Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемs_shiro.mos.edu54.ru
1 Районное муниципальное учреждение Широкоярская средняя общеобразовательная школа НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме « Хитрые падежи» Конева Екатерина Борисовна, ученица 7 класса РМОУ Широкоярская СОШ Руководитель Максимова Раиса Кузьминична, учитель русского языка и литературы. Широкий Яр 2009
2 Содержание I. Вступление. Падеж определить трудно II. Основная часть. Хитрые падежи 1. Шесть падежей из школьной программы 2.«Падежные» открытия: - превратительный; - частичный; - звательный; - счетный; - ждательный; - лишительный; - местный. 3. « Раскопки» в языке III. Заключение. Отклонения от норм падежей считать вариантами IV.Литература
3 Каждая наука имеет свою систему понятий, отражающих характерные особенности тех фактов, явлений, которые она изучает. Лингвистика изучает язык. Лингвисты пытаются установить закономерности, помочь в овладении языком. Но часто в установленных закономерностях наблюдаются парадоксы – странные, необычные явления, противоречащие установленным закономерностям, иногда даже здравому смыслу. Один из таких парадоксов - падежная система. Есть языки, в которых падежная система практически утрачена. Английский тому пример. Существуют и такие, где система склонений очень сложная. Так, в венгерском языке - двадцать два падежа! С русским с его шестью падежами, как будто бы проще.. Но падеж в русском языке - это такая сложная вещь, камень преткновения для всех иностранцев. Им кажется, что выучить это невозможно.
4 В чем же заключаются трудности овладения падежами? Что за парадоксы существуют в, казалось бы, всем понятной с начальных классов системе падежей.
5 Все мы знаем шесть падежей из школьной программы именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный - "имя" предмета - начальная форма наименования. Родительный - буквально означает "полученный с рождения". Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем ( сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.). Дательный - от слова "дать", так как наиболее типичное его значение - обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие. Некоторые ученые находят связь названия падежа со словом "вина", в семантике которого в древнерусском языке было также значение "причина". Творительный связан с глаголом "творить" и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется.
6 Казалось бы, наука давно объяснила все о падежах. Но все ли так просто. Давайте задумаемся.Обратимся к книге «Лингвистические парадоксы» В.В. Одинцова. Внимательно прочитаем статью «Седьмой падеж» и зададим вопрос: « А в каком падеже стоит слово «летчики» в известном стихотворении В Маяковского «Я бы в летчики пошел…» Простой вопрос: какой падеж «в летчики?»- Конечно, винительный!- ответят вам. Что же здесь загадочного? Давайте просклоняем это существительное: именительный (кто?) летчики; родительный (кого?)- летчиков; дательный (кому?)- летчикам; винительный (кого?)- летчиков.Может быть, летчики - это творительный? Нет, творительный - летчикам, а предложный- о летчиках. Перебрали все падежи. Выходит, что форма «летчики» возможна только у именительного падежа множественного числа. Но ведь в предложении «Я бы в летчики пошел» подлежащее - личное местоимение «я», а «в летчики»- дополнение, причем с предлогом, а дополнение не может стоять в именительном падеже. Но если в летчики - это не именительный и вообще не подходит ни под один известный падеж, то что же это?
7 А вот еще один пример.«И пошёл я в люди», – завершил Горький своё «Детство». Странноватое направление: раз пошёл, то вопрос должен быть «куда?» или хотя бы «в кого?». Тогда, получается «пошёл в людей».. Почему же за предлогом «в» следует форма именительного падежа? Не может быть именительный с предлогом! Так же: «в депутаты», «в стюардессы». Неужели существует еще и седьмой падеж? Зададим этот вопрос и попробуем найти ответ на сайтах интернета. Да. Авторы статей, указанных в списке литературы, предлагают выделить седьмой падеж и назвать его превратительный
8 Но выделяют еще и следующие падежи, кроме общепринятых шести: частичный, звательный, счетный, ждательный, лишительный, местный Что же это за падежи? Есть родительный падеж, который служит для указания на частичность. Например, «добавить сахару», «выпить квасу». Вообще-то, родительный падеж здесь имеет окончание «-а», а вот этот родительный частичный, специальный имеет окончание «-у». Так что же, это другой падеж? Строго говоря, что такое падеж? Это определенная форма для выражения определенного падежного значения. Значит, если по-хорошему, это еще один, восьмой, падеж.
9 А это девятый? У К. Чуковского в « Мойдодыре» есть строчки: «Боже, боже… Отчего же…». А что за форма – «боже»? Бог – понятно, именительный падеж. Бога, богу, богом… Но что за категория – «боже»? Может быть, это звательный падеж? Ещё примеры: «Чего тебе надобно, старче?», «А ну, поворотись- ка, сынку…».
10 Вот еще один пример. «Встретил богатыря», «нет богатыря» – с падежами всё ясно. А «Три богатыря»? Три кого? – не задумавшись о том, что значение совсем другое, не вставишь «встретил» или «нет». Но тогда и падеж свой, отдельный? «Три девицы под окном…», «24 часа» – хочешь не хочешь, приходится учредить счётный падеж.
