Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnatasha73.rusedu.net
1 И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова Сгибнева Ирина Николаевна – учитель русского языка и литературы очно-заочного отделения МОУ Борская СОШ 1 «ОЦ» Самарской области И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова Сгибнева Ирина Николаевна – учитель русского языка и литературы очно-заочного отделения МОУ Борская СОШ 1 «ОЦ» Самарской области 12 класс. Обзорная лекция.
2 Рождённые в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. А.А.Блок. … люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося… развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. К. Бальмонт
3 Конец девятнадцатого века… Начало двадцатого… Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности… Двадцатый век…еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи… А. Блок
4 Серебряный век – эпоха наивысшего расцвета русской культуры рубежа веков (по аналогии с «золотым», XIX веком). Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Моё единое отечество – Моя пустынная душа. К.Д. Бальмонт
5 Серебряный век ( ) ? Оцуп Н.А. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия этого периода является достойным продолжением «золотого века» Бердяев Н.А. Русский культурный Ренессанс
6 Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба.
7 Литературные направления начала XX века. РЕАЛИЗМ МОДЕРНИЗМ (течения) Символизм Акмеизм Футуризм «Старшие» «Младшие»
8 Реализм – ( от латинского «вещественный») – литературное направление, основными особенностями которого являются социальный анализ, изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни, а также художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом. Реализм – ( от латинского «вещественный») – литературное направление, основными особенностями которого являются социальный анализ, изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни, а также художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом. Модернизм – ( от французского «современный») – общее название совокупности литературных течений 20 века антиреалистического толка. Модернизм – ( от французского «современный») – общее название совокупности литературных течений 20 века антиреалистического толка. Различай!
9 Модернистская литература долгие годы после революции именовалась декадентской. Символистов старшего поколения современные им критики называли то символистами, то декадентами. НО! ДЕКАДАНС («упадок») - это не направление и не течение. Это мироощущение, умонастроение, кризисный этап сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, пессимизма и душевной усталости.
10 Символизм – ( от французского «символ», «знак» ) – первое и самое значительное модернистическое течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. Основоположник – Д. Мережковский в 1892 году. Представители: В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, И.Анненский, А.Блок и другие. Д. Мережковский Символизм
11 Внутренний мир личности Основные признаки символизма: Связь с романтизмом. Связь с романтизмом. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству. Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности. Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности. Внутренний мир личности– показатель общего трагического состояния мира. Внутренний мир личности– показатель общего трагического состояния мира. Стремление к высшему идеалу. Стремление к высшему идеалу. Символисты проповедовали слитность творчества и религии, музыкальность стихотворения. Символисты проповедовали слитность творчества и религии, музыкальность стихотворения.
12 Жизнь этого литературного направления растянулась на 2 поколения поэтов. В 1890-е годы дебютировали поэты, которых называют «старшими символистами»: Д. Мережковский, К.Бальмонт, З.Гиппиус, В. Брюсов. Старшие символисты Д. Мережковский К. Бальмонт З. Гиппиус В. Брюсов
13 Младшие символисты В 1900-е годы в символизм влились новые силы - А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов - «младосимволисты». А. Блок А. Белый В. Иванов
14 Поэтическая пятиминутка Юному поэту. Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов В. Брюсов
15 Акмеизм Акмеизм – ( от греческого «острие», «высшая точка» ) – модернистическое течение, сформировавшееся на основе принципа отказа от туманности. С. Городецкий Н. Гумилёв Возник в 1910-е годы в «кружке молодых» близких символизму поэтов. В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов». Руководителями цеха стали Н. Гумилёв и С. Городецкий.
16 Особенности поэтики акмеизма: Живописная четкость образов; Вымеренная композиция; Эстетизация детали; Стилистическое равновесие; Течение противопоставлено символизму. Декларировали конкретно-чувст- венное восприятие окружающего мира. Желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл. Отвергали тягу к неизведанному. Проповедовали идею отображения реальной жизни.
17 Представители акмеизма. Г. Иванов М. Зенкевич О. Мандельштам А. Ахматова
18 ЖИРАФ Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Н. Гумилёв Поэтическая пятиминутка
19 Футуризм Футуризм - ( от латинского «будущее» ) – модернистическое течение, сформировавшееся на принципе бунтарства, анархического мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы. Появился в 1910 г. В. Хлебников И. Северянин В. Маяковский Б.Пастернак
20 Даешь новое слово! Противопоставляли себя классической поэзии Искали новые поэтические ритмы Считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова Стремились к трудной игре со словами, настаивали на неограниченном словотворчестве и «словоновшестве».
21 Поэтическая пятиминутка Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй - пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. В. Хлебников
22 Чем обогатил литературу русский модернизм? Символизм Акмеизм Футуризм ярко выраженные урбанистические мотивы идея единства вселенской жизни стремление к конкретности, вещности, ясности плетение «узоров из слов», словотворчество
23 Вывод. Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.
24 Советуем почитать
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.