Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmoruss.ucoz.ru
3 Часть III (С) состоит из одного открытого задания с развернутым ответом: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
4 3 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме К 4 1 Отражение позиции автора исходного текста К 3 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К 2 1 Формулировка проблем исходного текста К 1 Содержание сочинения IБаллы Критерии оценивания ответа на задание 2 Точность и выразительность речи К 6 2 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения К 5 Речевое оформление сочинения II
5 IIIГрамотность К 7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3 допущено не более 2-х ошибок 2 допущены 3-4 ошибки допущено более 4-х ошибок 10 К 8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3 допущены 1 – 3 ошибки 2 допущено 4-5 ошибок допущено более 5-ти ошибок 10 К 9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет 2 допущены 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2-х ошибок 0
6 К 10 Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки 2 допущены 2– 3 ошибки 1 допущено более 3-х ошибок 0 К 11 Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют 1 допущены этические ошибки (1 и более) 0 К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1 допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0 Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12) 23
7 «Моя «она» (1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… (4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная! (13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет… (16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли… (19)Её зовут – Лень.
9 Микротема - это содержание нескольких самостоятельных предложений, связанных одной мыслью. Формальный показатель микротемы – абзац.
10 (1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. 1. Неразрывная связь героя текста с ленью.
11 (4)Но не завидуйте, юная читательница! (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во- вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная! 2. Лень – причина всех несчастий героя. (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий.
12 не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет… (16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли… (19)Её зовут – Лень. 3. Нежелание героя противостоять лени. (13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор
15 Два способа формулирования проблем текста: 1. Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?). 2. Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п). Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте. Формулировать – кратко и точно выражать мысль.
16 4. В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?). Примерытиповыхконструкций Примеры типовых конструкций : 1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – актуальная проблема (чего?). 2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?). 3. В анализируемом тексте автор рассматривает (исследует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает) проблему (чего?).
18 Эксперты проверяют, увидели ли вы аспекты проблемы, намеченные автором. Комментарий – это не пересказ текста, а рассуждения по поводу проблемы.
19 Типовые конструкции для передачи действий автора: Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…)
20 Черновой вариант Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку («но не развёлся я до сих пор»). Проблема текста и её аспекты Проблема лени. Аспекты: 1.Неразрывная связь героя текста с ленью. 2. Лень – причина всех несчастий героя. 3. Нежелание героя противостоять лени.
21 Черновой вариант Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку («но не развёлся я до сих пор»). Окончательный вариант Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.
23 - положительно относиться к изображаемому; - отрицательно; - осуждающе; - саркастически; - неоднозначно; - двойственно; - скептически; - иронически; - с юмором. Автор может:
24 Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…). Примеры типовых конструкций:
25 Подсказка: задание А28 (В каком предложении выражена насмешка А.П.Чехова над безволием героя рассказа?) Проблема лени. Аспекты: 1.Неразрывная связь героя текста с ленью. 2. Лень – причина всех несчастий героя. 3. Нежелание героя противостоять лени. Проблема текста и её аспекты Авторская позиция: 1. Что хотел донести до своего читателя автор? 2. Ради чего написан этот текст? Черновой вариант Чехов хотел: 1) осудить своего героя; 2) заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.
26 Проблема текста и её аспекты Проблема лени. Аспекты: 1.Неразрывная связь героя текста с ленью. 2. Лень – причина всех несчастий героя. 3. Нежелание героя противостоять лени. Авторская позиция Черновой вариант Чехов хотел: 1) осудить своего героя; 2) заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия. Авторская позиция Окончательный вариант Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны.
28 вывод (общий итог) Схема микротекста-рассуждения Тезис (ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора) аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли)
29 С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться. Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения. Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как… Типовые конструкции: Я (не) разделяю позицию автора, потому что, во-первых,… Я (не) согласен с позицией автора, так как, во-вторых,…
30 Авторская позиция Черновой вариант Чехов хотел: 1) осудить своего героя; 2) заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия. Моя позиция и аргументация Черновой вариант Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять её просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни. Какие я могу привести аргументы? 1) Другие чеховские герои или герой романа «Обломов» Гончарова. 2) Я сам. Вывод: всем нам нужно помнить чеховское предостережение, чтобы не повторить судьбу упомянутых героев. Моя позиция и аргументация Окончательный вариант С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами. С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами.
33 Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Читая чеховский текст, я думал: каждый из нас должен как молитву ежедневно повторять эти строки поэта! Варианты вступлений Сюжеты рассказов Чехова – это истории из жизни обыкновенного человека. Писатель пристально вглядывается в судьбы своих героев, рассматривая ту или иную проблему. Так в центре внимания прочитанного мной текста – проблема лени. Лень… Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени. В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова – актуальная и всем нам знакомая проблема лени.
