Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемit-n.ru
1 Доклад Тема: Развитие навыков устной диалогической речи с помощью ролевых игр на уроках английского языка Автор: Маргасова Н.В. ГОУ СОШ 1298 г. Москва уч. год
2 … в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества. Ф. Шиллер.
3 Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможное для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Для учителя иностранного языка, необходимо искать резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша задача - развитие личности учащегося с помощью иностранного языка, формирование навыков межкультурной коммуникации посредством иностранного языка, постоянная мотивировация учащихся к изучению английского языка.
4 Характеризуя деятельностный подход к говорению на иностранном языке как объекту обучения, И. А. Зимняя подчеркивает, что « особое внимание должно уделяться формированию у ученика потребности говорить на иностранном языке как первопричины этой деятельности.» Таким образом, в центре внимания оказывается сам субъект деятельности говорения – ученик с его потребностями, интересами, отношением к содержанию высказываемой мысли. Деятельностный подход определяет необходимость и личностного подхода к субъекту и процессу обучения иностранному языку.
5 Большую помощь в решении данных вопросов оказывают ролевые игры. Их использование дает хороший результат, повышает мотивацию учащихся к уроку и предмету, создает комфортные условия для изучения иностранного языка.
6 Об обучающих возможностях игр известно давно. Большинство авторов, такие как М.А. Ариян, Р.П. Мильруд, В.М. Филатов рассматривают ролевую игру с точки зрения развития коммуникативных способностей школьника. О.А. Колесникова связывает ролевую игру с мотивацией, интересами и потребностями школьников, говорит о том, что ролевая игра создает условия равенства в речевом партнерстве и тем самым разрушает традиционный барьер. Занимаясь проблемой повышения активности на уроках английского языка, Е.А. Степанова, настаивает на использовании игры как средства развития интереса к изучаемому языку.
7 Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал- это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Существует отрасль медицины и психологии - игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребёнка. Игрою можно ободрить и одобрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.
8 Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не заду- мываются. Для них игра прежде всего - увлека- тельное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возмож- ность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
9 Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия. Ролевая игра способствует креативности поведения участников. Оказавшись в воображаемых обстоятельствах, учащиеся должны действовать в соответствии с ними, проявлять фантазию и речевую инициативу, перерабатывать при этом учебный речевой материал для осуществления собственного речевого замысла.
10 По мнению Р.П. Мильруд ролевая игра - это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Автор рассматривает организацию ролевой игры в соответствии с возрастными особенностями школьников. По его мнению, игра как одна из главных форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним формам поведения, опережать соответствующую возрастную стадию и способствовать подготовке к новой ведущей деятельности. На основе возрастных особенностей он выделяет формы ролевой игры на уроках иностранного языка. В младшем школьном возрасте приоритет отдается сюжетной ролевой игре сказочного содержания.
11 Так как возрастной период младших школьников предшествует подростковому, который характеризуется повышенным интересом к межличностному общению в учебно- трудовой деятельности, возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг) и воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта. В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к будущей социальной роли. С учетом выявленных профессиональных интересов школьников, по его мнению, можно проводить имитационные деловые игры. Р.П. Мильруд предлагает использовать ролевые игры на уроках с учащимися разного возраста.
12 Использование ролевой игры предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков. Она может быть использована в качестве контрольного среза при проверке умений использовать языковые единицы в речевых ситуациях. Ролевой игре предшествуют и письмо, и чтение, и главное- речевые упражнения. Но следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
13 Игры способствуют выполнению следующих методических задач: - создание психологической готовности детей к речевому общению; - обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала, - тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
14 Как известно, движущей силой говорения является мотив. Создание мотива говорения – самый трудный компонент деятельности учителя при организации ролевой игры. Для того, чтобы проникнуть в сферу интересов учащихся, нужно создать личностный мотив к участию в ролевой игре и тем самым правильно составить задания к ролевым играм. Ведь ролевые игры в группе детей имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.
15 Одним из главных преимуществ ролевой игры является возможность использования ролевой игры с учащимися разного уровня владения иностранным языком. Таким образом, можно выделить: ролевые игры для начинающих (beginners), для учащихся среднего уровня (intermediate), для учащихся продвинутого уровня (advanced).
16 При проведении ролевой игры большое внимание уделяется социокультурным аспектам. Таким образом, в процессе игры должно происходить тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого языка. При возможности необходимо использовать специально подобранный инвентарь (национальные костюмы, вещи, инструменты, еда, и тд.). Подготовительный этап достаточно сложный и долгий. Он требует как от учителя иностранного языка, так и от учащихся времени, сил, творческого подхода и много другого.
17 Н.Д. Голоскова и Н.И. Гез описывают технологию ролевой игры. По их мнению, ролевая игра состоит из трех этапов. Подготовительный - предварительная работа учителя и учащихся. Подготовка учителя предусматривает: а) выбор темы и формулирование проблемы; б) отбор и повторение необходимых языковых средств; в) уточнение параметров ситуации: время, место, количество участников, степень официальности, статусно-ролевые характеристики партнеров; личностные характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, выражение согласия, несогласия, аргументация собственного мнения. с) подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки; д) уточнение цели игры и планируемого конечного результата
18 Подготовка же учащихся заключается в следующем: а) поиск дополнительных данных по теме или изучение раздаточного материала; б) повторение речевых формул и лексики по теме. Проведение игры. Авторы включают в данный этап также и распределение ролей. Контроль предполагает общее обсуждение и анализ ролевой игры.
19 Как и любой метод, ролевая игра имеет как преимущества, так и недостатки. Но теория и практика показывают, что в ролевой игре больше положительного, чем отрицательного, так как она является эффективным методом стимулирования иноязычного речевого общения на уроках иностранного языка.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.