Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемihelper.eu
1 ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Смирнова Екатерина ИП-1-04
2 Храмы играли основную роль в формировании художественного облика города, особенно в первые десятилетия его застройки. Их устремленные в небо шпили и купола на протяжении двух веков оставались единственными высотными доминантами, придали неповторимое очарование невским берегам. Церковные здания стали составными элементами ансамблей Невского, Вознесенского и Литейного проспектов, Владимирской, Исаакиевской и Сенной площадей, многих набережных. Они обогащали восприятие улицы, заметно увеличивали ее пространственное воздействие. Точно так же одной из примет пригородного пейзажа сделалась барочная или ампирная колокольня усадебной церкви.
3 Все храмы Санкт-Петербурга делятся на три периода: Храмы начального периода строительства Петербурга Храмы начального периода строительства Петербурга Золотой век петербургского храмостроения Золотой век петербургского храмостроения Храмы второй половины XIX – начала XX века Храмы второй половины XIX – начала XX века
4 Храмы начального периода строительства Петербурга
5 Петропавловский собор (Собор Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла Первый православный храм Санкт- Петербурга. Сооружен в гг. на месте деревянной церкви, построенной в гг. На Заячьем острове, в Петропавловской крепости. Архитектор Д.Трезини. Освящен 28 июня 1733года, накануне праздника Святых Апостолов Петра и Павла. Колокольня собора (122,5м) завершена медным золоченым шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры летящего ангела с крестом в руках. В 1720-х годах на колокольне были установлены часы с курантами в 35 колоколов. С 1776г. часы отбивали каждые четверть, полчаса и час, после чего вызванивали мелодии «Коль славен», а в полдень и в полночь «Боже Царя храни». В наши дни куранты исполняют гимн России. В 1725г. в специально построенной внутри храма церкви происходило отпевание императора Петра Великого. С тех пор собор становится усыпальницей Российских императоров. В гг. по проекту Д.И.Гримма и Л.Н.Бенуа, к собору пристроена Великокняжеская усыпальница. Первый православный храм Санкт- Петербурга. Сооружен в гг. на месте деревянной церкви, построенной в гг. На Заячьем острове, в Петропавловской крепости. Архитектор Д.Трезини. Освящен 28 июня 1733года, накануне праздника Святых Апостолов Петра и Павла. Колокольня собора (122,5м) завершена медным золоченым шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры летящего ангела с крестом в руках. В 1720-х годах на колокольне были установлены часы с курантами в 35 колоколов. С 1776г. часы отбивали каждые четверть, полчаса и час, после чего вызванивали мелодии «Коль славен», а в полдень и в полночь «Боже Царя храни». В наши дни куранты исполняют гимн России. В 1725г. в специально построенной внутри храма церкви происходило отпевание императора Петра Великого. С тех пор собор становится усыпальницей Российских императоров. В гг. по проекту Д.И.Гримма и Л.Н.Бенуа, к собору пристроена Великокняжеская усыпальница.
6 Петропавловский собор. Главный неф Резной золоченый иконостас в виде триумфальных ворот исполнен в гг. в Москве (архитектором И.П.Зарудным). После 1917 года служба в соборе прекращена. В гг. в нем размещена экспозиция музея истории Санкт- Петербурга. С 1991 года на территории, прилегающей к собору, периодически проводятся праздничные богослужения. Резной золоченый иконостас в виде триумфальных ворот исполнен в гг. в Москве (архитектором И.П.Зарудным). После 1917 года служба в соборе прекращена. В гг. в нем размещена экспозиция музея истории Санкт- Петербурга. С 1991 года на территории, прилегающей к собору, периодически проводятся праздничные богослужения.
7 1. Богадельня. 2. Надвратная церковь, во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте". 3. Лазаревское кладбище (ныне Некрополь XVIII в.) 4. Лазаревская церковь. 5. Тихвинское кладбище (с 1937 г. Некрополь мастеров искусств) 6. Благовещенская Александро-Невская церковь. 7.Северные ворота (Благовещенские). 8.Духовская церковь и корпус. 9. Консистория и кладбищенская контора. 10. Свято-Троицкий собор Лавры 11. Никольское кладбище. 12. Никольская кладбищенская церковь. 13. Федоровский корпус. 14. Федоровская церковь. 15. Южные ворота (Федоровские). 16. Южный (Семинарский корпус). 17. Юго-Западная башня (Библиотека, древнехранилище). 18. Митрополичий корпус. 19. Северо-Западная башня (Ризница). 20. Северный (Просфорный) корпус. Александро-Невская лавра.
