Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschten.ru
1 Конспект урока-беседы по литературе. 10 класс.
2 Николай Семёнович Лесков «Очарованный странник» Тема праведничества в русской литературе. Цель урока: Показать конкретное художественное воплощение сложного замысла писателя: найти хотя бы то небольшое число праведных, без которых несть граду стояния (нет конца существования жизни).
3 Мне за народ очень помереть хочется. Н.С. Лесков «Очарованный странник ».
4 И. Е. Репин «Запорожцы» В.Васнецов «Витязь на распутье» В. Васнецов «Богатыри»
5 Ход урока:
6 I. Оргмомент.
7 II. Вступительное слово учителя (на фоне музыки М. П. Мусоргского «Рассвет над Москвою-рекой»). Семидесятые-восьмидесятые годы девятнадцатого века. В русском искусстве широко начинает звучать богатырская тема. Её могучее дыхание в музыке Мусоргского, Бородина, Аренского…, в картинах Васнецова, Репина, Крамского… Размышляя о будущем страны, о её надеждах и чаяниях, русское искусство находило своеобразную точку опоры в богатырской силе народного характера. Силе дремлющей, опутанной бесправием, невежеством и предрассудками, но могучей и неистребимой. В русской литературе повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью Муромца, была создана Н. С. Лесковым в 1843 году. Это повесть «Очарованный странник».
8 III. Беседа, сопровождаемая пересказами и чтением эпизодов. 1.Вспомните при каких обстоятельствах происходит знакомство с героем? 2.Какова внешность обратившего на себя внимание пассажира? 3.Как соотносится его личность с рассказами о себе? (Выразительное чтение эпизода «История состязания Рареем».) 4.Почему молчавший до определённого момента «богатырь-черноризец» вмешивается в разговор?
9 а) Словарная работа: Камилавка – высокий головной убор. Стратопедарх –начальник военного лагеря. Проскомидия – первая часть литургии, когда готовятся святые дары для причащения. Конэсер- знаток лошадей. Надолба – это столб, вкопанный в землю для перил. Толцытеся (старосл.) – стучите. Форейтор – кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цуком. б) Чтение «дивной истории о попике-запивашке».
10 5. Какова роль «дивной истории» в контексте повести?
11 6. Каково же призвание героя?
12 Тест Призвание – это … ? 1.Склонность к тому или иному делу, профессии. 2.Жизненное дело, назначение. 3.Некая высшая сила, от которой зависит жизнь человека. 4.Талант, данный от природы.
13 7.Совпадает ли оно с логикой изображения лесковского героя?
14 IV. Хронология жизни героя. Составление таблицы, сопровождающейся пересказами, чтением и выводами учащихся.
15 1. Крепостной форейтор. Побег. Неуёмная безудержная сила, стихийность поведения, непредсказуемость поступков, физическая сила. Он человек сиюминутного настроения, поступающий не в соответствии с внутренними убеждениями, а в соответствии с мгновенной эмоциональной реакцией. Он сам Живу по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. Читатель Нравственно непробуждён, не умел различать добро и зло, действовал стихийно. Высокое чувство собственного достоинства, не убитое крепостным рабством.
16 2. В няньках. Испытывает первую в жизни привязанность, нежность, понимает страдание матери.
17 3. Поединок и плен. Очень любит лошадей, умеет оценивать их достоинства. Он пленен красотой. Проявляет стихийность поведения. Впервые ощущает себя русским человеком, тоскуя по родине в плену.
18 4.Конэсер. Он тоскует, начинаются частые запои. он читатель Это предопределение Он одинок
19 5.Любовь. Глубокая преданная безнадёжная любовь. В ней столько самоотверженности и самоотречения! Эта любовь не забывается в течение всей жизни.
20 6. Без имени. Отречение от каких бы то ни было эгоистических побуждений.
21 7.Монастырь. Призвание. 1.Он невольный странник по воле судьбы. 2.Он очарован жизнью, красотой её и любовью.
22 V. Смысл названия произведения.
23 Очарованный 1.«Околдованный», ибо постоянно испытывает власть обстоятельств и неволен распоряжаться судьбой. 2.Своеобразная артистическая натура, способная испытывать очарование жизни, красоты и любви.
24 VI. Подведение итогов урока.
25 VII. Задание на дом. Написать сочинение-миниатюру (по выбору). 1.Моё открытие Лескова. 2.Моё отношение к Лесковским героям. 3.Природа «праведничества» в литературе и в жизни.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.