Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmbka.ru
1 Пути повышения эффективности взаимодействия банков и оценщиков при оценке для целей залога В.Ю. Рослов Председатель Комитета АРБ по оценочной деятельности Директор Департамента по работе с залогами НБ «ТРАСТ»
2 Основные задачи, решаемые с привлечением оценщиков в банковской деятельности Оценка активов для целей обеспечения кредитных сделок Оценка имущества должника при реализации предмета залога и иного имущества, а также в процессе банкротства Оценка собственных активов банков Оценка банков для целей IPO 1
3 Результаты опроса на Appraiser.ru Какая оценка в 2006 году была приоритетной в Вашей компании? для МСФО - 3,55% для купли-продажи - 17,2% для залога - 44,3% при банкротстве - 8,79% для возмещения ущерба - 9,91% для установления арендной платы - 7,66% для страхования - 2,8% по решению суда - 4,49% другие цели – 11,3% 2
4 Необходимость привлечения оценщиков Цель – понимание реальной стоимости обеспечения для принятия кредитного решения Факторы требования законодательства (оценка государственной или муниципальной собственности (полной или частичной), возникновение спорных ситуаций при ипотечном кредитовании юр. и физ. лиц) в большинстве случаев сотрудники банка не обладают знаниями и навыками в области оценки оценка имущества – непрофильная деятельность для сотрудников кредитных подразделений 3
5 Контакт с клиентом 1 Принятие кредитного решения 3 Анализ фин. состояния заемщика 2 Анализ обеспечения 2 Сопровождение кредита дней 6-8 дней Место оценщика в кредитном процессе Основные требования к работе оценщика: Корректность результатов оценки Оперативность Приемлемая стоимость услуг Кредитный процесс и роль оценщика 4
6 Как банки работают с оценщиками результаты опроса банков) (1/4) Среди комментариев к ответу «привлекаются для оценки отдельных видов активов (каких комментариев)» были обозначены следующие: Например, для оценки комплекса технологического оборудования: - если это императивное требование законодательства - недвижимость, оборудование - недвижимости, имущественного комплекса, доли 5
7 Как банки работают с оценщиками (результаты опроса банков) (2/4) Среди комментариев к ответу «привлекаются для оценки отдельных видов активов (каких комментариев)» были обозначены следующие: 1.работа ведется с пулом аккредитованных оценочных компаний в каждом регионе 2.любые оценочные компании при экспертизе отчета внутренним специализированным подразделением 3.либо в компаниях рекомендуемых Банком, либо в любой иной (на выбор Клиента) с учетом требований к отчетам 6
8 Как банки работают с оценщиками (результаты опроса банков) (3/4) 7
9 Как банки работают с оценщиками (результаты опроса банков) (4/4) Степень удовлетворенности работой оценочных компаний 1. Вполне удовлетворяют предъявляемым требованиям 2. Есть отдельные замечания, но в целом работа удовлетворяет 3. Удовлетворяет в большинстве случаев 4. Есть существенные проблемы 5. Работать с оценщиками нецелесообразно 8
10 Проблемы кредитных организаций, связанные с оценочной деятельностью 1.Низкое качество предоставляемых оценщиками услуг 2.Отсутствие единых требований, отражающих специфику оценки активов для целей залога 3. Несоответствие длительности выполнения работ по оценке требованиям современным форматам кредитования 4.Отсутствие реальных инструментов возмещения убытков кредитным организациям, связанных с некачественной работой оценщика 5.Непроработанность механизма ответственности оценщиков за результаты некачественной работы 9
11 Банк - Оценщик - Клиент Банк Клиент Оценщик Мотивация: Адекватно оценить риски кредитной сделки У банка нет причин для занижения стоимости! Мотивация: Найти «золотую середину» между потребностями клиента и требованиями банка, при отсутствии требований банка – удовлетворить заказчика Мотивация: Получить под свой актив максимальный лимит кредитования 10