34 ЛеньОнародиласьраньшенасНаэтообращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимаяпроблемулени Лень… Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени. Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку. Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку. Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны. Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны. С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами.
35 (1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны. (2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок. (3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы. – (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы! (7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось. (9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора выходить. (12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные, особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами. (17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова. (18)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант объяснил, что это камуфляж. (21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком. (23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же… (26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами. (29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги! (33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны. (36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37)Ему было что защищать!
37 1.Желание героя увидеть столицу, которую он защищал. 2. Описание военной Москвы. 3. Гордость героя за страну и её столицу.
39 Проблема патриотизма.
41 Типовые конструкции для передачи действий автора: Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…) Проблема текста и её аспекты Проблема патриотизма. Аспекты: 1. Желание героя увидеть столицу, которую он защищал. 2. Описание военной Москвы. 3. Гордость героя за страну и её столицу. Второй абзац Писатель рассказывает Писатель рассказывает нам о.... Он обращает Наше внимание на.... Вместе с ним мы …. Воробьёв подчёркивает, что ….
42 Второй абзац Писатель рассказывает нам о Писатель рассказывает нам о защитниках столицы в годы Великой Отечественной войны. Он обращает наше внимание на желание телефониста Федосеева, героя текста, увидеть Москву, которую тот защищал. Вместе с ним мы совершаем прогулку по военному городу. Воробьёв подчёркивает, что в результате этого путешествия «в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны». Проблема текста и её аспекты Проблема патриотизма. Аспекты: 1. Желание героя увидеть столицу, которую он защищал. 2. Описание военной Москвы. 3. Гордость героя за страну и её столицу.
44 положительно относиться к изображаемому ; отрицательно; осуждающе; саркастически; неоднозначно; двойственно; скептически; иронически; с юмором. Авторможет: Автор может:Примеры типовых конструкций: Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…). Проблема текста Проблема патриотизма. Третий абзац Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. Он положительно относится к людям (каким?) ….
45 Проблема текста Проблема патриотизма. Третий абзац Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. Он положительно относится к людям, чей патриотизм проявился в годы войны в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства.
47 Проблема текста Проблема патриотизма. Авторская позиция Автор положительно относится к людям, чей патриотизм проявился в годы войны в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства. Четвёртый и пятый абзацы С позицией автора нельзя не согласиться, потому что: аргумент 1 (?); аргумент 2 (?). Типовые конструкции: С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться. Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения.
48 Проблема текста Проблема патриотизма. Авторская позиция Автор положительно относится к людям, чей патриотизм проявился в годы войны в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства. Четвёртый и пятый абзацы С позицией автора нельзя не согласиться, потому что именно чувство патриотизма, по моему глубокому убеждению, помогло русским людям в годы Великой Отечественной войны одержать победу над врагом. Примером этому могут послужить герои повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», которые защищали другой наш город, но тоже испытывали чувство гордости за свою страну. На мой взгляд, чувство патриотизма всегда было присуще нашему народу в трудные периоды истории. В этом смысле вспоминается толстовская фраза о «скрытой теплоте патриотизма», свойственной русским людям.
50 Вступление: Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой родился, кто гордится своей Родиной. Именно эту проблему поднимает Е.Воробьёв, автор прочитанного мной текста. Заключение: С чувством гордого сознания своего достоинства возвращались защитники нашей Родины с полей сражений, с таким же чувством писал я это сочинение, посвящённое проблеме патриотизма.
51 Подведём итог: Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой родился, кто гордится своей Родиной. Именно эту проблему поднимает Е.Воробьёв, автор прочитанного мной текста. Писатель рассказывает нам о защитниках столицы в годы Великой Отечественной войны. Он обращает наше внимание на желание телефониста Федосеева, героя текста, увидеть Москву, которую тот защищал. Вместе с ним мы совершаем прогулку по военному городу. Воробьёв подчёркивает, что в результате этого путешествия «в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны». Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. Он положительно относится к людям, чей патриотизм проявился в годы войны в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства. С позицией автора нельзя не согласиться, потому что именно чувство патриотизма, по моему глубокому убеждению, помогло русским людям в годы Великой Отечественной войны одержать победу над врагом. Примером этому могут послужить герои повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», которые защищали другой наш город, но тоже испытывали чувство гордости за свою страну. На мой взгляд, чувство патриотизма всегда было присуще нашему народу в трудные периоды истории. В этом смысле вспоминается толстовская фраза о «скрытой теплоте патриотизма», свойственной русским людям. С чувством гордого сознания своего достоинства возвращались защитники нашей Родины с полей сражений, с таким же чувством писал я это сочинение, посвящённое проблеме патриотизма.