8 Благовещенская церковь Александро-Невской лавры. Одна из крупнейших каменных церквей Санкт-Петербурга. Построена в гг. Архитектор Д.Трезини. Состояла из двух церквей – Верхней и Нижней. Верхняя церковь освещена 30 августа1724 года во имя Святого Благоверного Князя Александра- Невского в день торжественного перенесения сюда мощей защитника земли Русской Великого Князя Владимирского Александра Ярославича. В 1752 году, по указу Елизаветы Петровны, здесь была установлена серебряная рака весом около 90 пудов для хранения мощей святого. В 1790 году перенесена в Троицкий собор Александро- Невской лавры. Нижняя церковь освещена позже, в 1725 году, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь находились могилы родственников Петра I, выдающихся военных и государственных деятелей, в том числе – генералиссимуса А.В.Суворова. В гг. обе церкви закрыты. В Нижнем храме расположен музей городской скульптуры. Одна из крупнейших каменных церквей Санкт-Петербурга. Построена в гг. Архитектор Д.Трезини. Состояла из двух церквей – Верхней и Нижней. Верхняя церковь освещена 30 августа1724 года во имя Святого Благоверного Князя Александра- Невского в день торжественного перенесения сюда мощей защитника земли Русской Великого Князя Владимирского Александра Ярославича. В 1752 году, по указу Елизаветы Петровны, здесь была установлена серебряная рака весом около 90 пудов для хранения мощей святого. В 1790 году перенесена в Троицкий собор Александро- Невской лавры. Нижняя церковь освещена позже, в 1725 году, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь находились могилы родственников Петра I, выдающихся военных и государственных деятелей, в том числе – генералиссимуса А.В.Суворова. В гг. обе церкви закрыты. В Нижнем храме расположен музей городской скульптуры.
9 Феодоровская церковь Александро-Невской лавры. Среди первых сооружений монастырского ансамбля была церковь во имя Святого Феодора (брата Александра Невского), построенная по проекту П.Трезини в гг. Композиция и формы здания в основном повторяли архитектуру здания Благовещенской церкви, отличаясь лишь некоторыми деталями. В 1840 году в Верхней церкви был устроен новый иконостас и ее престол освещен во имя Святителя Николая Чудотворца. Отремонтированную нижнюю церковь в 1842 году освятили во имя Святого Феодора. Декоративное оформление интерьеров храма частично сохранилось до наших дней. Среди первых сооружений монастырского ансамбля была церковь во имя Святого Феодора (брата Александра Невского), построенная по проекту П.Трезини в гг. Композиция и формы здания в основном повторяли архитектуру здания Благовещенской церкви, отличаясь лишь некоторыми деталями. В 1840 году в Верхней церкви был устроен новый иконостас и ее престол освещен во имя Святителя Николая Чудотворца. Отремонтированную нижнюю церковь в 1842 году освятили во имя Святого Феодора. Декоративное оформление интерьеров храма частично сохранилось до наших дней.
10 Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Самым величественным храмом ансамбля стал Свято- Троицкий собор – одно из немногих культовых сооружений раннего классицизма. Его строительство началось в 1776 году по проекту и под наблюдением архитектора И.Е.Старова. 30 августа 1790 года состоялось освящение храма. В тот же день мощи Александра Невского были торжественно перенесены в собор из Александровской церкви. Самым величественным храмом ансамбля стал Свято- Троицкий собор – одно из немногих культовых сооружений раннего классицизма. Его строительство началось в 1776 году по проекту и под наблюдением архитектора И.Е.Старова. 30 августа 1790 года состоялось освящение храма. В тот же день мощи Александра Невского были торжественно перенесены в собор из Александровской церкви. Благородные архитектурные формы собора нисколько не нарушили барочного стиля фасадов монастырских корпусов. Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля. Благородные архитектурные формы собора нисколько не нарушили барочного стиля фасадов монастырских корпусов. Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля. Внутри здания очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму с центрально-купольной, собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон высокого барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света. Внутри здания очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму с центрально-купольной, собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон высокого барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света. Свято-Троицкий собор – вершина творчества И.Е.Старова в создании церковных сооружений. Свято-Троицкий собор – вершина творчества И.Е.Старова в создании церковных сооружений.
