Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемportal.tpu.ru
1 Наука и не-наука
2 План 1. Мировоззренческие установки сциентизма и антисциентизма 2. Позитивизм 3. Многообразие форм знания
3 СЦИЕНТИЗМ - АНТИСЦИЕНТИЗМ
4 Философская основа антисциентистского мировоззрения иррационализм как реакция на просветительский рационализм (иррационалистические мотивы в философии И.Г.Фихте и раннего Ф.Шеллинга, философия немецкого романтизма); иррационализм как реакция на просветительский рационализм (иррационалистические мотивы в философии И.Г.Фихте и раннего Ф.Шеллинга, философия немецкого романтизма); иррационализм как реакция на гегелевский панрационализм, панлогизм (А.Шопенгауэр, поздний Ф.Шеллинг); иррационализм как реакция на гегелевский панрационализм, панлогизм (А.Шопенгауэр, поздний Ф.Шеллинг); иррационализм как реакция на естественно- научный рационализм («философия бессознательного» Э.фон Гартмана), получившая в XX веке развитие в теориях бессознательного 3.Фрейда, КГ. Юнга и др.; иррационализм как реакция на естественно- научный рационализм («философия бессознательного» Э.фон Гартмана), получившая в XX веке развитие в теориях бессознательного 3.Фрейда, КГ. Юнга и др.; иррационализм как реакция, отражающая общий кризис рационализма на Западе (С.Кьеркегор, Ф.Ницше, в XX веке – «философия жизни», «экзистенциализм»). иррационализм как реакция, отражающая общий кризис рационализма на Западе (С.Кьеркегор, Ф.Ницше, в XX веке – «философия жизни», «экзистенциализм»).
5 позитивизм ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ - 30-е - 90-е годы XIX века. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ - 30-е - 90-е годы XIX века. Возник сначала в трудах французского философа Огюста Конта, позднее - у английских мыслителей Герберта Спенсера и Джона Стюарта Милля. Возник сначала в трудах французского философа Огюста Конта, позднее - у английских мыслителей Герберта Спенсера и Джона Стюарта Милля.
6 позитивизм ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ - ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или МАХИЗМ - 70-е годы XIX- начало XX века. ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ - ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или МАХИЗМ - 70-е годы XIX- начало XX века. Связан с именами философов и представителей точных наук, естествознания, пытавшихся решить философские проблемы. Это - Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Вильгельм Оствальд, а также русские махисты, разделявшие и развивавшие идеи своих европейских собратьев. Связан с именами философов и представителей точных наук, естествознания, пытавшихся решить философские проблемы. Это - Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Вильгельм Оствальд, а также русские махисты, разделявшие и развивавшие идеи своих европейских собратьев.
7 позитивизм ТРЕТИЙ ЭТАП - НЕОПОЗИТИВИЗМ. Сложился в начале 20-х годов XX века почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в результате тех метаморфоз, которые претерпел эмпириокритицизм. Логический и лингвистический анализ языка науки, физикализм - вот некоторые направления неопозитивизма. Представители этого этапа: Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Альфред Тарский, близок к ним ранний Карл Поппер и др. ТРЕТИЙ ЭТАП - НЕОПОЗИТИВИЗМ. Сложился в начале 20-х годов XX века почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в результате тех метаморфоз, которые претерпел эмпириокритицизм. Логический и лингвистический анализ языка науки, физикализм - вот некоторые направления неопозитивизма. Представители этого этапа: Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Альфред Тарский, близок к ним ранний Карл Поппер и др.
8 позитивизм ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – ПОСТПОЗИТИВИЗМ е годы XX в. Постпозитивизм - название собирательное и весьма условное. В справочной литературе нет отдельной статьи "постпозитивизм", ибо слишком разнородны концепции, фигурирующие под этим названием. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – ПОСТПОЗИТИВИЗМ е годы XX в. Постпозитивизм - название собирательное и весьма условное. В справочной литературе нет отдельной статьи "постпозитивизм", ибо слишком разнородны концепции, фигурирующие под этим названием. Это - критический рационализм Карла Поппера и Имре Лакатоса, концепции науки Томаса Куна и Стефана Тулмина, Альфреда Тарского, методологический анархизм Пола Фейерабенда. Это - критический рационализм Карла Поппера и Имре Лакатоса, концепции науки Томаса Куна и Стефана Тулмина, Альфреда Тарского, методологический анархизм Пола Фейерабенда.
9 ПОНЯТИЕ ПОЗИТИВНОЕ 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное по контрасту с негодным; 3) достоверное в отличие от сомнительного; 4) точное в противопоставлении смутному; 5) положительное в противовес отрицательному.
10 Карл Раймунд Поппер ( ) Концепция 3 миров Концепция 3 миров Проблема демаркации Проблема демаркации Принцип верификации Принцип верификации Принцип фальсификации Принцип фальсификации
11 Томас Кун Парадигма Парадигма Антикуммулятивизм Антикуммулятивизм Научная революция Научная революция
12 Паради́гма (от др.-греч. «пример, модель, образец»-«сравниваю») др.-греч. в философии науки означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки. в философии науки означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки. С конца же 60-х годов XX-го века этот термин стал преимущественно использоваться в философии науки и социологии науки для обозначения системы идей, взглядов и понятий, исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе. С конца же 60-х годов XX-го века этот термин стал преимущественно использоваться в философии науки и социологии науки для обозначения системы идей, взглядов и понятий, исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе.философии наукисоциологии наукиконцептуальной схемымодели методов исследованияфилософии наукисоциологии наукиконцептуальной схемымодели методов исследования
13 Научная парадигма Это понятие, в современном смысле слова, введено американским физиком и историком науки Томасом Куном, который выделял различные этапы в развитии научной дисциплины: Это понятие, в современном смысле слова, введено американским физиком и историком науки Томасом Куном, который выделял различные этапы в развитии научной дисциплины:Томасом КуномТомасом Куном допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы); допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы); господства парадигмы (т. н. «нормальная наука»); господства парадигмы (т. н. «нормальная наука»); кризис нормальной науки; кризис нормальной науки; научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой. научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой.
14 Т. Кун, Структура научных революций. -М.: Прогресс, стр.11. «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений.». «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений.».
15 Т. Кун, Структура научных революций. - М.: Прогресс, стр.28. «Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования.». «Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования.».
16 Философия науки Имре Лакатоса Методология научно-исследовательских программ «жесткое ядро»«защитный пояс»
17 Методологический анархизм П. Фейерабенда Принцип пролиферации теорий Принцип пролиферации теорий Принцип «Все дозволено» Принцип «Все дозволено»
18 Литература по теме «НАУКА И НЕ-НАУКА» Кун, Т.Структура научных революций. - М.: Прогресс, Кун, Т.Структура научных революций. - М.: Прогресс, Лакатос, И. История науки и ее рациональные реконструкции [Текст] /И. Лакатос //Структура и развитие науки. Из бостонских исследований по философии науки. – М., Лакатос, И. История науки и ее рациональные реконструкции [Текст] /И. Лакатос //Структура и развитие науки. Из бостонских исследований по философии науки. – М., Поппер, К. Логика и рост научного знания [Текст] /К. Поппер. – М., Поппер, К. Логика и рост научного знания [Текст] /К. Поппер. – М., Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки [Текст] /П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, – 542 с. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки [Текст] /П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, – 542 с.
19 Благодарю за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.