Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемartemowa-nataliya2012.narod.ru
1 © Артемова Наталия Владимировна, 2011 г.
2 самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.
3 В далекие времена самыми распространенны ми типами фигурок были животные и " бабы " - женские символы плодородия.
4 Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек.
5 Только в 19- м веке " бабы " нарядились в яркие одежды, взяли в руки блюда с пирогами, младенцев и птиц, устроились в лодках и на скамеечках.
6 Появились многофигурны е композиции с названиями типа " Поездка на санях ", " Гуляющие с детьми ", " Чаепитие.
7 Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. У дымки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей.
9 Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века.
10 Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины « синики », дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.
11 Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон.
12 выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент.
13 Условно все игрушки можно разделить на несколько групп : 1) люди - солдаты, барыни 2) животные - олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции - любота, чаепитие, тройка.
15 Художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Отличается архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в цвета. Фигурки монументальны, неподвижны. В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из одного куска глины
16 Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно - гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных.
17 Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил " матери - сырой земли " и солнца. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она " засыпала " на зиму и " присыпалась " от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по - матерински заботилась о людях : кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.
18 У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса ". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке :
19 С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово " рогато " значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана - солнца, потому - то, верно, и сложенный в снопы урожай овса - одной из плодородных в Каргополе культур - называли " бараном ".
20 Огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал : грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко.
21 Конь ( комонь, клюся, тарпан ) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни - толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души
22 В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы " всё было как в жизни ".
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.