12 Сампсониевский собор. Собор построен в гг. На месте деревянной церкви, заложенной Петром I в намять о победе, одержанной русскими войсками в ходе Северной войны под Полтавой 27 июня 1709 года, в день Святого Сампсония. Преподобный Сампсопий почитается православной церковью как христианский подвижник, целитель и чудотворец, устроитель домой для нищих, больных и странников. Традиционно на Руси Святому Сампсонию приписывают особое, покровительственное и гостеприимное, отношение к иностранцам. В 18 – начале 20 века при храме существовали православное и иноверческое кладбища. Сохранилось надгробие в память о русских патриотах, казненных в Санкт-Петербурге 27 июня 1740 года по объявлению в антиправительственной деятельности. В храме имеется золоченый деревянный пятиярусный иконостас, исполненный в гг. русскими резчиками. Богослужение в соборе прекращено в 1938 году. Собор построен в гг. На месте деревянной церкви, заложенной Петром I в намять о победе, одержанной русскими войсками в ходе Северной войны под Полтавой 27 июня 1709 года, в день Святого Сампсония. Преподобный Сампсопий почитается православной церковью как христианский подвижник, целитель и чудотворец, устроитель домой для нищих, больных и странников. Традиционно на Руси Святому Сампсонию приписывают особое, покровительственное и гостеприимное, отношение к иностранцам. В 18 – начале 20 века при храме существовали православное и иноверческое кладбища. Сохранилось надгробие в память о русских патриотах, казненных в Санкт-Петербурге 27 июня 1740 года по объявлению в антиправительственной деятельности. В храме имеется золоченый деревянный пятиярусный иконостас, исполненный в гг. русскими резчиками. Богослужение в соборе прекращено в 1938 году.
13 Церковь Святого Пантелеймона Сооружена в гг. По проекту И.К.Коробова близ Партикулярной верфи на месте деревянной церкви, возведенной в память о морских победах, одержанных в ходе Северной войны при Гангуте(1714 год) и Гренгаме (1720 год), в день Святого Пантелеймона. Освещена 27 июля 1739 года. Святой Пантелеймон почитается православной церковью как целитель, лечивший больных силой христианской веры. Бал арестован по указу императора Максимилиана, по основанию доноса врачей, обвинен в христианском вероисповедании. Подвергнут жестоким пыткам. Казнен в 305 году. Наибольшим почитанием пользовались две иконы с мощами Святого Пантелеймона, к которым с молитвами обращались все страждущие. В 1830-х годах на фасаде были установлены мемориальные доски и рельефы в память о победе при Гангуте (скульптора А.Г.Логановского). В 1935 году церковь закрыта. С 1981 года здесь размещалась экспозиция «Гангутская слава» Сооружена в гг. По проекту И.К.Коробова близ Партикулярной верфи на месте деревянной церкви, возведенной в память о морских победах, одержанных в ходе Северной войны при Гангуте(1714 год) и Гренгаме (1720 год), в день Святого Пантелеймона. Освещена 27 июля 1739 года. Святой Пантелеймон почитается православной церковью как целитель, лечивший больных силой христианской веры. Бал арестован по указу императора Максимилиана, по основанию доноса врачей, обвинен в христианском вероисповедании. Подвергнут жестоким пыткам. Казнен в 305 году. Наибольшим почитанием пользовались две иконы с мощами Святого Пантелеймона, к которым с молитвами обращались все страждущие. В 1830-х годах на фасаде были установлены мемориальные доски и рельефы в память о победе при Гангуте (скульптора А.Г.Логановского). В 1935 году церковь закрыта. С 1981 года здесь размещалась экспозиция «Гангутская слава»
14 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь постоена в 1739 году по проекту М.Г.Земцова на Невском проспекте. Стоявшая на берегу речки Кривуши (будущего Екатерининского канала), она своим северным фасадом распологалась вдоль перспективы. В целом церковь напоминала Петропавловский собор.
