Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.of.ru
1 Тема урока: Фразеологические единицы и их употребление в речи.
2 Цель урока: повторение темы «Фразеологизмы»; совершенствование умения употреблять фразеологические обороты в речи.
3 Задачи: - актуализировать знания по теме, полученные в 6-7 классах; - формировать умения применять фразеологизмы в речи; совершенствовать умение работать со справочным материалом; - развивать логическое мышление, память; - развивать личностные качества обучающегося при работе в команде: критичность, мотивацию, рефлексию, индивидуальность.
4 Тип урока : урок повторения и закрепления полученных знаний.
5 Форма урока: урок по технологии сотрудничества в малых группах.
6 Средства обучения: раздаточный материал для групп, слайды для отгадывания изображенных на них фразеологизмов, тесты по теме, фразеологические словари.
7 Фразеология Фразеология – это величайшая сокровищница мира, ценность любого языка. В ней как в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана культурой речепроизводства.
8 Фразеологический оборот. Фразеологический оборот – важный строительный материал языка. Как и отдельные слова, они могут служить для обозначения предмета и явления; действия и состояния; свойств, качеств и признаков лица или предмета; признака действия. Фразеологические обороты могут выражать различное отношение говорящего к высказываемой мысли, чувства и эмоции человека, служить для организации и связи отдельных частей высказывания в единое целое.
9 Признаки фразеологических оборотов. 1.Фразеологические обороты употребляются в речи как единое целое по смыслу и выступают как один член предложения. 2.Обладая целостным значением, фразеологизмы не создаются каждый раз в процессе общения, а запоминаются и извлекаются из памяти как готовые словесные блоки. 3.Для фразеологических оборотов характерен постоянный состав компонентов.
10 Разряды фразеологических оборотов. Именные (субстантивные), обозначающие лицо, предмет, явление: Фома неверный, львиная доля; Глагольные, обозначающие действие, состояние как процесс: бить ключом, проходить мимо; Качественные, обозначающие свойства, признаки лица, предмета, явления: мастер на все руки, не из робкого десятка, цены нет; Наречные, обозначающие свойства, качества, признаки действия: засучив рукава, лицом к лицу, с пустыми руками; Модальные, обозначающие различное отношение говорящего к тому, что говорится: может быть, таким образом, стало быть; Междометные, выражающие чувства, эмоции: бог ты мой! Вот это да! Связочные, служащие для связи отдельных частей или целых предложений в структуре предложения, связного текста: в то время как, тем более, таким образом.
11 Работа в группах 1 группа Двуликий Янус - двуличный человек. Дать дуба – загнуться, умереть. Гусиные лапки - морщины вокруг глаз. Ахиллесова пята – уязвимое место. 2 группа Дым коромыслом – ссора, сутолока со свалкой, где ничего не разберешь. Око за око, зуб за зуб - схватиться очень крепко при драке. Плакать в три ручья – сильно плакать. Работать спустя рукава – работать как попало. 3 группа Закрыть рот на замок – молчать. Бросать слова на ветер – говорить необдуманно. Молодо – зелено – о молодом, неопытном человеке. Собаку съел – мастер в каком-либо деле.
12 Распределительный диктант имен ные глаго льны е каче ствн ные наре чные мода льны е меж доме тные связ очны е
13 Примеры фразеологических оборотов. Вставлять палки в колеса. Намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.
14 Как две капли воды. Совершенное, очень сильное сходство.
15 Ни рыба, ни мясо. Ни рыба, ни мясо. Ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств, заурядный человек.
16 В ежовых рукавицах. Строго, сурово, в большой строгости.
17 Хоть шаром покати. Никого или ничего нет, совершенно пусто.
18 Глаза разбегаются. Глаза разбегаются. Невозможность сосредоточиться, остановиться(от многообразия предметов, богатства впечатлений.)
19 Убить время. Заполнять ничем не занятое время каким- либо случайным занятием, затрачивать время попусту.
20 Альфа и омега. Начало и конец, основа, сущность, самое главное.
21 Кот наплакал. Очень мало (об очень малом количестве чего-либо).
22 Рука об руку. Взявшись за руки, быть вместе.
23 Темный лес. Что-либо трудное, непонятное, незнакомое.
24 Ахиллесова пята. Слабая сторона, наиболее уязвимое место.
25 Филькина грамота. Пустая, ничего не значащая бумажка; не обладающий реальной ценностью документ.
26 У черта на куличках. Очень далеко, в глухом месте.
27 Держать язык за зубами. Молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
28 Медведь на ухо наступил. У кого-либо отсутствует музыкальный слух, кто-либо неспособен правильно воспроизвести музыкальные звуки.
29 Взять быка за рога. Начинать действовать энергично, решительно, сразу и с самого важного в трудном деле.
30 Не в своей тарелке. Не в обычном для себя состоянии, положении; неудобно, стесненно; не так, как обычно.
31 Надуть губы. Обидевшись, сделать недовольное лицо, принять обиженный вид.
32 Вложить душу. Отдаваться чему-либо целиком, полностью, делать что-либо увлеченно, с любовью.
33 Спустя рукава. Небрежно, плохо, кое-как.
34 Физминутка Плечи разверните, Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните, ( Рывки руками перед грудью). А теперь рывки руками Снова повторите. Достаем рукой носочек- Правой- левый, левой - правый. Вертолет летит, стрекочет. Винт работает исправно. ( Наклониться вперед и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот). А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели И за парты снова сели.
35 Лингвистическая дуэль Задание всем группам: Спишите текст, подбирая к предложениям фразеологизмы. Кто допустит хоть одну ошибку, считается «убитым».
38 Словарная работа
39 Домашнее задание. l группа- Найти в словаре значение 5 мифологических и 5 библейских фразеологизмов(подготовка к словарной работе в классе). ǀǀ группа. «Рассказ о любимом поэте или композиторе, певце» с использованием фразеологизма «лебединая песня». ǀǀ l группа.Сочинение на лингвистическую тему «Нужны ли фразеологизмы в речи »
40 Используемая литература. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, – 944 стр. Быстрова Е. А. краткий фразеологический словарь русского языка/Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – СПб.: отд- ние изд-ва «Просвещение», – 271 стр.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.