Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbulanenko-me.narod.ru
1 V. Современная философия 1. Психоанализ и аналитическая психология Зигмунд Фрейд ( ), австрийский врач-психиатр Душа (психика) человека – это не только его сознание, но и «бессознательное»: не столько то, что забыто или не осознаётся человеком, сколько «область» вытесненных из сознания желаний, источником которых является «либидо» – половое влечение, сексуальная «энергия» (позже – все проявления любви) Источник конфликта человека с самим собой: реализации желаний мешает «предсознание», осуществляющее их «цензуру», поскольку бессознательное действует согласно «принципу удовольствия», а предсознание – согласно «принципу реальности»
2 Бессознательное содержит в себе «комплексы» (термин Юнга) – сложные психические структуры, обусловливающие поведение человека («Эдипов комплекс») Закономерности функционирования бессознательного могут быть изучены на материале сновидений и свободных ассоциаций «Импульсы» либидо могут подавляться, реализовываться, «сублимироваться» в формы деятельности, не связанные с половым влечением Вся человеческая культура и религия созданы на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности
3 Концепция гг.: (1) Оно («область» инстинктов и влечений), из которой возникают Я (реализует / запрещает «позывы» Оно, соотнося их со Сверх-Я и обществом) и Сверх-Я («инстанция» нравственности – соотносит мысли и поступки с общественными нормами) (2) Эрос (инстинкт жизни и полового размножения) и более фундаментальный – Танатос (инстинкт смерти и самоуничтожения) Критика: невозможность научного подтверждения и оценки психоаналитчисеки теорий «Культура, с одной стороны, ограничивает неконтролируемые сексуальные и агрессивные инстинкты человека, а с другой – делает его больным и несчастным»
4 Карл Густав Юнг ( ), швейцарский врач, психолог и философ Либидо охватывает все влечения и стремления, а не только сексуальные («жизненная энергия»); бессознательное содержит не только инстинкты и влечения Первично не индивидуальное, а «коллективное» бессознательное (не обусловленное событиями индивидуальной душевной жизни) Содержание коллективного бессознательного: инстинкты и «архетипы» («первообразы») – эмоционально заряженные образы, соотносящиеся с инстинктами и вызывающие чувство «священного»
5 Архетипы – наследие психической истории человечества; дают материал для религиозных образов и символов, мифов, сказок и снов («тень», «анима» / «анимус», «великая мать», «мудрец» / «мудрая женщина», схождение души в царство мёртвых) Задача человека и культуры – интеграция содержания бессознательного в сознание, достижение целостности, гармонии между рациональным и иррациональным. Преобладание одной из сторон может вести к дезинтеграции сознания либо к его оскудению «Лишь овладев содержанием бессознательного, человек в полной мере обретает себя»
6 2. Экзистенциализм (от лат. existentia – «существование») Предшественники: Сёрен Кьеркегор ( ), Лев Шестов (1866–1938) В отличие от всего остального человек определяется не через сущность и её свойства (в первую очередь разум), а через особенности своего существования («экзистенции») и отношения к нему (1) Экзистенция – это не сам факт существования человека и не простое ощущение жизни, а переживание и осознание собственного существования в мире, открытости миру. Экзистенция не замкнута в себе и всегда направлена на иное – мир как целое, людей, предметы
7 Феноменология Эдмунда Гуссерля ( ) – анализ деятельности сознания: основное свойство сознания – интенциональность (направленность на предметы) Атеистический экзистенциализм(Жан-Поль Сартр, Альбер Камю): Бог умер, поэтому человек принципиально смертен – его существование направлено к ничто, а жизнь без Бога в пределе абсурдна – смысл произвольно устанавливает сам человек Религиозный экзистенциализм (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер): в обращённости к миру и к другому или в «пограничных» ситуациях (в глубочайших потрясениях, перед лицом смерти) человеку открывается подлинный смысл его существования (поскольку за миром стоит Бог)
8 Карл Ясперс ( ) Жан-Поль Сартр ( ) Мартин Хайдеггер ( ) Альбер Камю ( )
9 (2) Главная особенность экзистенции – существование во времени (временность). Но это не безразличное физическое время, а личностное: время дела, заботы, радости, скуки, ожидания; оно течёт из будущего, с которым связаны проекты собственной жизни, выбор и реализация возможностей, надежда. Но временность экзистенции означает и её конечность – ограниченность смертью Историчность: человеческое существование всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, все это – выражение изначального характера экзистенции как «заброшенности»