15 Богоявленский Никольский собор. Один из самых почитаемых православных храмов Санкт-Петербурга, Построен в гг. на территории морского двора, в Коломне, по проекту С.И.Чевакинского. Включал две церкви: Верхнюю – освещенную 20 июля 1762 года во имя Богоявления Господня, и Нижнюю, освещенную 5 декабря 1760 года во имя Святителя Николая Чудотворца. Святой Николай, архиепископ Мирликийский, почитается русской православной церковью как участник и организатор I Вселенского собора, объединившего в 325 году христианскую церковь, а так же как покровитель моряков и спаситель погибающих в море. Собор знаменит своим иконостасом, размещенным в Верхней церкви (работа русских резчиков середины 18 века). Одной из святынь является образ Николая Чудотворца, вывезенный французами в 1812 году и возвращенный в Россию в 1835 году. В храме установлены мемориальные доски в память о погибших русских военных моряках. Оставался действующим на протяжении всего 20 века. С 1941 года – кафедральный собор. Один из самых почитаемых православных храмов Санкт-Петербурга, Построен в гг. на территории морского двора, в Коломне, по проекту С.И.Чевакинского. Включал две церкви: Верхнюю – освещенную 20 июля 1762 года во имя Богоявления Господня, и Нижнюю, освещенную 5 декабря 1760 года во имя Святителя Николая Чудотворца. Святой Николай, архиепископ Мирликийский, почитается русской православной церковью как участник и организатор I Вселенского собора, объединившего в 325 году христианскую церковь, а так же как покровитель моряков и спаситель погибающих в море. Собор знаменит своим иконостасом, размещенным в Верхней церкви (работа русских резчиков середины 18 века). Одной из святынь является образ Николая Чудотворца, вывезенный французами в 1812 году и возвращенный в Россию в 1835 году. В храме установлены мемориальные доски в память о погибших русских военных моряках. Оставался действующим на протяжении всего 20 века. С 1941 года – кафедральный собор.
16 Андреевский собор. Здание было заложено 18 июля 1764 года на месте сгоревшей деревянной церкви, построенной в 1728 году. Храм возводился по проекту архитектора А.Ф.Виста. Через полтора года после начала строительства купол неожиданно рухнул, вследствие чего сооружение собора затянулось до 1780 года. Здание было заложено 18 июля 1764 года на месте сгоревшей деревянной церкви, построенной в 1728 году. Храм возводился по проекту архитектора А.Ф.Виста. Через полтора года после начала строительства купол неожиданно рухнул, вследствие чего сооружение собора затянулось до 1780 года. В 1848 – 1850 годах к собору пристроили два боковых предела, в результате чего он стал трехалтарным храмом. В 1848 – 1850 годах к собору пристроили два боковых предела, в результате чего он стал трехалтарным храмом. В 1938 году храм был закрыт. Здание занял вначале морской проектный институт, соорудивший в нем модель Невской губы, а позднее – отдел Института энтографии. В 1988 году началось постепенное возвращение храма Санкт-Петербургской епархии. В 1938 году храм был закрыт. Здание занял вначале морской проектный институт, соорудивший в нем модель Невской губы, а позднее – отдел Института энтографии. В 1988 году началось постепенное возвращение храма Санкт-Петербургской епархии.
17 Золотой век петербургского храмостроения
18 Князь-Владимирский собор. Построен в гг. Близ мазанского храма, называвшегося в народе «Успения на Макрушах» в связи с тем, что находился на одном из самых низменных и затопляемых мест города. Архитекторы П.А.Трезини, М.Г.Земцов, А.Ринальди, И.Е.Старов. Освящен 1 октября 1789 года во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира и к 800- летию крещения Руси, которое отмечалось годом раньше. Построен в гг. Близ мазанского храма, называвшегося в народе «Успения на Макрушах» в связи с тем, что находился на одном из самых низменных и затопляемых мест города. Архитекторы П.А.Трезини, М.Г.Земцов, А.Ринальди, И.Е.Старов. Освящен 1 октября 1789 года во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира и к 800- летию крещения Руси, которое отмечалось годом раньше. В 1845 году Указом Николая I собор утвержден главным храмом Кавалеров ордена Святого Князя Владимира всех степеней. В 1845 году Указом Николая I собор утвержден главным храмом Кавалеров ордена Святого Князя Владимира всех степеней. В убранстве собора выделяются ампирный иконостас, созданный в 1823 году, изображения четырех Евангелистов на парусах свода кисти К.П.Брюлова. В соборе хранится так называемое Берлинское Евангелие 1689 года в драгоценном облачении, пожертвованное императрицей Елизаветой Петровной. Храм оставался действующим на протяжении всего 20 века. В гг. Являлся кафедральным. В убранстве собора выделяются ампирный иконостас, созданный в 1823 году, изображения четырех Евангелистов на парусах свода кисти К.П.Брюлова. В соборе хранится так называемое Берлинское Евангелие 1689 года в драгоценном облачении, пожертвованное императрицей Елизаветой Петровной. Храм оставался действующим на протяжении всего 20 века. В гг. Являлся кафедральным.