52 «Алгоритм написания части С при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
53 Iчасть Содержа- тельно- языковой анализ текста Рабо- таем в черно- вике.
54 1 Внимательно прочитайте текст.
55 2 Опре- делите стиль речи и его цель Публици- стический сообще- ние + воздей- ствие Художест- венный изображение + воздействие
56 3 От какого лица ведется повество вание? От лица автора От 3-го лица От лица героя- рассказчика Не ставить знак равенства между автором и героем- рассказчиком!
57 4 Какую главную мысль выражает автор данным текстом? (идейное содержание текста) – это и есть Авторская позиция Выра- жена напря- мую. Выраже- на через подтекст, через худ. образы.
58 5 Какие средства языковой выразитель- ности помогают автору выразить свою позицию? Вопросно- ответная форма изложения, использование тропов и фигур, слов с суффиксами субъективной оценки, разговорных синтаксических конструкций и т.д.
59 6 На какой вопрос отвечает эта главная мысль? (Проблемный вопрос) Проблема всегда следует из противоречия. Между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются? С одной стороны…., с другой-…
60 ПРОБЛЕМА(Ы) текста ПРОБЛЕМА ( др - гр. нечто брошенное вперёд, т. е. выделенное из других сторон жизни ) – важнейший для автора вопрос ( круг вопросов ), связанный с той или иной стороной реальной жизни или характера и поступков героев, поэтому проблему часто можно сформулировать с помощью вопросительного предложения. Часто проблема есть острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Итак, ПРОБЛЕМУ часто порождает жизненное противоречие : личность – общество, творец – искусство, человек - человек, человек - природа, человек - история. Итак, ПРОБЛЕМУ часто порождает жизненное противоречие : личность – общество, творец – искусство, человек - человек, человек - природа, человек - история.
61 Способы формулировки проблемы текста: 1) в вопросно - ответной форме ; 2) в виде предложения - тезиса, требующего пояснения ; 3) в виде номинации ( названия ) темы ; 4) с использованием лексических и синтаксических средств выразительности : лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений ( однотемной лексики ), риторических вопросов, градации и др.; 5) в виде предложения - цитаты, отражающего основную мысль текста.
62 Наиболее распространённые проблемы 1. Социальные : взаимоотношение человека и общества (« квартирный вопрос », право на труд, выбор профессии ; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики ); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных ; проблема национализма ; проблема интеллигенции, невостребованности учёных в своём отечестве, проблемы цивилизации. 2. Нравственные : проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности / бездуховности.
63 Перечень проблем 3. Философские : проблема добра и зла, жизни и смерти ; поиска смысла жизни ; проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество ; проблема идеального устройства мира ( утопия ), проблема подчинения личности государству ( тоталитарное общество или антиутопия ); проблема обезличенной личности, проблема сверхличности ( эгоцентризма ); проблема творчества ( творческой личности ), свободы личности. 4. Семейные : проблема отцов и детей, проблема старости ( забота детей о своих родителях ), проблемы детства, связанные со становлением личности, проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.
64 Перечень проблем 5. Экологические ( проблемы взаимоотношения человека и природы ): проблема загрязнения окружа - ющей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе ; проблема бережного отно - шения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколе - ниями за сохранение природы. 6. Информационно - коммуникативные : проблемы развития русского языка, проблема языковой культуры или бескультурья ; проблема аудиовизуаль - ной культуры, проблема медиапространства ( СМИ ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры.
65 …Только одну проблему… Перечень проблем называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ. В экзаменационном сочинении необходимо сформулировать и прокомментировать только ОДНУ проблему. Выпускник высказывает своё мнение по поводу поднятой в тексте проблемы и рассматривает её в контексте современности, раскрывая значимость, актуальность и выражая своё отношение к ней.