12 Пути решения проблемы 1. Глобальные 1.Разработка единых требований к оценке для целей залога 2.Обучение оценщиков 3.Активное участие СРО и регулирующих органов в повышении качества услуг по оценке Локальные 1.Отбор компаний для сотрудничества 2.Участие банка в процессе оценки 11
13 Отбор компаний для сотрудничества Для не сетевых банков 1.Отбор по рейтингам 2.Отбор по практическому опыту сотрудничества Для сетевых банков 1.Аккредитация непосредственно сотрудниками банка 2.Аккредитация с привлечением СРО 12
14 Аккредитация осуществляется в целях защиты имущественных интересов Банка и Клиентов при проведении оценки стоимости имущества, предполагаемого к использованию для целей залога при совершении кредитных сделок и иных целей. Аккредитация является выражением доверия Оценщику со стороны Банка. Аккредитованный Оценщик рассматривается как партнер Банка при выполнении работ по оценке обеспечения кредитных сделок. Цель аккредитации оценщиков 13
15 Основные принципы аккредитации оценщиков для целей оценки залога (1/2) Принципы организации Перечень участников ограничен (4-6 компаний на регион) Оплата за участие не предполагается Критерии оценки формализованы и описываются количественно Форма - дистанционная Критерии оценки А. Опыт работы и репутация компании на рынке Срок работы на рынке оценки (min 4 года на рынке) Годовая выручка (min 2 млн. рублей) В. Квалификация экспертов 2 человека с опытом работы в оценке не менее 5 лет С. Предложения по стоимости услуг Журнал «Банковское кредитование» 4,
16 Основные принципы аккредитации оценщиков для целей оценки залога (2/2) 1.Срок работы компании на рынке 2.Опыт работы трех ведущих экспертов 3.Количество отчетов в год на одного сотрудника (opt 20 – 30) 4.Корпоративный ресурс (специализация экспертов, наличие и ведение баз данных, оригинальные методики, научные труды) Тестирование на предмет уровня профессиональных знаний и правильности их применения Стоимость услуг (opt – 10 – 20% ниже среднерыночных) АВСАВС 15
17 Основные результаты аккредитации при НБ «ТРАСТ» Успешно прошли тестирование – 60 % участвовавших компаний (150 специалистов) Лучшие результаты показали: Общество с ограниченной ответственностью «Независимая оценочная компания «Альфа-Инвест» г. Брянск ООО «Аналитический центр оценки и консалтинга» г. Краснодар ООО «Оценка и консалтинг» г. Воронеж ЗАО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» г. Нижний Новгород ЗАО "Многопрофильный деловой центр» г. Ульяновск 16
18 Основные результаты аккредитации (Тестирование) Средний результат – 52% Максимальный результат – 83% 17
19 Преимущества аккредитованной компании: Дополнительный объем заказов Бесплатное повышение квалификации Признание среди других банков (при успешной работе) Информационное и методическое сотрудничество с банком и другими компаниями Проблемы аккредитованной компании: Повышенные требования к качеству отчетов, как следствие повышенные трудозатраты Распространение негативной репутации (при наличии) среди других банков Выгоды и недостатки для оценщика 18
20 Рекомендуемый процесс взаимодействия Оценщика и Банка ЭтапНаименование этапаПроводимые мероприятия I этапСогласование ТЗ на оценкуОпределяется объект оценки, права и обременения, обсуждаются применяемые подходы, допущения и ограничения определяются необходимый объем информации и сроки проведения оценки). Как правило проводится при участии клиента и совмещено с осмотром объекта II этапЗаключение договораДоговор имеет трехстороннюю форму. Банк выступает в качестве созаказчика и получателя отчета (наряду с клиентом) и подписывает акт приема-передачи. III этапТекущие консультацииОценщик информирует сотрудника банка о возникающих проблемах (напр. с предоставлением информации), совместно обсуждаются спорные вопросы IV этапПредставление в банк краткого резюме отчета Оценщик предоставляет в банк полученные результаты в краткой форме. При согласовании банком результатов, оценщик готовит отчет об оценке V этапПредставление заказчикуПодготовленный отчет представляется заказчику 19