19 Царское село. Вознесенский Софийский собор. Ценным памятником архитектуры строгого классицизма стало внушительное здание Софийского собора в Царском Селе. Его строительство было начато Ч.Камероном в 1782 году и завершено совместно с И.Е.Старовым в 1788 году. Монументальные четырехколонные портики дорического ордера, перекрытые фронтонами, придавали храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливали пять куполов, высившихся на круглых барабанах и имевших плоское завершение. Ценным памятником архитектуры строгого классицизма стало внушительное здание Софийского собора в Царском Селе. Его строительство было начато Ч.Камероном в 1782 году и завершено совместно с И.Е.Старовым в 1788 году. Монументальные четырехколонные портики дорического ордера, перекрытые фронтонами, придавали храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливали пять куполов, высившихся на круглых барабанах и имевших плоское завершение. Столь же торжественно здание выглядело и внутри. Собор играл роль архитектурной доминанты городка Софии, построенного Ч.Камероном вблизи Екатерининского парка Царского Села.
20 Смоленская церковь на Васильевском острове Каменная церковь во имя Смоленской Божьей Матери, сооружена по проекту архитектора А.А.Иванова в гг. На Смоленском православном кладбище. Каменная церковь во имя Смоленской Божьей Матери, сооружена по проекту архитектора А.А.Иванова в гг. На Смоленском православном кладбище. Церковь была освещена 1 октября 1790 годя. Большинство икон были написаны художником И.А.Акимовым. Его кисти принадлежала и главная святыня храма – образ Божьей Матери Одигитрии Смоленской, являющийся списком с чудотворной иконой Божьей Матери, находящейся в Смоленске. Церковь была освещена 1 октября 1790 годя. Большинство икон были написаны художником И.А.Акимовым. Его кисти принадлежала и главная святыня храма – образ Божьей Матери Одигитрии Смоленской, являющийся списком с чудотворной иконой Божьей Матери, находящейся в Смоленске. Позднее церковь неоднократно перестраивалась, ее композиция все более усложнялась. Современный вид интерьер получил в 1947 году, когда в храме после семилетнего перерыва возобновились богослужения.
21 Свято-Троицкая церковь в селе Александровском. В 1787 году, в селе Александровском, юго-восточнее Петербурга, по проекту архитектора Н.А.Львова была построена Свято-Троицкая церковь (освещена в 1790 году). Она представляет собой ротонду, охваченную со всех сторон колоннадой ионического ордера и перекрытую плоским куполом. Внутри купол декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими пояс антаблемента. Отдельно от церкви высится четырехгранный конус колокольни, прорезанный арками звонов. Из-за оригинальной формы зданий церкви и колокольни храм вскоре получил наименование «Кулич и пасха» В 1787 году, в селе Александровском, юго-восточнее Петербурга, по проекту архитектора Н.А.Львова была построена Свято-Троицкая церковь (освещена в 1790 году). Она представляет собой ротонду, охваченную со всех сторон колоннадой ионического ордера и перекрытую плоским куполом. Внутри купол декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими пояс антаблемента. Отдельно от церкви высится четырехгранный конус колокольни, прорезанный арками звонов. Из-за оригинальной формы зданий церкви и колокольни храм вскоре получил наименование «Кулич и пасха»
22 Чесменская церковь. Церковь была построена по проекту Ю.М.Фельтена в гг. В ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря (1770года). Здание украшено стрельчатыми ярочками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками- пинаклями, напоминает театральную декорацию. Это впечатление усиливают пять миниатюрных куполов, вырастающих на барабанах из кровли. Рядом с церковью сохранилось небольшое кладбище, на котором покоятся останки ветеранов российской армии, обредших приют в инвалидном доме, располагавшемся в Чесменском дворце. В 1991 году церковь была возвращена верующим. Церковь была построена по проекту Ю.М.Фельтена в гг. В ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря (1770года). Здание украшено стрельчатыми ярочками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками- пинаклями, напоминает театральную декорацию. Это впечатление усиливают пять миниатюрных куполов, вырастающих на барабанах из кровли. Рядом с церковью сохранилось небольшое кладбище, на котором покоятся останки ветеранов российской армии, обредших приют в инвалидном доме, располагавшемся в Чесменском дворце. В 1991 году церковь была возвращена верующим.