11 А никого не ставит в тупик справочная, когда из трубки слышится: «Ждите ответа»? Вроде бы несомненный родительный – кого? чего? Однако «Ждите Ваню» – смысл подобный же, но кого? что? – винительный. Мы ждём (кого? чего?) письма, но (кого? что?) маму. А наоборот «ждать письмо» или «ждать мамы как-то не по-русски (особенно, второе). Если два разных падежа употребляются в одной и той же роли, то естественно объединить их в один – ждательный...
12 Ждательный падеж явление довольно сложное Попытаемся понять разницу между выражениями «ждать письма» и «ждать маму». Когда мы ждём письма, мы не ожидаем от письма никакой активности. Мы ждём не само письмо, а именно письма, доставки письма, пришествия письма, то есть какого-то явления, связанного с его появлением в нашем почтовом ящике. Письмо здесь играет пассивную роль. Но когда мы ждём маму, мы ждём не «доставки мамы таксистом до места нашей встречи», а именно саму маму. То есть получается, что если объект, выраженный существительным, может влиять на собственное появление, то мы его ждём в форме винительного падежа (он будет «виноват», если опоздает), а если объект сам по себе ничего сделать не может, то мы его ждём уже в форме родительного
13 А вот падеж, который используется вместе с отрицанием глагола во фразах вроде «не знать правды» (но «знать правду»), «не иметь права» (но «иметь право»). Нельзя сказать, что в варианте с отрицанием мы используем родительный падеж, потому что в некоторых случаях слова остаются в форме винительного: «не водить машину» (а не машины) Этот падеж возникает только в том случае, если мы считаем, что каждой функции существительного должен соответствовать какой-то один конкретный падеж. Тогда лишительный падеж это такой падеж, формы которого могут соответствовать формам родительного или винительного. Иногда они взаимозаменяемы, но в некоторых случаях нам заметно удобнее использовать только один из двух вариантов, что говорит в пользу лишительного падежа. Например, «ни шагу назад» (подразумевает «не делать») звучит намного более по-русски, чем «ни шага назад».
14 Местный падеж самый понятный из всех особых падежей. Он есть, он используется каждым из нас, его формы очевидны, заменить другими словами их нельзя. А вот, например, у носа, леса, снега, рая, года зависят. Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу; думаем о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, можно только в лесу. В предложном падеже многие существительные мужского рода имеют разные окончания: -у(-ю) или -е, например: танцевать на балу – думать о бале, победить в бою – вспоминать о бое, а также: в году – о годе, в долгу – о долге и т.д. Формальное различие налицо (разные окончания). Различны и значения. Формы на -у(-ю) в основном обозначают место, пространство, где что-то находится (местное значение). Формы на -е обозначают преимущественно предмет, о котором говорят, думают
15 Так сколько же падежей в русском языке? Итак, подсчитаем, сколько падежей у нас получилось: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный, превратительный, частичный, звательный, счетный, ждательный, лишительный, местный. Всего 13 падежей. А некоторые лингвисты насчитывают гораздо больше.
16 Чтобы ответить на этот вопрос, надо, подобно археологам, заняться «раскопками», «раскопками» в языке. Мы знаем, что язык изменяется вместе с развитием общества, что некоторые старые формы исчезают, а другие видоизменяются, приспосабливаются к новым условиям предков? Нам известно, что винительный падеж одушевленных существительных мужского рода сходен с родительным, а неодушевленных с именительным. Неодушевленные Одушевленные И. стол, дом брат, ученик Р. стола, дома брата, ученика В. стол, дом брата, ученика
17 Но так было не всегда. В XI в., например, не было такой разницы между одушевленными и неодушевленными существительными и винительный падеж всегда совпадал с именительным. Тогда, например, говорили: Выпусти ты свой муж, а я свой ('своего воина, а я своего'); повеле оседлати конь (мы бы сказали коня) и т. д.
18 Постепенно у некоторых слов винительный падеж начинает совпадать с родительным. Однако старые формы сохранялись долго. Даже у писателей XVIII и XIX вв. можно встретить винительный, сходный с именительным (теперь у этих слов винительный совпадает с родительным). У Пушкина в «Сказке о золотом петушке» читаем: Медлить нечего: «Скорее! Люди, на конь! Эй, живее!» Или в «Военных записках» знаменитого поэта- партизана, героя войны 1812 г. Дениса Давыдова:...сел на конь и уехал; Мы вскочили на конь (это выражение жило особенно долго).
19 Нам кажутся странными, неправильными эти обороты потому, что мы привыкли видеть здесь винительный, сходный с родительным. Эта же привычка скрывает от наших глаз странность, «неправильность» (с точки зрения современного языка) оборотов с винительным падежом типа пошел в летчики, выбран в депутаты, поехал в гости. Ведь «настоящий» винительный здесь летчиков, депутатов, гостей. Следовательно, это не отдельный падеж, а винительный, но сохранивший старую форму.