21 Комитет Ассоциации Российских Банков по оценочной деятельности 20
22 Основные цели деятельности Комитета повышение качества оценочных услуг в банковской сфере и эффективности взаимодействия кредитных организаций с оценщиками и оценочными сообществами содействие членам Ассоциации, заинтересованным организациям и учреждениям, частным лицам, органам государственной власти в решении вопросов, связанных с применением профессиональной оценочной деятельности в банковском и финансовом секторе повышение конкурентоспособности членов Ассоциации 21
23 Сущность Комитета Комитет – связующее звено между банками и оценщиками Комитет – объединение представителей исполнителей и потребителей услуг по оценке Комитет – платформа для формирования и доведения до необходимых структур разумных инициатив 22
24 Стратегические направления работы Совершенствование и внедрение методической базы в части оценки активов для целей залога. Формирование единых подходов и требований. Повышение качества оценочных услуг в банковском секторе и эффективности взаимодействия кредитных организаций и оценщиков Совершенствование законодательства и нормативных документов ЦБ РФ и др. Защита интересов кредитных организаций – членов Ассоциации при возникновении убытков 23
25 Совершенствование и внедрение методической базы в части оценки активов для целей залога. Формирование единых подходов и требований. Разработка внутреннего стандарта и отдельных методик Обучение оценщиков Обучение сотрудников банков Эффективна я система оценки активов для целей залога Стратегические направления работы 24
26 Повышение качества оценочных услуг в банковском секторе и эффективности взаимодействия кредитных организаций и оценщиков Диагностика проблем Обобщение опыта Участие в работе сертификационных органов Повышение качества услуг и эффективности взаимодействия Рассмотрение программ обучающих мероприятий Работа с обращениями Стратегические направления работы 25
27 Совершенствование законодательства и нормативных документов ЦБ РФ и др. Сбор, анализ и разработка предложений Внесение предложений Работа с представителями гос. органов (ЦБ и др.) Внедрение предложений для повышения эффективнос ти работы членов Ассоциации Стратегические направления работы 26
28 Защита интересов кредитных организаций – членов Ассоциации при возникновении убытков Страховая защита Привлечение средств компенсационных фондов Рекомендации по эффективной защите интересов кредитных организаций Стратегические направления работы 27
29 Ближайшие и текущие задачи Комитета ЗАДАЧИ НА 2007 ГОД Разработка и согласование внутреннего стандарта по оценке для целей залога, рассмотрение отдельных методических рекомендаций; Диагностика существующих проблем как кредитных организаций, сопряженных с оценочной деятельностью, так и оценщиков при работе с банками; Подготовка рекомендаций по обеспечению имущественного возмещения банкам убытков, возникающих вследствие некачественной оценки Взаимодействие с образовательными учреждениями оценочного профиля с целью подготовки предложений и рекомендаций по сотрудничеству ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ Работа с обращениями кредитных организаций Участие в общественных мероприятиях (конференции, семинары, круглые столы) Освещение актуальных для кредитных организаций вопросов оценочной деятельности Мониторинг действующего законодательства и нормативных актов гос. органов с целью формирования предложений по их совершенствованию 28
30 Структура Комитета Председатель Заместители Председателя (2) Экспертный совет Рабочие группы Члены Комитета Координатор от АРБ 29
31 Контакты Комитета (Комитеты и группы) Председатель Комитета: Рослов Виктор Юрьевич Секретарь Комитета: Вираховская Елена Геннадьевна Председатель Экспертного совета: Щербакова Ольга Николаевна Координатор от АРБ: Покопцева Екатерина Борисовна 30
32 Издательство «Финансы и статистика» предположительное время выхода – январь – февраль 2008 года 31
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.