23 Костел Св. Екатерины К числу крупных церковных зданий принадлежал костел Святой Екатерина Александрийской, сооруженный на северной стороне Невского проспекта. Строительство его началось в 1762 году по проекту Ж.- Б.Валлен-Деламота. Но после того как в 1775 году он уехал из России, строительство заканчивал А.Ринальди. Освящение храма состоялось 7 октября1783 года. К числу крупных церковных зданий принадлежал костел Святой Екатерина Александрийской, сооруженный на северной стороне Невского проспекта. Строительство его началось в 1762 году по проекту Ж.- Б.Валлен-Деламота. Но после того как в 1775 году он уехал из России, строительство заканчивал А.Ринальди. Освящение храма состоялось 7 октября1783 года. Костел представляет собой сложное, крестообразное в плане, трехапсидное здание, увенчанное большим куполом на мощном барабане. Над главным алтарем находился большой образ Св. Екатерина, исполненный художником Я.Меттенлейтором. Гордостью храма был превосходный орган, изготовленный по специальному заказу немецкими мастерами. Обширная библиотека костела насчитывала редких книг, изданных на 30 языках. Костел представляет собой сложное, крестообразное в плане, трехапсидное здание, увенчанное большим куполом на мощном барабане. Над главным алтарем находился большой образ Св. Екатерина, исполненный художником Я.Меттенлейтором. Гордостью храма был превосходный орган, изготовленный по специальному заказу немецкими мастерами. Обширная библиотека костела насчитывала редких книг, изданных на 30 языках. Сейчас от прежнего великолепия храма ничего не осталось. В 1930-е годы костел пережил форменный погром. А пожар, случившейся в 1984 году, довершил уничтожение остатков убранства интерьеров. Недавно здание возвращено католической церкви.
24 Армянская церковь Св. Екатерины На той же стороне Невского проспекта, напротив Гостиного двора, находится армянская церковь Св. Екатерина. Она была построена по проекту Ю.М.Фельтена в гг. Средства на сооружение храма дал крупный коммерсант Ованес Лазарян – активный деятель армянского освободительного движения второй половины 18 века. Небольшое церковное здание стоит в глубине разрыва между домами. Его легкий купол изящно возвышается над четырехколонным коринфским портиком, перекрытым треугольным фронтоном. Разбивка фасада пилястрами и расстановка колонн напоминают еще времена барокко, хотя и отмечены влиянием классицизма. На той же стороне Невского проспекта, напротив Гостиного двора, находится армянская церковь Св. Екатерина. Она была построена по проекту Ю.М.Фельтена в гг. Средства на сооружение храма дал крупный коммерсант Ованес Лазарян – активный деятель армянского освободительного движения второй половины 18 века. Небольшое церковное здание стоит в глубине разрыва между домами. Его легкий купол изящно возвышается над четырехколонным коринфским портиком, перекрытым треугольным фронтоном. Разбивка фасада пилястрами и расстановка колонн напоминают еще времена барокко, хотя и отмечены влиянием классицизма.
25 Кронштадт. Андреевский собор Андреевский собор в Кронштадте, построенный по проекту А.Д.Захарова, можно с полным правом отнести к лучшим памятника русского классицизма. Собор (возведенный в гг.) представляет собой крестообразное в плане здание, над центром которого возвышается большой купол, поддерживаемый тесно сдвинутыми колоннами барабана. Колокольню увенчивал узкий золоченый шпиль, достигавший почти семидесятиметровой высоты. В соборе находился уникальный иконостас – ценнейший памятник русского искусства живописи и резьба по дереву начала19 века. Андреевский собор в Кронштадте, построенный по проекту А.Д.Захарова, можно с полным правом отнести к лучшим памятника русского классицизма. Собор (возведенный в гг.) представляет собой крестообразное в плане здание, над центром которого возвышается большой купол, поддерживаемый тесно сдвинутыми колоннами барабана. Колокольню увенчивал узкий золоченый шпиль, достигавший почти семидесятиметровой высоты. В соборе находился уникальный иконостас – ценнейший памятник русского искусства живописи и резьба по дереву начала19 века. Разграбленный после революции, храм в 1933 году был безжалостно снесен. Разграбленный после революции, храм в 1933 году был безжалостно снесен.