66 Проблема героизма и предательства « Тарас Бульба » Н. Гоголя « Разгром » А. Фадеева « Судьба человека » М. Шолохова « Сотников » В. Быкова Любое произведение о ВОвойне
67 Проблема судеб русской интеллигенции Биографические данные русских писателей : И. Бунина, А. Солженицына, А. Куприна …
68 Проблема отцов и детей « Гроза » А. Островский « Гроза » А. Островский « Отцы и дети » И. Тургенев « Отцы и дети » И. Тургенев « Горе от ума » А. Грибоедов « Горе от ума » А. Грибоедов « Недоросль » Фонвизин « Недоросль » Фонвизин « Война и мир » Л. Толстой « Война и мир » Л. Толстой
69 Проблема красоты « Три пальмы » М. Лермонтов « Три пальмы » М. Лермонтов « Война и мир » Л. Толстой « Война и мир » Л. Толстой « Отцы и дети » И. Тургенев « Отцы и дети » И. Тургенев
70 Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков « Герой нашего времени » М. Лермонтов « Герой нашего времени » М. Лермонтов « Война и мир » Л. Толстой « Война и мир » Л. Толстой « Обломов » И. Гончаров « Обломов » И. Гончаров
71 Проблема ревности « Песня про купца Калашникова » М. Лермонтов « Песня про купца Калашникова » М. Лермонтов « Леди Макбет Мценского уезда » Н. Лесков « Леди Макбет Мценского уезда » Н. Лесков « Двенадцать » А. Блок « Двенадцать » А. Блок « На дне » М. Горький « На дне » М. Горький
72 Проблема памяти « По праву памяти » А. Твардовский « По праву памяти » А. Твардовский « Реквием » А. Ахматова « Реквием » А. Ахматова « А зори здесь тихие » Б. Васильев « А зори здесь тихие » Б. Васильев
73 Проблема нравственного долга « Война и мир » Л. Толстой « Война и мир » Л. Толстой « После бала » Л. Толстой « После бала » Л. Толстой « Судьба человека » М. Шолохов « Судьба человека » М. Шолохов
74 Проблема выбора жизненного пути « Война и мир » Л. Толстой « Война и мир » Л. Толстой « Отцы и дети » И. Тургенев « Отцы и дети » И. Тургенев « Горе от ума » А. Грибоедов « Горе от ума » А. Грибоедов « Тихий Дон » М. Шолохов « Тихий Дон » М. Шолохов
75 Проблема человека и природы « Евгений Онегин » А. Пушкин « Евгений Онегин » А. Пушкин « Олеся » А. Куприн « Олеся » А. Куприн « Мцыри » М. Лермонтов « Мцыри » М. Лермонтов « Война и мир » Л. Толстой « Война и мир » Л. Толстой « Кладовая солнца » М. Пришвин « Кладовая солнца » М. Пришвин
76 Проблема безжалостного отношения человека к природе « Прощание с Матерой » В. Распутин « Прощание с Матерой » В. Распутин « Царь – рыба » В. Астафьев « Царь – рыба » В. Астафьев « Не стреляйте в белых лебедей » Б. Васильев « Не стреляйте в белых лебедей » Б. Васильев
77 Роль личности в истории « Война и мир » Л. Толстой « Война и мир » Л. Толстой « Петр Первый » А. Толстой « Петр Первый » А. Толстой « Капитанская дочка » А. Пушкин « Капитанская дочка » А. Пушкин
78 Проблема противостояния трудностям « Кавказский пленник » Л. Толстой « Кавказский пленник » Л. Толстой « Судьба человека » М. Шолохов « Судьба человека » М. Шолохов
79 Проблема сострадания и милосердия « Преступление и наказание » Ф. Достоевский « Преступление и наказание » Ф. Достоевский « Война и мир » Л. Толстой « Война и мир » Л. Толстой « На дне » М. Горький « На дне » М. Горький « Матренин двор » А. Солженицын « Матренин двор » А. Солженицын « Мастер и Маргарита » М. Булгаков « Мастер и Маргарита » М. Булгаков
80 Душевное состояние человека в условиях войны « Война и мир » Л. Толстой « Война и мир » Л. Толстой « Василий Теркин » А. Твардовский « Василий Теркин » А. Твардовский
81 Проблема роли языка в жизни общества « Русский язык » И. Тургенев « Русский язык » И. Тургенев « Евгений Онегин » А. Пушкин « Евгений Онегин » А. Пушкин « Горе от ума » А. Грибоедов « Горе от ума » А. Грибоедов « Война и мир » Л. Толстой « Война и мир » Л. Толстой
82 7 Как ты отвечаешь на проблем- ный вопрос? (Личная позиция) Помните: вопрос, на который отвечает автор, и вопрос, на который отвечаете вы, должен быть одним и тем же.
