника применялась главным образом для обработки данных массового тестирования результатов массовых опросов. На втором этапе развития машинных информационных технологий проходила активная компьютеризация методик сбора психодиагностической информации. В числе первых таких методик были опросники, предполагающие фиксированный набор ответов. Были автоматизированы трудоемкие процедуры первичной обработки тестовой информации. С начала 70- х годов начали разрабатываться системы автоматизированного психодиагностического исследования, обеспечивающие тестирование, сбор, хранение и обработку данных. В ходе третьего этапа компьютерные психодиагностические методики и системы стали более разнообразными, результативными и доступными широкому кругу специалистов, занимающихся психологическими исследованиями в различных сферах деятельности. На четвертом этапе появляется возможность психологов оперативно получать через Интернет информацию о разработках психодиагностических методик и систем в различных странах независимо от местонахождения самого психолога - пользователя ПК. 6
7 Основные преимущества компьютерной психодиагностики : Высокая точность психодиагностических исследований. Возросшая скорость и возможности статистической обработки данных психодиагностики. Оперативность получения диагноза. Возможность применения динамической и полимодальной стимуляции. Применение тестовых стимулов в переменном порядке. Адаптивное тестирование. Активное использование фактора времени. Привлекательность самой процедуры компьютерной психодиагностики для испытуемых. Вариативность отображения результатов исследования. Экономия времени и средств Дополнительные возможности самообразования. Возможность проектирования психодиагностических методик. Отрицательные эффекты компьютерной психодиагностики : Эффект « психологического барьера » у диагноста. Психодиагносты, имеющие значительный опыт использования « ручных » психодиагностических методик, но не имеющие достаточного опыта в применении компьютерных методик, вполне могут не доверять полученным с помощью последних результатам. Эффект « психологического барьера » у обследуемых может стать следствием страха перед компьютером как новым техническим устройством с неизвестными возможностями. У кого - то он может ассоциироваться с « детектором лжи », кто - то может усомниться в конфиденциальности его ответов на вопросы, хранящиеся в компьютере. Эффект « сверх доверия » к компьютеру, т. е. любое заключение, полученное в результате использования компьютерной психодиагностической методики, не ставится под сомнение самим исследователем и обследуемым. Возникновение этого эффекта связано с отсутствием достаточных знаний об особенностях компьютерной психодиагностики. 7
8 Мероприятия, направленные на создание профессиональных компьютерных психодиагностических методик и систем. Организация взаимодействия и взаимопонимания психолога и программиста. Централизованное снабжение практических психологов бюджетных учреждений профессиональными компьютерными психодиагностическими методиками и системами. Постоянное сопровождение методик и систем коллективами психодиагностов и программистов. Цель такого сопровождения состоит в постоянном обновлении уже имеющихся методик и систем, в создании новых методик и систем. Отведение достаточного времени для проведения психодиагностики, организация адекватного режима труда и отдыха диагноста, способствующего профилактике преждевременного утомления. Решение вопросов обучения психодиагностов и обследуемых работе с компьютером. 8
9 Компьютерные психодиагностические методики и системы 9
10 Компьютерные психодиагностические методики, предназначенные для профессионального тестирования: варианты компьютеризации факторного личностного опросника Р. Кеттелла и MMPI. Компьютерные психодиагностические методики, предназначенные для самостоятельного использования всеми желающими, основное назначение которых не столько диагностика, сколько пропаганда психологических знаний и развлечение. "Интерактивный психологический театр "Тайны души" 10
11 автоматизирует все этапы тестирования от инструктажа и предъявления утверждений до получения интерпретации результатов с оценкой отношения испытуемого к тестированию, предполагаемым психиатрическим диагнозом и личностными характеристиками. обеспечивает сохранение и классификации протоколов обследований с последующей статистической обработкой. предусмотрен вывод 100 дополнительных шкал MMPI. хорошо зарекомендовала себя в клинической практике. 11
12 ввод и хранение результатов тестирования и автоматический перевод сырых оценок в шкальные в зависимости от пола и возраста испытуемого ; наглядное представление результатов тестирования в удобном для пользователя виде ; автоматическая компиляция сводной характеристики по результатам обследования, включающей описания наиболее выраженных факторов ; возможность сохранения заключения психолога, составленного на основе сводной характеристики, по каждому обследуемому ; возможность ограничения доступа к результатам тестирования с использованием паролей ; возможность объединения обследуемых в группы ; составление сводных таблиц по результатам обследований ; сортировка обследуемых в группе по различным показателям ; возможность использования различных нормативных таблиц для обработки результатов ; возможность создания собственных нормативных таблиц ( накопление статистических данных ); печать результатов тестирования ( сводной характеристики, личностного профиля и заключения психолога ), сохранение их в текстовых файлах ; удобный пользовательский интерфейс, контекстно - зависимая система справки, автоматическое сохранение текущих установок на диске при выходе из программы. 12
13 АРМ TESTER - ПСИХОЛОГ включает следующие компоненты : библиотеку проблемно - ориентированных психологических тестов ; средства автоматизированного дополнения библиотеки новыми компьютерными вариантами различных тестов ; возможность проведения нормирования шкал тестов для определенного контингента обследуемых ; развитые средства проведения компьютерного тестирования ; автоматизированную систему управления базой данных по результатам опросов ; различные варианты интерпретации имеющихся в системе данных ; программы статистической обработки результатов обследования. При проведении тестирования имеются следующие возможности : предназначена для проведения комплексных исследований передача информации из одного теста в другой, что позволяет использовать результаты одних тестов в качестве исходных данных для других тестов и использовать несколькими тестами одни и те же данные ; задание ограничений по времени на предъявление каждого рисунка, вопроса и всего теста ; задание " батареи " тестов, т. е. создание программы обследования ; учет пола и возраста испытуемого. 13
14 ролевая психологическая игра, первой целью которой является освоение искусства личностного самопознания, понимания своих проблем и проблем других людей. Вторая цель - осуществление, на основе самопознания, позитивного самоизменения, самосовершенствования личности. Третья цель - оказание положительного влияния на других людей. Являясь наукоемким продуктом, театр « Тайны души », тем не менее, не может быть использован для профессиональной психодиагностики и психотерапии. Предлагаемые в театре « Тайны души » психологические методики не предназначены для установления каких бы то ни было клинических диагнозов. Интерактивный психологический театр - своеобразный компьютерный аналог научно - популярной серии " Помоги себе сам ", т. е. - домашняя, мультимедийная, развивающая игра, доступная любому пользователю персонального компьютера. 14
15 В настоящее время существует большое количество компьютерных психодиагностических методик и систем, предназначенных как для профессионального тестирования ( варианты компьютеризации факторного личностного опросника Р. Кеттелла и MMPI, АРМ TESTER – ПСИХОЛОГ ), так и для самостоятельного использования всеми желающими ( Интерактивный психологический театр " Тайны души "). 15
16 Компьютеризация психодиагностических исследований объективно обусловлена и носит закономерный характер. Компьютерные психодиагностические методики по сравнению с традиционными методиками имеют ряд неоспоримых преимуществ. Использование компьютерных технологий в психодиагностике может многократно усилить как сильные, так и слабые стороны психодиагностики. Существенное значение имеет формирование у психологов адекватной мотивации и предоставления реальных возможностей использования компьютеров в качестве средства психодиагностики. В настоящее время существует большое количество компьютерных психодиагностических методик и систем, предназначенных как для профессионального тестирования, так и для самостоятельного использования всеми желающими. 16
17 17
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.