26 Церковь Св. Екатерины Среди архитектурных доминант речной части города сразу занял главенствующее положение монументальный купол церкви Св. Екатерины на Васильевском острове. Храм был сооружен в гг. По проекту, исполненному архитектором А.А.Михайловым 2-м. Среди архитектурных доминант речной части города сразу занял главенствующее положение монументальный купол церкви Св. Екатерины на Васильевском острове. Храм был сооружен в гг. По проекту, исполненному архитектором А.А.Михайловым 2-м. Церковь Св. Екатерина проста по замыслу. Над центральной частью здания возвышается величественный купол, опирающийся на высокий барабан, окруженный коринфскими колонами. Церковь Св. Екатерина проста по замыслу. Над центральной частью здания возвышается величественный купол, опирающийся на высокий барабан, окруженный коринфскими колонами. В 1930-х годах здание подверглось так называемой реконструкции. Несмотря на искажение интерьера, общий облик здания церкви Св. Екатерины в основном сохранился. Видное из далека, с мостов и набережных, оно активно оживляет застройку левого берега Малой Невы. В 1930-х годах здание подверглось так называемой реконструкции. Несмотря на искажение интерьера, общий облик здания церкви Св. Екатерины в основном сохранился. Видное из далека, с мостов и набережных, оно активно оживляет застройку левого берега Малой Невы.
27 Спасо-Преображенский собор. Сооружен в гг. по проекту В.П.Стасова на месте сгоревшего храма лейб-гвардии Преображенского полка, с 1796 года повелением императора Павла I именованный Собором Всей Гвардии. Первоначальный храм был построен на территории полкового двора гренадерской роты Преображенского полка в гг. П.А.Трезини по проекту М.Г.Земцова. Отстроенный заново после пожара 1825 года, храм был освящен 5 августа 1829 года во имя Преображения Господня. По причине недостатка средств в связи с началом русско-турецкой войны купола собора остались без позолоты. В гг. Вокруг собора устроен сад, окруженный чугунной оградой из 102 стволов пушек, соединенных железными цепями. На одной из башен собора находятся куранты, привезенные из Англии и установленные в 1854 году. В интерьере сохранились иконостасы центрального и бокового пределов. Сооружен в гг. по проекту В.П.Стасова на месте сгоревшего храма лейб-гвардии Преображенского полка, с 1796 года повелением императора Павла I именованный Собором Всей Гвардии. Первоначальный храм был построен на территории полкового двора гренадерской роты Преображенского полка в гг. П.А.Трезини по проекту М.Г.Земцова. Отстроенный заново после пожара 1825 года, храм был освящен 5 августа 1829 года во имя Преображения Господня. По причине недостатка средств в связи с началом русско-турецкой войны купола собора остались без позолоты. В гг. Вокруг собора устроен сад, окруженный чугунной оградой из 102 стволов пушек, соединенных железными цепями. На одной из башен собора находятся куранты, привезенные из Англии и установленные в 1854 году. В интерьере сохранились иконостасы центрального и бокового пределов.
28 Свято-Троицкий собор. Возведен в гг. по Указу императора Николая I, шефа лейб-гвардии Измайловского полка, на месте старого полкового храма, разрушенного наводнением 1824 года. Архитектор В.П.Стасов. 25 мая 1835 года собор был освещен. В нем имелось три алтаря: Возведен в гг. по Указу императора Николая I, шефа лейб-гвардии Измайловского полка, на месте старого полкового храма, разрушенного наводнением 1824 года. Архитектор В.П.Стасов. 25 мая 1835 года собор был освещен. В нем имелось три алтаря: Главный – во имя Святой Живоначальной Троицы Главный – во имя Святой Живоначальной Троицы Южный – во имя Святой Марии Магдалины Южный – во имя Святой Марии Магдалины Северный – во имя Святого Иоанна Воина. Северный – во имя Святого Иоанна Воина. В стены собора были вмантированы памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражении при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В интерьере были размещены полковые знамена, военные трофеи. В честь победоносного окончания русско-турецкой войны гг. в сквере перед собором был установлен памятник в виде колонны, в основании которой находилось 140 стволов трофейных орудий. В стены собора были вмантированы памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражении при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В интерьере были размещены полковые знамена, военные трофеи. В честь победоносного окончания русско-турецкой войны гг. в сквере перед собором был установлен памятник в виде колонны, в основании которой находилось 140 стволов трофейных орудий. Собор закрыт в 1938 году. В1990 году возвращен церкви. Собор закрыт в 1938 году. В1990 году возвращен церкви.