83 89 Какой аргумент, опирающийся на знания, можете привести? Какой аргумент из художественной литературы возьмете для доказательства? (аргументы)
84 ТИПЫ АРГУМЕНТОВ В сочинении можно использовать, например, следующие типы аргументов. 1. Логические ( рациональные ) аргументы : факты науки, статистика, объективные показатели состояния дел, законы природы, определения, положения юридических законов ( или официальных документов, постановлений, нормативных актов ), данные экспериментов или экспертиз, свидетельства очевидцев. 2. Иллюстративные аргументы – примеры : а ) конкретный пример ( пример - сообщение о событии ), литературный пример ; б ) предположительный пример ( рассказывающий о том, что может могло бы быть при определённых условиях ). 3. Ссылки на авторитет : мнение уважаемого человека ( учёного, философа, общественного деятеля ), цитата из авторитетного источника, мнение специалиста или эксперта, мнение очевидцев, мнение должностных лиц, общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать или оценивать что - то в обществе.
85 I I часть Созда- ние соб- ствен- ного текста Опираясь на записи в черновике, создаем текст (6 абзацев)
86 1) Написать вступление (2-3 предложения) (2-3 предложения) - приглашение к разговору; - определение темы ( о чем?) текста; - представление автора; - приглашение к разговору; - определение темы ( о чем?) текста; - представление автора; Сформулировать одну из проблем Помните: у автора нет проблем; следует говорить о проблеме, над которой размышляет автор текста. Уместно использовать некоторые стилистические фигуры, например именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросо-ответную форму изложения и т. д. Автор размышляет над проблемой (затрагивает, касается, рассматривает, объясняет, волнуется, убеждает, утверждает, надеется...) Уместно использовать некоторые стилистические фигуры, например именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросо-ответную форму изложения и т. д. Автор размышляет над проблемой (затрагивает, касается, рассматривает, объясняет, волнуется, убеждает, утверждает, надеется...)
87 2) Дать комментарий к выбранной проблеме с опорой на данный текст Помните: -нужно комментировать только ту проблему, которая отражена в тексте и названа вами; - не являются комментариями неоправданный пересказ и сплошное цитирование Кому адресован текст? Почему эта проблема им интересна? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На какие факты, детали автор обращает внимание? На какие факты, детали автор обращает внимание? Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? Показать, как автор приводит читателя к пониманию его позиции, отметить, какие доказательства он использует для этого (противопоставле ние, ссылка на …) Одним-двумя предложениями сказать о сюжете; о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование, какова его речь. Одним-двумя предложениями сказать о сюжете; о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование, какова его речь.
88 3) Определить авторскую позицию Помните: позиция автора – ответ на проблемный вопрос Если в вопросе звучит «почему?», то в ответе (позиции автора) должно быть «потому что». Если в вопросе звучит «почему?», то в ответе (позиции автора) должно быть «потому что». Почему? – …потому что… Как? – …таким-то образом. Зачем?- …чтобы… Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)... По мнению автора,... Автор считает, что... Публицист убежден в том, что... Автор заставляет задуматься… Автор заставляет задуматься… Автор всерьез обеспокоен… Автор всерьез обеспокоен… Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами …но вскоре становится ясно, что это не так. Вдумчивый читатель понимает, что писатель не разделяет точку зрения героя… …Так автор подводит нас к выводу о том, что…
89 4) Выразить согласие или несогласие с позицией автора. Привести 1 аргумент из художественной литературы Помните: - аргумент не должен быть только ссылкой на автора и его произведение Без«прописанности» позиции аргументы не считаются. Я согласен /не согласен с автором, потому что… и считаю… Аргумент подкрепляется выводом. Аргумент подкрепляется выводом. Без вывода это просто пример, который не засчитывается. Без вывода это просто пример, который не засчитывается. Можно согласиться с автором... В целом я согласен с автором текста, однако... Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что... Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться... Не во всем можно согласиться с автором текста... Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны,..., с другой стороны... Можно согласиться с автором... В целом я согласен с автором текста, однако... Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что... Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться... Не во всем можно согласиться с автором текста... Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны,..., с другой стороны... Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых...
90 5) Привести 2 аргумент Помните: - ваш аргумент – это ответ на вопрос: почему, с вашей точки зрения, автор прав или неправ? -ваш аргумент не должен повторять авторскую позицию Не вызывает сомнения... Меня особенно тронуло... Меня привлекает в этом тексте... Меня взволновало... Нельзя остаться равнодушным при... В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства... Доказательством этой мысли может служить тот факт… Аргумент подкрепляется выводом
91 6) Написать заключение Написать заключение а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например: Проанализировав содержание текста, можно сделать вывод о том, что … Автор учит нас тому,что… Автор учит нас тому,что… б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например: Так зачем же люди…? Хотя …, но именно в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например: Прочитав этот текст, понимаешь, что … Недаром говорят: … Недаром говорят: … г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения его автора), например: «…», писал известный русский поэт и писатель …. Именно так оно и есть: …
92 I I I часть Проверить написанный текст и аккуратно переписать на чистовик.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.