20 В многочисленных оборотах этого типа винительный сохраняет сходство с именительным, как и тысячу лет назад, когда существительные не подразделялись на одушевленные и неодушевленные, когда предложение Я видел конь звучало так же естественно, как Я видел стол в наше время. С течением времени винительный, сходный с родительным, употреблялся все чаще. Процесс замены был длительным. Не все слова одинаково легко и одновременно поддались изменению. Сначала форму родительного падежа усвоили имена собственные, затем слова мужского рода, обозначающие лиц: князь, господин, отец. Тогда уже писали: Поищем себе князя (вместо старого князь). А некоторые слова до сих пор сохраняют во множественном числе «привычки старины» и решительно восстают против всей системы склонения.
21 Но зачем же потребовалось заменять форму именительного падежа формой родительного? Дело в том, что при винительном, сходном с именительным, трудно было различать, говоря языком грамматики, «субъект» и «объект», т. е. действующее лицо и лицо, которое испытывает действие. Непонятно? Другими словами, трудно определить, где подлежащее, о чем идет речь в предложении, если оба существительных имеют одинаковую форму именительного падежа. Мы легко поймем затруднение наших предков, очутившись в подобном положении. Возьмем фразу Сильно любила дочь мать. Кто кого любил: дочь свою мать или мать свою дочь? Когда мы говорим Буксир обогнал баржу, ясно, что подлежащее буксир, что говорят о его действиях. Но в предложении Теплоход обогнал буксир такой ясности нет, потому что у этих слов винительный совпадает с именительным.
22 Нам трудно сказать, где подлежащее, где дополнение: форма слова здесь не помогает Единственная надежда на порядок слов. Условились считать, что подлежащее в таких предложениях должно стоять на первом месте. Надежда слабая, так как в русском языке порядок слов относительно свободный, к тому же возможна инверсия, перестановка. Сейчас такие случаи сравнительно редки, а каково приходилось древним?
23 Чем родительный лучше других падежей? Все же почему винительный получил сходство с родительным, а не с дательным или, скажем, творительным? Винительному наиболее близок родительный. Винительный купил хлеб выпил чай налил чернила Родительный купил хлеба выпил чаю налил чернил
24 В древнерусском языке, как и во всех прочих древних славянских языках, падежная система состояла не из шести падежей, как сейчас, а из семи. Седьмым падежом был так называемый звательный падеж, который служил для выражения грамматического обращения. Он имел особые формы лишь для существительных мужского и женского рóда в единственном числе, а в остальных случаях не отличался от именительного К сожалению, этот падеж пропал в современном русском языке, его полностью заменила форма именительного падежа.
25 Определить падежи достаточно трудно не только иностранцам Кто не филолог, тому достаточно знать шесть школьных падежей, а отклонения считать просто вариантами. Например, «Мы не выращиваем чая» – родительный падеж, а «Хочешь чаю?» – языковед сказал бы, что отделительный, но беды не будет, если счесть тоже родительным; главное, не дательным (кому? чему? – чаю). Существуют и другие предложения, какими могут быть падежи. Вот шуточное стихотворение И Граубина
26 Спросили Лежебокина:- А ну-ка, расскажи, –За что так ненавидишь ты, –Не любишь падежи ? –Давным-давно все школьники –Их знают назубок. –Их за два года выучить –Лишь ты один не смог. –Ответил он рассерженно:- –В том не моя вина. –Пусть им сперва ученые –Изменят имена. –Ведь я падеж творительный –Нарочно не учу: –Трудиться, –А тем более –Творить –Я не хочу.
27 –Такой падеж, как –Дательный, –Я с детства не терплю: –Давать, –Делиться чем-нибудь –С друзьями –Не люблю. Предложный ненавижу я : –Чтоб не учить урок, –Приходится выдумывать –Какой-нибудь предлог. –А на падеж –Винительный –И вовсе я сердит : –Отец во всякой шалости –Всегда меня винит.-
28 Да, переделка, кажется, –Серьезная нужна. –А сам ты смог бы новые –Придумать имена?- –Давно придумал : –ВЗЯТЕЛЬНЫЙ, –ГРЯЗНИТЕЛЬНЫЙ, –ЛЕЖАТЕЛЬНЫЙ, –ГРУБИТЕЛЬНЫЙ, –ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ, –И, наконец, –ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ
29 Литература 1. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория 5-9кл 2. В.В. Одинцов..Лингвистические парадоксы. Москва Просвещение Материалы интернета: - Д. Андриевский «Хитрые падежи русского языка» - И. Бирман «Хитрые падежи» - В. Жигунов « Знаете такой падеж? Не знаете, что знаете» - Г. Граубин «Спросите Лежебокина» - И.Левонтина, старший научный сотрудник Института русского языка имени В.В. Виноградова «Каверзные падежи»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.