29 Храмы второй половины XIX – начала XX века
30 Церковь Святых Бориса и Глеба. Внушительно смотрится церковь во имя святых князей Бориса и Глеба, сооруженная по проекту М.А.Шурупова в гг. на Калашниковской (Снопской) набережной, в створе Калашниковского проспекта. Она была построена в «Византийском стиле», привлекала внимание необычностью художественного решения Внушительно смотрится церковь во имя святых князей Бориса и Глеба, сооруженная по проекту М.А.Шурупова в гг. на Калашниковской (Снопской) набережной, в створе Калашниковского проспекта. Она была построена в «Византийском стиле», привлекала внимание необычностью художественного решения
31 Греческая церковь святого Дмитрия Солунского Более строгое стилистическое решение отличало здание церкви Святого Дмитрия Солунского, построенной по проекту архитектора Р.И.Кузьмина в гг. на Литовской улице, на Летней Конной площади. При сооружении храма строящегося для греческого посольства, зодчий умело использовал композиционные идеи и декоративные мотивы ранней византийской архитектуры. Более строгое стилистическое решение отличало здание церкви Святого Дмитрия Солунского, построенной по проекту архитектора Р.И.Кузьмина в гг. на Литовской улице, на Летней Конной площади. При сооружении храма строящегося для греческого посольства, зодчий умело использовал композиционные идеи и декоративные мотивы ранней византийской архитектуры.
32 Великокняжеская усыпальница. Примером творческого переосмысления архитектурных форм прошлого явилось возведение Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Она была построена в гг. По проекту архитектора Д.И.Гримма, при участии архитекторов А.И.Томишко и Л.Н.Бенуа специально для погребения членов Российского императорского дома. Примером творческого переосмысления архитектурных форм прошлого явилось возведение Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Она была построена в гг. По проекту архитектора Д.И.Гримма, при участии архитекторов А.И.Томишко и Л.Н.Бенуа специально для погребения членов Российского императорского дома.
33 Кронштадт. Морской собор. Среди новых храмов одним из лучших образцов невизантийского стиля стал грандиозный Морской собор, построенный в гг. в Кронштадте. Он был возведен по проекту архитектора В.А.Косякова, которому в реализации замысла помогали брат Г.А.Косяков и художник- архитектор Н.А.Подберезский. Собор строился как памятник «чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а так же способствовавшим развитию и славе флота». Его торжественное освящение прошло 10 июня 1913 года. Среди новых храмов одним из лучших образцов невизантийского стиля стал грандиозный Морской собор, построенный в гг. в Кронштадте. Он был возведен по проекту архитектора В.А.Косякова, которому в реализации замысла помогали брат Г.А.Косяков и художник- архитектор Н.А.Подберезский. Собор строился как памятник «чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а так же способствовавшим развитию и славе флота». Его торжественное освящение прошло 10 июня 1913 года.
34 Иоанновский женский монастырь. В невизантийском стиле по проекту архитектора Н.Н.Никонова в гг. был возведен комплекс Иоановского женского монастыря на набережной реки Карповки. Его основателем стал отец Иоан Кронштадский. Главное здание монастыря увенчивают пять куполов на круглых световых башнях. На его западной стороне возвышается столпообразная колокольня с куполом. Стены облицованы глазурованным белым и коричневым кирпичом, образующем на фасадах горизонтальные чередующиеся полосы. В невизантийском стиле по проекту архитектора Н.Н.Никонова в гг. был возведен комплекс Иоановского женского монастыря на набережной реки Карповки. Его основателем стал отец Иоан Кронштадский. Главное здание монастыря увенчивают пять куполов на круглых световых башнях. На его западной стороне возвышается столпообразная колокольня с куполом. Стены облицованы глазурованным белым и коричневым кирпичом, образующем на фасадах горизонтальные чередующиеся полосы.
35 Петергоф. Собор Святых Апостолов Петра и Павла. Весьма оригинальным воплощением форм неорусского стиля стал придворный собор Святых Апостолов Петра и Павла, построенный по проекту архитектора Н.В.Султанова в гг. в Петергофе. Он сразу был отнесен современниками к числу совершенных творений зодчества. Весьма оригинальным воплощением форм неорусского стиля стал придворный собор Святых Апостолов Петра и Павла, построенный по проекту архитектора Н.В.Султанова в гг. в Петергофе. Он сразу был отнесен современниками к числу совершенных творений зодчества.
36 Список литературы: А.П.Павлов «Храмы Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, Лениздат, 1999 А.П.Павлов «Храмы Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, Лениздат, 1999 «Православный Петербург», серия книг «Многоликий Петербург», Санкт-Петербург, Издательство «П-2», 1996 «Православный Петербург», серия книг «Многоликий Петербург», Санкт-Петербург, Издательство «П-2», 1996
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.