Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmfpa-bis.narod.ru
1 ИК: Упр.знан.ИС Дисциплина: Интеллект. ИС Преподаватели: Лекции – Збарский Александр Михайлович Семинары – Павлековская Ирина Васильевна
2 Интеллектуальные ИС Семинар 1 - Практикум «Разработка экспертной системы в среде GURU» Часть 1. Теория и пример создания экспертной системы в среде GURU Часть 2. Самостоятельная разработка экспертной системы в среде GURU
3 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Часть 1. Теория и пример создания экспертной системы в среде GURU
4 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Основные этапы создания ЭС: идентификация проблемной области концептуализация проблемной области формализация базы знаний реализация базы знаний тестирование базы знаний опытная эксплуатация
5 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Идентификация проблемной области: определяется назначение и сферы применения ЭС подбираются эксперты, инженеры по знаниям, выделяются ресурсы осуществляется постановка и параметризация решаемых задач
6 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Концептуальное моделирование: целостное и системное описание используемых знаний, адекватно отражающих предметную область Результаты этого этапа отображаются в виде наглядных графических схем
7 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Концептуальное моделирование: Три уровня моделирования: объектный – структура предметной области представляется совокупностью взаимосвязанных объектов функциональный – моделируются действия и преобразования над объектами поведенческий – представляется взаимодействие объектов во временном аспекте
8 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Функциональный уровень: в результате моделирования строится дерево целей (граф "И-ИЛИ") модель строится путем последовательной декомпозиции целей: для цели определяются подцели, для этих подцелей устанавливаются свои подцели и т.д., пока в качестве подцелей не окажутся исходные факты
9 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Функциональный уровень - граф "И-ИЛИ" : каждый зависимый факт есть целевая переменная – корневая вершина, а определяющие его факты-аргументы – связанные с корнем подчиненные вершины условие конъюнкции (совместное влияние факторов) обозначается пересекающей дугой, а условие дизъюнкции (независимость факторов) никак не обозначается если какой-нибудь факт-аргумент определяется другими факторами, то он становится подцелью
10 Граф "И-ИЛИ" – пример (1/3): Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: VKLAD (Вид вклада) DOXOD (Уровень дохода) SBER (Величина сбережений) ECSYT (Экономическая ситуация)
11 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Граф "И-ИЛИ" – пример (2/3): VKLAD (Вид вклада) DOXOD (Уровень дохода) SBER (Величина сбережений ) ECSYT (Экономическ ая ситуация) TSBER (Текущие сбережения) NSBER (Необходимый уровень сбережений)
12 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Граф "И-ИЛИ" – пример (3/3): VKLAD (Вид вклада) DOXOD (Уровень дохода) SBER (Величина сбережений) ECSYT (Экономическая ситуация) TDOXOD (Текущий доход) NDOXOD (Необходимый доход на человека) IGDV (Число иждивенцев) STABD (Стабильн ость дохода) TSBER (Текущие сбережения) NSBER (Необходимый уровень сбережений)
13 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: На сайте mfpa-bis.narod.ru: выбрать дисциплину ИИС – внизу старницы выбрать «Материал с заданием с семинара» Открыть страницу 2 с описанием технологии работы в GURU Выполнить описанный пример – c:\guru\guru.exe Ознакомиться в этом же файле с разделом «ЭС с нечеткими переменными в правилах вывода» (стр. 7 и далее)
14 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Часть 2. Самостоятельная разработка экспертной системы в среде GURU : Выбрать для примера конкретную предметную область – сообщить преподавателю, можно выполнять работу по два человека Выполнить задание (след.слайд) Подготовить и сдать на след. занятии отчет (по всем пунктам задания)
15 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Часть 2. Самостоятельная разработка экспертной системы в среде GURU : Задание: определить целевую переменную, ее значения, определить подцели и их значения, разработать концептуальную модель (дерево целей) не менее 5 уровней составить набор правил для заполнения БЗ перейти в Гуру и работать там по теоретическому описанию Части 1
16 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Часть 2. Самостоятельная разработка экспертной системы в среде GURU : Структура отчета: 1. Целевая переменная и ее значения 2. Подцели (переменные) и их значения 3. Концептуальная модель (дерево целей) 4. Набор правил базы знаний
17 Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Часть 2. Самостоятельная разработка экспертной системы в среде GURU : Варианты предметных областей ЭС: Покупка квартиры. Покупка компьютера. Покупка автомобиля. Выполнение неравенства треугольника. Определение направления ветвей параболы. Определение вида (прямоугольного, тупоугольного, остроугольного, равнобедренного, равностороннего). Покупка сотового телефона. Аренда помещения. Покупка билета на самолет. Определение, имеет ли квадратное уравнение решение (в зависимости от дискриминанта). Определение существования корня n-ой степени (в зависимости от подкоренного выражения). Определение вида логарифма (в зависимости от основания).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.