Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgeorgievka.kormilovka.omskedu.ru
1 Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» Выполнил: Зырянов Дмитрий ученик 11 класса
2 Цель исследования понять, может ли время, каким бы жестоким оно ни было, сломать многовековые традиции, человеческую натуру, заставить перестать любить
3 Задачи изучить литературу по данному вопросу; найти сходства и различия в женских характерах романа – эпопеи «Тихий Дон»; рассмотреть особенности каждой героини романа, принципы их изображения Шолоховым.
4 Роман «Тихий Дон» стал главным произведением в жизни М. А. Шолохова. Это – роман-эпопея.
5 Роман-эпопея «Тихий Дон» Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» это, прежде всего, историческое произведение, отражающее характерные черты и особенности эпохи Первой мировой и гражданской войн. Сам Шолохов определял своё произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин-казачек.
6 Критики о романе «Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб…»,- Бирюков Ф. «…неравный поединок с жестоким веком ведут герои шолоховской эпопеи, борясь за свое счастье… Особое место в этом процессе принадлежит женским образам романа, …все свои богатые внутренние силы они отдают задачам не разрушительным, а созидательным»,- Никулин М. «Талант Шолохова многогранен. Изображая человека из глубинных слоев народа, раскрывая его жизнь во всей сложности и полноте, писатель… создает трагические и комические характеры, проникает в тайны жизни и смерти, уходит в глубину внутреннего мира человека и развертывает широкую картину событий и обстоятельств его внешней жизни. Ему доступны и думы зрелого мужа, и глубочайшие женские переживания, и мир детей»,- Петелин В.
7 Женские судьбы в романе «Тихий Дон» Ильинична как воплощение материнства. Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который, чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.
8 Ильинична как воплощение материнства Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту. Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду.
9 Ильинична как воплощение материнства Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной героини, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты и любви к ближнему. Ильинична без колебаний может быть поставлена в ряд матерей, украшающих мировую литературу, мировую живопись. Эти матери зовут людей мужественно глядеть правде в глаза.
10 Трагедия жизни Дарьи В потрепанном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины. Война по-особому повлияла на эту женщину: почувствовав, что можно не приспосабливаться к старым порядкам, укладу, она безудержно отдается своим новым увлечениям.
11 Трагедия жизни Дарьи Дарья – щеголиха, поэтому огромную роль играют здесь детали одежды. Мы видели разбитную Дарью «принаряженной», «нарядной». Дарья у Шолохова ещё и постоянно прихорашивается. У Дарьи своя походка, всегда легкая, но вместе с тем многообразная: вьющаяся, смелая, развязная, виляющая и быстрая. Шолохов неоднозначно относится к своей героине, он показывает цинизм, внутреннюю пустоту этой женщины, но вместе с тем Дарья Мелехова подкупает своим озорством, чувством юмора и жизнелюбием.
12 Аксинья. Тип настоящей русской женщины. Аксинья – это тип настоящей русской женщины, умеющей по-настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Молодость ее была поругана надругательством отца и истязаниями мужа. Любовь для героини – это своеобразный выход из беспросветного прошлого, вот почему она вся отдается своему чувству: «…Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь…»
13 Аксинья. Тип настоящей русской женщины. Шолохов не один раз говорит о своей героине, что она - гордая, красивая, манящая к себе. У нее «гордое лицо», презирая сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».
14 Аксинья. Тип настоящей русской женщины. Аксинья не может солгать, извернуться, обмануть. Лицемерие ей противно. Правдивость и прямота были в ее характере.
15 Аксинья. Тип настоящей русской женщины Через всю жизнь Аксинья пронесла любовь к Григорию. На ее долю много выпало тяжелого, страшного и постыдного. Потеряв ребенка, по-прежнему любя Григория, она отдается Листницкому, а потом ненавидит его.
16 Аксинья. Тип настоящей русской женщины Любовь Аксиньи к Григорию похожа на пламя, и силу ее переживаний сравнивает Шолохов с огнем. Так на луговом покосе в тот день, когда они в первый раз сблизились, Григорий прижимает к себе Аксинью, «послушную, полыхающую жаром». Или вот, например, «Аксинья ходила на цыпочках, говорила шепотом, но в глазах, присыпанных пеплом страха, чуть приметно тлел уголек, оставшийся от зажженного Гришкой пожара...». Всякий раз при мысли о нем, при встрече с ним она словно бы загорается.
17 Аксинья. Тип настоящей русской женщины Аксинья доказала всей своей жизнью любовь и верность Григорию: «И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория»,- говорит писатель об Аксинье. Образ этой героини изумителен в своем драматизме, прямоте и страстности чувства.
18 Прекрасное и нравственное в образе Натальи. Наталья – это верная, покорная жена Григория. Драма ее изображена Шолоховым с волнующей глубиной. Наталья трудолюбива, добра и тоже красива. Она очень любит Григория. Она полюбила его сразу, с первого взгляда. Но действительность жестоко растоптала чувство Натальи. Григорий сам сказал ей: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся...». Наталья попыталась вступить в борьбу за свое счастье, но не выдержала ее.
19 Прекрасное и нравственное в образе Натальи. Наиболее обаятельные черты Натальи - целомудренность, чистота, стыдливость и робость. В образе Натальи одна из наиболее обаятельных черт – материнство. Всю свою любовь, всю силу нерастраченной женской ласки она перенесла на своих детей, в заботах о них забывала свои обиды и горести. В те же недолгие дни, когда Григорий был рядом с ней, не переставая страдать, чувствовала себя все же счастливой.
20 Прекрасное и нравственное в образе Натальи. Она не хотела прощать человеку, которому отдала все. Измены его были оскорбительны, Наталью больно ранят отношения Григория с Аксиньей, связь с другими женщинами. Жизнь, для Натальи без верности и любви Григория, не имела смысла.
21 Прекрасное и нравственное в образе Натальи. Прощение и примирение Натальи – результат огромного нравственного потрясения. Это один из пленительных образов мировой литературы.
22 Заключение Образы простых женщин-казачек в романе «Тихий Дон» нарисованы М. Шолоховым с потрясающим мастерством. Их судьбы не могут не волновать читателя: заражаешься их юмором, смеешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к сожалению, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счастья.
23 Заключение Я искал ответ на вопрос о сходствах и различиях в женских характерах романа. Конечно, героини Шолохова – разные женщины, о чем много сказано в литературно- критических статьях, но я увидел в них нечто общее: все они сильные и мужественные женщины, умеющие любить до самозабвения, умеющие защищать свой дом, свою семью, жертвовать собой ради тех, кого любят. И как бы трагически ни складывались их судьбы, каждая из героинь Шолохова несет в себе силу характера, мужественно принимает удары судьбы, сохраняя главное свое качество – верность родной земле, дому и любимым людям.
24 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.