10 Сартр и Камю: трансценденция иллюзорна, за ней стоит ничто, которое есть глубочайшая тайна экзистенции (нигилизм) (3) Трансцендирование (от лат. trans-cendere – «выходить за пределы»): устремлённость человека за пределы собственного существования Религиозный экзистенциализм: трансцендентное («выходящее за пределы человеческого существования») – это не ничто, а Бог. Ясперс и поздний Хайдеггер: трансцендентное – реально, однако его невозможно познать рационально, можно лишь «открыться» для «встречи» с ним
11 (4) Трансцендирование выражается в способности экзистенции к свободе, которая начинается за пределами социальных, экономических, правовых, культурных отношений Религиозный экзистенциализм: подлинную свободу можно обрести лишь в Боге Атеистический экзистенциализм (Сартр): свобода – в полной независимости от наличных условий существования; человек сам создает себя (но это возможно потому, что человек принципиально одинок и лишен какой бы то ни было основы в мире)
12 Свобода – бремя, которое должен нести человек, поскольку он – личность. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отказа от своей личности Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые установлены обществом Единственный способ подлинного общения (Камю) – это объединение в бунте против «абсурдного» мира, против конечности и смертности человека, бессмысленности его существования
13 Критика: экзистенциализм не объясняет, как совместить способность человека к творчеству и созиданию с устремленностью экзистенции к ничто, концу, смерти. Ведь перед лицом ничто всякое устремление, всякое творчество с самого начала обречено на крушение, перед лицом ничто незачем строить. Поэтому экзистенциалисты (прежде всего Сартр и Камю) склонны скорее к бунту, чем к созиданию
14 3. Аналитическая философия Подход к решению философских проблем не через изучение сознания (как в немецкой классической философии), а через анализ языковых средств выражения – путём выявления логической структуры языка либо путём выяснения закономерностей обыденного языка Готлоб Фреге ( ) Разработка языка символической (математической) логики (идея Лейбница). Формализация и ускорение решения логических и философских проблем
15 Редукция арифметики к логике (логицизм) на основе понятия класса: число – класс всех классов, которые имеют одинаковое количество предметов; «0» – класс всех тех классов предметов, которые нетождественны себе, «1» – класс классов, тождественных нуль-классу Парадокс в связи с классом всех классов, являющихся собственными элементами (письмо Рассела) Теоремы Курта Гёделя (1932): о неполноте (1) и о непротиворечивости (2) формальных систем, достаточно сложных, чтобы включать в себя язык арифметики. Невозможность самообоснования логицизма
17 Бертран Рассел ( ) и Джордж Эдвард Мур ( ): вместо «абсолютного идеализма» (целостность, главенство целого над частями, «внутренние отношения») – плюрализм, атомизм, анализ (два противоположных мировоззрения) Джордж Эдвард Мур: обыденный язык и здравый смысл Анализ – «перевод», замена одних выражений другими, тождественными им по смыслу
18 Истинность наиболее общих положений (о существовании внешних вещей, других людей) заложена в способе мышления человека. Человек не знает, откуда ему известны многие бесспорные истины, но знает их с очевидностью, а попытки их оспорить приводят к путанице и противоречиям в языке Бертран Рассел: формализованный язык и теория «внешних отношений» Эмпиризм с опорой не на психологию, а на математическую логику ( теория познания, основание философии – задаёт онтологию)
19 Логицизм: математика – отрасль логики (для разрешения парадокса Фреге – теория типов, ср. теория метаязыков Тарского) Высказывание – переменная, зависящая от входящих в него выражений (целое определяется частями, а не наоборот); анализ: от семантики – к синтаксису «Атомизм» логики «атомизм» метафизики Людвиг Витгенштейн ( ) (1) «Логико-философский трактат» (1921): мир имеет онтологию, соответствующую логике Рассела
20 Мир состоит из фактов (а не вещей), сложных и простых (элементарных), которые состоят из объектов в той или иной конфигурации. Объекты – просты и постоянны; события – возможные (изменяющиеся) конфигурации объектов Элементарные высказывания – «картины» элементарных фактов (событий). Совокупность истинных предложений – «картина» мира (разные языки дают разные «картины» мира) Граница смысла: осмысленные высказывания – о фактах; логические – формальны (тавтологичны; не несут нового смысла). Философия должна быть «критикой языка» (ср. Кант) «О чём невозможно говорить, о том следует молчать» (нравственность, религия, смысл жизни)
21 (2) «Философские исследования» (1953): значение = употребление (прагматика вместо поиска идеальных структур); «языковые игры» – разные, каждая со своими правилами; «формы жизни» Язык – часть социального взаимодействия, бытующая только в нём, форма социальной жизни
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.